Факторы, влияющие на российско-иранские отношения в начале XXI в
Автор: Филин Никита Александрович
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Политика в фокусе
Статья в выпуске: 3, 2017 года.
Бесплатный доступ
Автор выделяет три периода позитивного сотрудничества между Россией и Ираном: конец 1990-х гг., 2006-2009 гг. и с 2012 г. по настоящее время. В это время были заключены соглашения на поставку российской военной техники, контракты в промышленности и торговле. За последние годы российско-иранские отношения претерпевали падения и взлеты, связанные в т.ч. с изменяющейся международной обстановкой. Периоды активного диалога сменялись продолжительными паузами, подписание многомиллиардных контрактов - обоюдными обвинениями в невыполнении взятых на себя обязательств и обещаний. На данный момент отношения между Москвой и Тегераном находятся на высшей точке сотрудничества за последние 25 лет. Вероятно, эта ситуация имеет долгосрочную тенденцию, но история двусторонних отношений последних лет показывает, что ситуация может и измениться. Автор анализирует общие и специфические факторы, влияющие на политику России в отношении Ирана и Ирана в отношении России.
Иран, Россия, сотрудничество, контакт, проблемы
Короткий адрес: https://sciup.org/170168735
IDR: 170168735
Текст научной статьи Факторы, влияющие на российско-иранские отношения в начале XXI в
В позитивном сотрудничестве между Россией и Ираном можно выделить три периода: конец 1990-х гг., далее 2006–2009 гг. и с 2012 г. (особенно после введения в 2014 г. США и их союзниками санкций против России) по настоящее время.
В эти годы заключались довольно крупные соглашения на поставку в Иран российской военной техники, а также активизировались контакты в промышленности и торговле. Было подписано соглашение о строительстве российскими специалистами в Иране Бушерской атомной электростанции.
Первый период закончился в конце 1999 г., когда внешнеторговая деятель- ность России была связана c заключенным еще в 1995 г. соглашением Гора и Черномырдина. По этому соглашению Россия прекращала экспорт военного оборудования в Иран к 1999 г. и отказывалась заключать новые соглашения по военному сотрудничеству.
В начале нулевых годов двусторонние отношения имели шанс измениться к лучшему: так, например, в 2001 г. состоялся визит президента ИРИ Мохаммада Хатами в Москву, сопровождавшийся подписанием ряда документов, касающихся повышения уровня сотрудничества обеих стран во многих областях. Однако кризис, возникший вокруг ядерной программы Тегерана в 2002–2005 гг., сильно повлиял на российско-иранские контакты, резко снизив их уровень и число. Во многом это было связано с усилением критики России со стороны западных стран из-за продолжающегося сотрудничества с ИРИ, особенно в ядерной сфере.
Только к середине нулевых годов отношения между странами снова активизировались. Особенно это было заметно в энергетическом секторе. Кроме того, именно в это время был заключен договор о поставках в Иран комплексов С-300.
Окончание этого периода ознаменовалось «перезагрузкой» отношений между Россией и США, что способствовало поддержке Россией в 2010 г. резолюции Совета Безопасности ООН № 1929, открывающей дорогу жестким санкциям против Ирана со стороны Запада. В этом же году Россия отказалась поставлять в Иран комплексы С-300.
Новый виток сближения стран начался после возвращения на президентский пост Владимира Путина. За последние 5 лет ирано-российские соглашения постепенно активизировались, что выразилось в поддержке Россией снятия международных санкций с Ирана. 14 июля 2015 г. в Вене после более 10 лет переговоров было подписано соглашение по ядерной программе Ирана между Тегераном и «шестеркой». Россия оказала большую помощь конкретно Ирану и в целом способствовала подписанию этого соглашения. Россия также заключила новый договор с Ираном на поставку комплексов С-300.
30 сентября 2015 г. Россия начала военную операцию в Сирии, в которой Иран оказался ее союзником. На данный момент отношения между Москвой и Тегераном находятся на высшей точке сотрудничества за последние 25 лет. Вероятно, эта ситуация имеет долгосрочную тенденцию, хотя история двусторонних отношений последних лет показывает, что ситуация может измениться [Кожанов 2016; Мамедова 2015: 62].
Какие же факторы определяли отношения России и Ирана за последние годы? И какие факторы будут оказывать влияние в ближайшем будущем?
Общие факторы. Во-первых, в качестве общих факторов нужно отметить геополитические интересы двух стран. Лишившись значительных территорий в результате распада Советского Союза, а следовательно и части геополитического влияния, Россия нуждалась в союзниках, которые смогли бы нейтрализовать влияние ее вероятных противников по периметру новых границ. Таким союзником в какой-то степени стал Иран, который, даже находясь в международной изоляции, имел немалое влияние на соседние страны. Конечно, в 1990-х гг. между государствами наблюдалось и определенное геополитическое соперничество, наиболее остро проявлявшееся в Средней Азии, но оно не мешало взаимному сотрудничеству двух стран, особенно в связи с актуальностью внешних угроз.
Во-вторых, за последние годы обе страны столкнулись с некоторыми сходными проблемами. Среди них – этнический сепаратизм, иногда заключавшийся в вооруженном сопротивлении центральной власти и в направленных против нее террористических актах. Кроме того, это шоковые экономические реформы, начатые практически одновременно в России и Иране в начале 1990-х гг. и приведшие к росту социальной напряженности. Эти обстоятельства делали возможным взаимодействие двух стран в плане сдерживания указанных угроз. Например, Иран не только не поддерживал чеченских сепаратистов во время первой и второй антитеррористических кампаний на Северном Кавказе, но и старался смягчить позицию стран региона Ближнего и Среднего Востока по отношению к России.
Факторы, определяющие политику России. Главным трендом двусторонних отношений являлось то, что политика российской дипломатии в Иране строилась на стремлении России использовать отношения с Тегераном более для усиления своего влияния в геополитической игре, нежели для углубления и развития двустороннего сотрудничества. Особенно это проявлялось в отношениях России и США, где Москва выставляла свои отношения с Ираном в качестве предмета торга. Так было и при заключении «сделки Гора – Черномырдина», и при «перезагрузке» отношений между США и Россией во время президентства Дмитрия Медведева.
Россия достаточно долго блокировала попытки Соединенных Штатов и их союзников применить жесткие санкции в отношении Ирана. В то же время нельзя сказать, что Иран делал какие-то значимые встречные шаги по отношению к России в плане демонстрации своей готовности вести диалог с международным сообществом по ядерной проблеме. Неоднократно иранцы срывали уже практически достигнутые договоренности по международному обмену накопленного обогащенного урана. Возможно, эти обстоятельства в конечном итоге и сказались на том, что в 2010 г. Россия поддержала санкционную резолюцию Совета Безопасности ООН № 1929, а также отказалась поставлять Тегерану зенитно-ракетные комплексы С-300.
Также Россия использовала свои отношения с Ираном, чтобы добиться господствующего положения на просторах СНГ. Россия с помощью сотрудничества с Ираном стремилась обезопасить свои внешние границы. Здесь можно выделить борьбу с наркотрафиком, а также проблемы этнической напряженности. При охлаждении отношений с Западом России нужны были союзники в регионе, так что в эти моменты Россия всегда активизировала свои контакты с Ираном.
Факторы, определяющие политику Ирана. Как ни странно, главным фактором политики Ирана по отношению к России была позиция самой России. Иными словами, Тегеран реагировал на политику Москвы. Когда Россия начинала идти на большие контакты с Западом, то она отдалялась от Ирана. В Иране это видели и предпринимали ответные действия.
Одним из важных факторов ирано-российских взаимоотношений были вну-триэлитные противоречия в Иране. Отношения с Россией рассматривались как козырь или как нежелательный ресурс. Например, после президентских выборов 2009 г. оппозиция яростно выступала против России, а выигравший Махмуд Ахмадинежад указывал на признание Россией своей победы.
Иран также рассматривал Россию как ресурс в геополитической игре. Примером служит голосование 23 декабря 2008 г. в Москве на форуме стран – экспортеров газа против размещения штаб-квартиры организации в России. Именно иранский голос стал решающим, когда для этих целей была выбрана столица Катара Доха.
Современные перспективы. По поводу современного сотрудничества двух стран в иранском экспертном сообществе существуют две крайние точки зрения, которые прямо противоречат друг другу. Некоторые аналитики заявляют, что Ирану необходимо полностью принять сторону России против Запада. Это, по их мне- нию, позволило бы объединить усилия двух стран в борьбе с общим врагом, что позволило бы Ирану облегчить наложенный на него США и их союзниками санкционный режим и укрепить свое доминирование в регионе Ближнего и Среднего Востока. Другие представители иранского экспертного сообщества считают, что Иран должен отказаться от тесных контактов с Российской Федерацией, заявляя, что настал подходящий момент для начала борьбы с Россией за рынки сбыта нефтяной и газовой продукции. По их мнению, необходимо воспользоваться конфликтом России с Западом, чтобы приступить к реализации иранских газовых и нефтяных проектов с европейскими странами. Так, можно было бы, например, компенсировать сокращение доходов от продажи нефти за счет увеличения экспорта природного газа в Европу [Beheshtipour 2014].
Вместе с тем нельзя не отметить, что санкции США и их союзников против России, отдаление России от стран Запада во многом сблизили позиции Москвы и Тегерана. Это выразилось в совместной операции в Сирии и подписании серьезных экономических и военных контрактов. Представляется, что в скором времени тенденция к изоляции России не изменится, что заставляет Москву рассматривать Иран в качестве своего экономического и политического партнера на ближайшую перспективу.
Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда (проект № 14-18-03615).
Список литературы Факторы, влияющие на российско-иранские отношения в начале XXI в
- Кожанов Н. 2016. Брак по расчету: Перспективы российско-иранского регионального сотрудничества. -Россия в глобальной политике. № 3. Доступ: http://www.globalaffairs.ru/number/Brak-po-raschetu-18143
- Мамедова Н.М. 2015. Сотрудничество России и Ирана: соотношение экономических и геополитических интересов. -Российско-иранские отношения: Проблемы и перспективы. М.: Институт востоковедения РАН. С. 51-63
- Beheshtipour H. Russia's Military Intervention in Crimea: Iran's Position. -Iran Review. 08.03.2014. URL: http://www.iranreview.org/content/Documents/Russia-s-Military-Intervention-in-Crimea-Iran-s-Position.htm