Феномен государственной бюрократии

Автор: Бочкарева К.С.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 2-1 (11), 2014 года.

Бесплатный доступ

В данной статье приведен краткий теоретический и исторический обзор формирования государственной бюрократии.

Государство, государственное управление, бюрократия, общество, государственно-административная деятельность

Короткий адрес: https://sciup.org/140107316

IDR: 140107316

Текст научной статьи Феномен государственной бюрократии

Государственное управление трактуется ныне как деятельность, базирующая на конкурентных принципах, нацеленная на обеспечение услуг для населения страны, региона, удовлетворения платежеспособного спроса населения. Его можно использовать для характеристики государственного управления понятий, применяемых для описания экономических процессов: «производство» (применительно к государству - производство услуг), «предприятие» (государственное учреждение как производитель услуг на рыночных принципах) и другой термин «организация» характеризует, как государственные и общественные (третий сектор), так и хозяйственные учреждения (предприятия, фирмы, компании и т.п.). Этот подход в условиях рынка следует признать целесообразным [2, с. 48].

В начале XXI столетия в жизни современного общества определились радикальные   перемены, требующие обновления деятельности государственных служб. Практика показала, что современная реформа управления предполагает не только обеспечение стабильно высокого качества практических управленческих действий, но также разработку и внедрение новых, более эффективных управленческих структур и технологий. Основная цель качественного обновления государственного управления - повышение его открытости, расширение доброжелательности по отношению к населению, ускорение управленческих процессов, эффективное решение задач, повышение мобильности сотрудников и их удовлетворенности трудом [4, с. 55].

Любой, кто имел дело с государственными служащими, может подтвердить, что бюрократия не является безразличной, предсказуемой и определенной, как она описана в идеальной модели Вебера. В системе государственной администрации, как и в любой другой организации, импровизация, отступление от формы и стремление «пустить пыль в глаза» при принятии решений являются обычными вещами. Государственные служащие обладают психологией и редко действуют в стерильных условиях, которые подразумеваются у Вебера.

Принципиальное значение приобретает более широкое участие общественности в определении целей развития, разработке планов и принятии решений по государственным программам и проектам, а также по их осуществлению. Для того, чтобы административно-государственная деятельность была успешной, она должна приводить к изменениям в общих настроениях, буднях и образе жизни граждан.

Помимо этого, структура государственных служб к концу XX века претерпела существенные изменения во многих странах. До середины 70-х годов основной упор в административно-государственном управлении делался на деловые качества профессиональных государственных служащих, их политическую нейтральность и гарантированный срок пребывания в должности. Однако с конца 70-х важное значение стало придаваться политической деятельности, а в ряде случаев и активной политической роли государственных служащих (особенно тех, которые занимают высокие посты в административном руководстве и управлении). На практике это означает более быструю перестановку в рядах старших администраторов и придание политического характера определенным должностям. В некоторых странах (США, Франция) сотрудники гражданских служб становятся членами партий и партийными функционерами.

В конце XX века государственное управление достигло очень высокого уровня специализации. Сегодня служащие государственной администрации должны действовать преимущественно самостоятельно в своей узкой области управления, когда им даны лишь самые общие политические решения от президента или парламента. Многие из принимаемых ими решений должны быть на основе такого детального знания своей области государственного администрирования, которого нет у политических лидеров. Частое совпадение административных и политических функций является, следовательно, результатом требований современного государственного управления, а не желанием власти профессиональных государственных служащих. Профессор Йельского университета Д. Йейтс считает, что в наши дни при господстве «бюрократической демократии» в развитых странах мира уже нельзя говорить о действительном разделении властей. Бюрократия приобрела, по его мнению, законодательные функции, поскольку она является решающей силой при выдвижении законодательных предложений. Бюрократия играет также рель судебной власти, особенно в сфере регулирования. При этом бюрократия сохранила и свои исполнительные функции в сфере реализации государственной политики. Американские политологи М. Роскин, Р. Корд и У. Джонс считают, что можно выделить шесть основных направлений деятельности «государственного администрирования»: исполнение решений, обслуживание, регулирование, лицензирование, сбор информации и коммунальное хозяйство [5, с. 102].

Понятно, какое огромное значение для страны имеет государственная служба, правильное определение целей и направлений их труда, подбор кадров, распределение полномочий, стимулирование добросовестной работы и т. д. Некоторые ученые даже утверждают, что хорошая администрация для общества важнее, чем хорошая конституция. И хотя такое мнение спорно, опыт многих стран свидетельствует о том, что общество, которое надлежащим образом не организовало труд служащих, испытывает серьезные трудности.

Государственная бюрократия стала огромной властной политической силой, весьма далекой от «идеальной модели», созданной когда-то Вебером. Этот феномен требует постоянного серьезного теоретического и практического научного изучения, поскольку как и все социальнополитические явления, он находится в процессе непрерывного изменения и развития.

Более того, государственно-административная деятельность – уникальный элемент в социально-политической системе, потому что характер этой деятельности определяется системой и в то же самое время от нее ожидают, что она может изменить систему. Однако государственноадминистративная деятельность – это средство для достижения цели, а не сама цель. Это значит, что административные возможности должны оцениваться адекватно национальным целям, с учетом исторического прошлого, культурных особенностей и различных факторов окружения [3, с. 237].

Е. А. Васильева отмечает, что «целью государственной службы как организации не является получение прибыли. … Вместо того, чтобы реагировать на рыночные ожидания, государственная служба призвана обеспечивать условия для социально-экономического развития. Большее значение в этом случае получает не организационная структура органов исполнительной власти, а качество жизни в регионе, как показатель эффективности государственного управления. Соответственно, управление организационным потенциалом государственной службы должно быть направлено на выявление потребностей общества и организацию работы органов исполнительной власти на удовлетворение этих потребностей» [1, с. 94].

И вполне естественно, что системы государственно-административной деятельности в различных странах обязательно отличаются и будут отличаться одна от другой во многих важных аспектах, хотя и имеют много общих черт. Вообще сомнительно, что возможно создать общую модель государственно-административного управления, которая была бы подходящей для всех развитых стран. Следовательно, и о содержании понятий     «административно-государственное     управление»     и

«государственное администрирование» можно говорить с известной долей условности, имея в виду только наиболее общие, универсальные характеристики.

Всегда необходимо помнить о разнообразии систем и положений в государственно-административной деятельности и об ограниченности моделей, когда их применяют в реальных ситуациях [6, с. 28].

Статья научная