Фазан Phasianus colchicus в бассейне верхнего течения Буреи

Автор: М.Ф. Бисеров, А.Л. Антонов, А.А. Худяков, И.А. Подолякин

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 2567 т.34, 2025 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140312478

IDR: 140312478

Текст статьи Фазан Phasianus colchicus в бассейне верхнего течения Буреи

Область гнездования фазана Phasianus colchicus на русском Дальнем Востоке охватывает долину Амура от западных районов Амурской области к востоку до долины реки Уссури и некоторые районы Приморского края (Нечаев, Гамова 2009). В Среднем Приамурье это типичный обитатель открытых местообитаний его южной части (Иванов 1993; Антонов, Парилов 2010; Аверин и др. 2012). В общих чертах распространение типичных основных местообитаний фазана здесь совпадает с границами Средне-Амурской равнины. Во многих районах Приамурья продолжается естественное расселение вида (Власов 2003; Фисенко 2010).

Отмечено, что расселение фазана к северу и востоку происходит в основном вдоль железных и автомобильных дорог (Пронкевич и др. 2020).

По долине реки Буреи и её притоку Тырме в последние несколько десятилетий фазан продвинулся на 200-250 км к северу, проникнув на территорию Хабаровского края – во внутренние районы Буреинского нагорья. В пределах нагорья расположены две небольшие равнины: Верх-небуреинская и Тырминская, где, казалось бы, практически нет условий для обитания фазана в связи с преобладанием горных лиственничных и смешанных хвойно-мелколиственных лесов и марей. Однако ранее, до начала 1990-х годов, там имелись небольшие сельскохозяйственные угодья, которые в настоящее время более чем наполовину сократили площади, при одновременном увеличении площади дачных посёлков.

С 2004 года в центральной части бассейна Буреи после строительства Бурейской ГЭС образовалось одноимённое водохранилище, уровень которого вышел на проектную отметку в 2009 году. Также в пределах рассматриваемой территории существуют населённые пункты, наиболее крупные из которых – Чегдомын и Новый Ургал, проходят железные дороги «Известковая–Чегдомын» и участок Байкало-Амурской магистрали (БАМ); автодороги: «Чегдомын–Чекунда» и вдоль трассы БАМа. Климат суровый: по данным для метеостанции Чекунда (расположена в центральной части рассматриваемой территории в посёлке Чекунда, в долине Буреи на высоте 233 м н.у.м.) средняя годовая температура воздуха составляет -4.2ºС, средняя температура января -34,3ºС, июля +16.5ºС, абсолютный минимум -58ºС. Однако в последние два десятилетия климат, несомненно, стал теплее.

До середины 1990-х годов в бассейне среднего и верхнего течения Буреи и во внутренних районах Буреинского нагорья фазан никем из исследователей не отмечался (Афанасьев 1934; Кистяковский, Смогоржевский 1964; Воронов 1976; Бисеров 2003). Старожилы этих мест также отрицают его обитание в этом районе. В период проживания одного из авторов (А. Л.Антонов) в посёлке Ургал (ныне станция Ургал-1) с 1964 по 1972 год никаких сведений о фазане из окрестностей этого посёлка и в целом Верхнебуреинской равнины не было.

На Тырминской равнине в окрестностях посёлка Тырма, через который проходит железная дорога «Известковая–Чегдомын», по сведениям охотника В.Стебунова, фазан появился в середине 1990-х годов. Тогда он был относительно редок и отмечался нерегулярно. В последние 20 лет обитает постоянно. Весной одновременно можно слышать 2-3 токующих петухов. Максимальные размеры групп – до 15 особей. Здесь фазаны придерживаются кустарниково-луговых местообитаний и марей. Осенью и зимой обитают в границах посёлка и в его окрестностях.

На Верхнебуреинской равнине в окрестностях посёлка Чекунда фазан впервые появился в эти же годы. При этом птиц в начале отмечали в период с весны до осени. Следует указать, что в окрестностях посёлка Чекунда имеются значительные участки кустарниково-луговых местообитаний (заброшенные огороды, сенокосы и т.п.) и марей. Позже фазаны стали встречаться здесь и зимой. Максимальная величина стай – до 18-20 птиц – отмечается осенью. В период весеннего токования (май и начало июня) с одной точки в окрестностях посёлка слышно одновременно до 3 петухов. Летом отмечаются и выводки. В последние же 10-15 лет фазаны обитают здесь круглогодично. Весной и летом они обитают в окрестностях и на окраинах посёлка, а осенью и зимой чаще встречаются в его границах. При этом охотно поедают на огородах и возле построек выложенный корм: кукурузу, пшеницу (см. рисунок). В районе посёлка зимой отмечаются выходы фазанов на лёд Буреинского водохранилища. Интересно, что ниже посёлка по берегам водохранилища они не встречаются. Были отмечены случаи гибели двух фазанов (один от лисицы, второй от домашней кошки). В 2025 году одна самка встречена 24 августа на окраине посёлка Чекунда, в зарослях высокотравья (полынь, вейник, бобовые) и кустарников (спирея, рябинник).

Самка фазана Phasianus colchicus на зимней подкормке возле дома А.А.Худякова в посёлке Чекунда.

Фото А.А.Худякова

В настоящее время фазан заселил, по-видимому, все пригодные для него территории Верхнебуреинской и Тырминской равнин, примыкающие к посёлкам. Так, имеются указания на добычу в 2005 году самки фазана в районе посёлка Усть-Ургал (Пронкевич и др. 2020). В последние годы фазан регулярно отмечается в районе Чегдомына и ряда других близлежащих населённых пунктов (посёлки ЦЭС и Средний Ургал, дачи, территории бывших воинских складов).

Каким образом фазан смог проникнуть во внутренние районы Буре-инского нагорья, занятые преимущественно бореальными лиственничными лесами, и заселить две расположенные на его пространствах долины? При этом возможность завоза этих птиц, которые могли бы впоследствии оказаться на воле, следует исключить, поскольку о факте завоза стало бы известно охотникам района, большинство из которых знают друг друга. Казалось бы, наиболее очевидный путь проникновения фазана — его продвижение по долине реки Буреи. Значительное продвижение границы распространения фазана на север по долине этой реки отмечалось здесь в начале 2000-х годов (Антонов 2006), но к настоящему времени фазан смог продвинутся лишь до южной части Буреинского водохранилища (Антонов, Дугинцов 2018). Дальнейшее продвижение по берегам водохранилища, на наш взгляд, невозможно. Здесь практически нет условий для обитания фазана даже летом, так как крутые скло -ны прибрежной части водохранилища на значительном протяжении (около 150 км) по обоим берегам покрыты лиственничными лесами, а пойменные участки полностью затоплены. Это подтверждается и фактами отсутствия его встреч по берегам водохранилища на участке ниже посёлка Чекунда, где поселения человека отсутствуют вплоть до плотины Бурейской ГЭС. Установлено также, что в условиях Приамурья формирование водохранилищ негативно влияет на распространение фазана (Подольский и др. 2005).

Скорее всего, фазан проник в бассейн верхнего течения Буреи с юга — из бассейна реки Биры (ЕАО) вдоль трассы железной дороги «Известко-вая–Чегдомын». Железнодорожные пути с придорожной растительностью обладают достаточно пригодными условиями для обитания фазана, поскольку вдоль железнодорожного полотна часто формируются травянистые сообщества, богатые рудеральной растительностью, устойчивой к уплотнению почв (Антипов 2012). Станционные посёлки с наличием в них элементов сельскохозяйственной деятельности также могут способствовать его продвижению. Эти обстоятельства объясняют факт появление фазана на Тырминской равнине в более ранний период, чем он оказался у южной окраины Буреинского водохранилища. Так же вероятно, что проникновение фазана связано и с потеплением климата в последние десятилетия. Продвижение этого вида, вероятно, происходило весной и летом вдоль железной дороги; в зимний же период птицы обитали в основном в окрестностях населённых пунктов.

Успешное круглогодичное обитание фазана во внутренних районах Буреинского нагорья, отличающихся суровыми зимними условиями, связано в основном с существованием населённых пунктов и антропогенным преобразованием среды, на что ранее обратил внимание А.А.Наза-ренко (1999), отметивший, что широкое расселение фазана на Дальнем Востоке происходило параллельно с освоением этого региона человеком.

Факт отсутствия встреч фазана по берегам Буреинского водохранилища на весьма протяжённом участке ниже посёлка Чекунда, где поселения человека отсутствуют до плотины Бурейской ГЭС, также подтверждает вывод о ведущей роли антропогенных преобразований среды в распространении фазана во внутренних районах Буреинского нагорья.