Факторы транскрипции, неоангиогенеза и апоптоза при гнойных послеоперационных осложнениях у больных с различным течением рака слизистой оболочки полости рта

Автор: Кит О.И., Кононенко В.И., Комарова Е.Ф., Демидова А.А., Позднякова В.В., Новикова И.А., Коробейникова Е.П., Максимов А.Ю.

Журнал: Злокачественные опухоли @malignanttumors

Рубрика: Опухоли головы и шеи

Статья в выпуске: 4S1 (21), 2016 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140222782

IDR: 140222782

Текст статьи Факторы транскрипции, неоангиогенеза и апоптоза при гнойных послеоперационных осложнениях у больных с различным течением рака слизистой оболочки полости рта

Материалы и методы. В исследование были включены 141 больной раком слизистой оболочки полости рта T1–3N0–2M0 стадии процесса. Средний возраст больных составил 50,5±4,4 лет. Больные были разделены на 2 группы, у которых в послеоперационном периоде развивались гнойные осложнения – основная группа (n=96) и послеоперационный период протекал без гнойно-септических осложнений – группа сравнения (n=45). У больных основной группы частота прогрессирования основного заболевания (рецидивы опухоли, регионарные и отдаленные метастазы) наблюдалась у 39 (40,6%), а в группе сравнения – у 4 (8,9%) Уровень экспрессии гипоксия-индуцибельного факто-ра-1a и ядерных факторов транскрипции семейства каппа-В (NF-kBр50 и NF-kBр65) исследовали методом ИФА в ткани опухоли. Содержание HIF-1a в ротовой жидкости больных раком СОПР, а также уровень VEGF-А в ткани опухоли и ротовой жидкости определяли методом ИФА. Для выявления белка HIF-1a был применен иммунопероксидазный метод, а для оценки экспрессии HIF-1a количество позитивных клеток подсчитывали на 1000 клеток. При оценке экспрессии маркера апоптоза bax использовали поликлональные антитела («DAKO Corp.»).

Результаты. и их обсуждение. При прогрессии заболевания в двух изучаемых группах содержание HIF-1a, NF-kB p50, NF-kB p65 и VEGF-A в ткани опухоли было выше по сравнению с больными со стабильным течением заболевания. Однако, амплитуда прироста транскрипционных и ростовых факторов при прогрессировании заболевания была выше в основной группе по сравнению с группой сравнения. Так, в основной группе у пациентов с прогрессированием заболевания по сравнению • № 4, Special Edition 1 – 2016 г. (21) • MALIGNANT TUMOURS 195

ОПУХОЛИ ГОЛОВЫ И ШЕИ

с больными при стабильном течении болезни HIF-1a, NF-kB p50, NF-kB p65 и VEGF-A возросли, соответственно, на 26,3% (p<0,05), 16,2% (p<0,05), 39,5% (p<0,05) и 17,5% (p<0,05), а в группе сравнения на 18,9% (p<0,05), 17,6% (p<0,05), 15,2% (p<0,05) и 10,8% (p<0,05). Экспрессия HIF-1a в опухолевой ткани в основной группе при прогрессировании заболевания была выше по сравнению с пациентами этой же группы, но без прогрессии болезни. Сильная выраженность экспрессии HIF-1a в опухолевой ткани в основной группе при прогрессировании заболевания встречалась в 38,5%, а при отсутствии прогрессии – в 1,8%, средняя выраженность экспрессии при прогрессии болезни – в 53,8%, а при отсутствии прогрессии – в 82,5%. Слабая выраженность экспрессии встречалась при прогрессии болезни – в 7,7%, а при отсутствии прогрессии – в 15,8% и не различалась по частоте (p>0,05).

В группе сравнения при прогрессии заболевания преобладала по частоте (75%) сильная выраженность экспрессии HIF-1a (3+++), а при отсутствии прогрессирования достоверно чаще всего (70,7%) встречалась слабая выраженность экспрессии (1+).

У больных основной группы как при прогрессировании (94,9%), так и при стабильном течении заболевания (84,9%) транслокация HIF-1a в ядро опухолевых клеток, сопровождающаяся ядерно-ци-топлазматическим типом окрашивания при ИГХ исследовании была высокой по частоте. У пациентов группы сравнения при прогрессировании заболевания (100%) ядерно-цитоплазмати-ческий тип окрашивания опухолевых клеток встречался чаще по сравнению со стабильным течением болезни (56,1%).

Как в основной группе, так и в группе сравнения, прослеживалась тенденция снижения экспрессии проапоптического белка bax у пациентов с прогрессией заболевания. Полученные результаты позволяют предполагать, что активация апоптоза являлась сдерживающим механизмом для прогрессирования рака СОПР.

Показано, что содержание HIF-1a в ротовой жидкости при прогрессировании заболевания по сравнению с пациентами со стабильным течением обеих изученных групп было сходным. Уровень VEGF и прогрессирование рака СОПР коррелировало только в основной группе больных: в ротовой жидкости уровень фактора был повышен на 19,9% (p<0,05). При этом, у пациентов в группе сравнения значимых связей с прогрессией заболевания выявлено не было, и экспрессия VEGF была одинаковой у всех больных этой группы.

Заключение. У больных раком СОПР с гнойными послеоперационными осложнениями выявлены закономерности, имеющие достоверно большую выраженность при прогрессировании основного заболевания относительно больных без прогрессирования. Такие факторы как прогрессирование рака СОПР и гнойные воспалительные осложнения после операции были ассоциированы с высоким уровнем транскрипционных факторов, усиленной транслокацией гипокси-я-индуцибельного фактора-1a в ядро, высокой экспрессией васкуло-эндотелиального фактора роста и активацией апоптоза в опухолевой ткани.

Статья