Феномен готовности участников конфликтов к их разрешению с использованием медиативного содействия
Автор: Лугуева Наида Магомедовна
Журнал: Высшее образование сегодня @hetoday
Рубрика: Психология
Статья в выпуске: 8, 2019 года.
Бесплатный доступ
Рассматривается сложное психологическое явление - феномен субъектной готовности участников конфликтов к их разрешению с использованием медиативного содействия. Анализ проводится на примере конфликтов в межличностных взаимоотношениях в студенческой среде. Характеризуются страхи участников конфликтов перед медиативным воздействием. Приводятся результаты эмпирического исследования субъектной готовности студентов к принятию помощи медиатора. Показано, что участие студентов в авторской программе «Гармония межличностных отношений» стимулировало позитивные преобразования в психологической готовности к медиативной помощи при решении межличностных противоречий.
Медиативное содействие, страхи перед медиатором, субъективная готовность к принятию медиативной помощи, разрешение конфликтов
Короткий адрес: https://sciup.org/148321278
IDR: 148321278 | DOI: 10.25586/RNU.HET.19.08.P.79
Текст научной статьи Феномен готовности участников конфликтов к их разрешению с использованием медиативного содействия
его профессиональной деятельности видов практик – психологического консультирования и психотерапии – на протяжении длительного времени подтверждает свою результативность при решении значимых для конфликта задач по нормализации внутреннего состояния и межличностного взаимодействия людей. Владея техникой реализации данных видов практики, психолог способен эффективно выстроить действия по преодолению межличностных конфликтов у студентов вуза. Свою роль в решении данной задачи может сыграть и авторитет психолога как представителя «помогающей» профессии.
Однако привлечение психолога для преодоления конфликтов в межличностных отношениях не только сулит очевидные преимущества, но и связано с некоторыми проблемами, которые способны существенно понизить результативность всего процесса разрешения конфликтной ситуации. В частности, отрицательную роль может сыграть то обстоятельство, что психо- лог представляет собой лицо, которое зачастую является абсолютно чужим для участников конфликта, а следовательно, не владеющим исходной информацией о его субъектах, причинах, содержании и особенностях протекания. Между тем изучение этой информации требует определенных затрат времени и сил, достаточно существенных в контексте развития конфликта и нарастания наносимого им ущерба межличностным отношениям всех его участников.
Высокой эффективностью обладает использование для разрешения конфликтных межличностных отношений специалистов в этой сфере – медиаторов [1, 5]. В качестве медиаторов в вузе могут выступать представители профессорско-преподавательского состава или руководства высшего учебного заведения, а также сотрудники специальных служб, выполняющих услуги по медиативному преодолению конфликтов.
Очевидным преимуществом привлечения медиаторов к разрешению конфликтов является нали- чие у них профильной подготовки, состоящей во владении массивами предметной информации и средствами профессиональной работы с разными типами конфликтов.
Профессиональные компетенции в сфере конфликтного взаимодействия выражаются в обладании предметно значимыми знаниями, умениями и способностями. Профессионально подготовленный медиатор владеет техникой изучения внешних и внутренних факторов перерастания межличностных отношений в конфликтную форму, способен разработать оптимальную стратегию разрешения конфликтных межличностных отношений, подобрать наиболее адекватные для конкретного конфликтного взаимодействия методы работы с его сторонами, а самое главное – компетентно реализовать весь процесс преодоления конфликта в межличностных отношениях. Кроме того, уже сам профессиональный статус медиатора в известной мере защищает его от подозрений в субъективности, в пристрастном отношении к любой из сторон конфликта.
Но, разумеется, привлечение профессионального медиатора может оказаться невозможным из-за фактического отсутствия таких специалистов в вузе или в связанных с ним организациях. Однако в данном случае остаются варианты использования в качестве медиаторов представителей профессорско-преподавательского состава вуза, не имеющих специальной подготовки в сфере медиации, но в силу своего профессионального и социального опыта способных взять на себя исполнение его функций.
Преимущество этого варианта внешней помощи в преодолении межличностных конфликтов студентов состоит в том, что преподавателям вуза хорошо известны возрастные особенности студентов и предметная область возникающих между ними конфликтов. Кроме того, ситуацию облегчает знание ими особенностей вузов- ской среды, в которой возникают межличностные конфликты. Зачастую преподаватели достаточно хорошо знают и студентов, которые вовлечены в конфликтные межличностные отношения. Это обстоятельство позволяет реализовать свернутую форму исследовательского этапа оказания медиативной помощи и построить более адекватный прогноз развития конфликтных межличностных отношений. Наиболее перспективным при этом представляется привлечение в качестве медиаторов преподавателей дисциплин психолого-педагогического цикла, которые имеют базовую подготовку в соответствующей сфере.
Но и у привлечения преподавателей вуза к урегулированию конфликтов в студенческой среде есть свои недостатки. Наряду с отсутствием специальной конфликтологической подготовки назовем в их числе возможность некоторого субъективизма, вызванного ранее полученным опытом взаимодействия студентов, находящихся в конфликте. На процесс построения посреднической деятельности способно оказать влияние отношение к участникам конфликта как к студентам, успевающим или не вполне успевающим по учебным дисциплинам, которые ведет тот или иной преподаватель.
Более того, преодолению межличностных конфликтов между студентами могут препятствовать установки, ранее сформированные у самих студентов в отношении преподавателей, взявших на себя функции медиатора конфликтных межличностных отношений. Основываясь на всем спектре возможных вариантов, начиная с оценки способностей конкретного преподавателя к преодолению конфликтов, его авторитета в этой сфере и заканчивая атрибутируемым ему отношением к себе и к противоположной стороне конфликта, студенты могут предвзято относиться к его попыткам повлиять на исход развития межличностных отношений.

Роль медиатора в разрешении межличностных конфликтов исключительно высока
Таким образом, привлечение внешнего ресурса – медиатора к преодолению конфликтных межличностных отношений обладает как своими преимуществами, так и определенными недостатками. В полной мере сказанное относится к использованию для его преодоления внутреннего ресурса – индивидуальных возможностей самих участников конфликта.
Вместе с тем практика показывает, что стороны конфликта не всегда готовы допустить к информации о деталях своих взаимоотношений третью сторону – посредника. В основе отрицательного отношения к этому лежат разнообразные страхи.
Проблема источников и состава страхов перед медиатором, на наш взгляд, остается малоизученной. Но есть все основания предполагать, что эти страхи весьма разнообразны. В основе их возникновения могут лежать различные социальнопсихологические феномены, например эффекты атрибутирования, эффекты аудитории, эффекты личностного влияния медиатора.
Предполагаем, что в качестве причин неготовности субъектов конфликта к привлечению медиатора к его урегулированию могут выступать следующие группы страхов:
– страхи, связанные с приданием гласности информации о конфликте;
– страхи, вызванные неприятием личности медиатора;
– страхи непроизвольного изменения собственного поведения;
– страхи относительно нежелательного исхода конфликта.
Подверженность подобным страхам приводит к маргинализации личности участников конфликтов, которая выражается либо в полном отказе субъектов от медиативного содействия, либо в противодействии вмешательству медиатора, осуществляемого студентами явно или скрытно. Оба варианта снижают шансы успешного преодоления конфликтности в межличностных отношениях и требуют профилактики.
Допущение возможности существования конфликтных ситуаций, для урегулирования которых внутренних усилий недостаточно, а требует содействия со стороны медиатора, обозначает необходимость обладания субъектами особым психологическим феноменом – готовностью к принятию в ситуации конфликта в межличностных отношениях медиативного содействия в его преодолении. Этот феномен рассматривается нами в качестве лич- ностной предпосылки нормализации конфликтных межличностных отношений в парадигме использования внешних влияний.
Конкретизируя психологический смысл субъектной готовности к принятию медиативного содействия, раскроем психологическое содержание образующих его познавательного, эмоциональноценностного и поведенческого компонентов.
В содержание познавательного компонента субъектной готовности к принятию медиативного содействия в преодолении конфликта в межличностных отношениях входит информационная составляющая относительно обстоятельств его практической реализации. В частности, в него включим понимание субъектами конфликта функциональной востребованности медиативной практики, роли в нем специалиста-медиатора, решаемых им задач, особенностей преодоления конфликта в рамках медиативного процесса. Кроме того, рассматриваемый компонент должен включать в себя представления о субъектах конфликтных межличностных отношений в условиях подключения к ним нейтральной стороны – медиатора. Для выработки такого рода представлений необходимо получение информации о разных аспектах медитативной практики урегулирования конфликта и построения в нем деятельности медиатора, например в рамках просветительских или развивающих программ.
Эмоционально-ценностный компонент субъектной готовности к принятию медиативного содействия в преодолении конфликта в нашем понимании включает в себя ряд элементов, являющихся в совокупности субъектной реакцией на включение в процесс разрешения нарушенного взаимодействия третьей стороны. Данный компонент содержит в том числе положительную субъектную позицию по отношению к возникновению ситуации постороннего вмешательства в конфликт, осознание ценно- сти медиативного содействия в его разрешении, заинтересованность в деятельности медиатора, эмоциональную открытость, стремление оказать всестороннюю (информационную, моральную, поведенческую) поддержку в рамках разрешения конфликтного взаимодействия.
Поведенческий компонент субъектной готовности к принятию медиативного содействия в интересах преодоления конфликта в межличностных отношениях представлен умениями, навыками и способностями, позволяющими участникам конфликта не только адекватно принимать помощь медиатора, но и содействовать ее эффективной реализации. В содержание данного компонента в частности включим: способность к саморегуляции психического состояния; умение слушать и убедительно отстаивать свою точку зрения; умение ставить себя на место другого человека; толерантность к идеям, альтернативным собственным представлениям; открытость к восприятию нового опыта; поведенческую флексибиль-ность, то есть гибкость в построении межличностных отношений. В основе поведенческого компонента лежат не только всесторонние представления о медитативной практике и позитивное отношение к ее процессу, но и удачный опыт взаимодействия с представителями «помогающих» профессий, позволивший сформировать субъектные предпосылки допущения в сферу частной жизни посторонних лиц.
Познавательный, эмоциональноценностный и поведенческий компоненты субъектной готовности к принятию медиативного содействия в преодолении конфликта в межличностных отношениях образуют целостный психологический феномен, который в единстве с конфликтологической компетентностью обозначается нами в качестве субъектной предпосылки эффективной профилактики дальнейшей эскалации и преодоления конфликтных межличностных отношений.
Нами выполнено эмпирическое исследование проблемы повыше- ния субъектной готовности студентов к приятию медиативного содействия в преодолении конфликта в межличностных отношениях. С этой целью на факультете психологии и философии Дагестанского государственного университета была реализована программа «Гармония межличностных отношений», а затем проведено обследование прослушавших ее студентов.
Обследованием было охвачено 110 человек в возрастном диапазоне 19±1,25 года. В качестве медиаторов выступили 12 преподавателей факультета психологии и философии. Обследование было выполнено в два этапа: констатирующий и контрольный, проводившиеся соответственно до и после участия студентов в программе «Гармония межличностных отношений».
Обследование студентов показало позитивные изменения всех компонентов психологической готовности студентов к принятию медиативной помощи для разрешения межличностных конфликтов.
Прежде всего отметим, что, по сравнению с этапом констатирующего среза, все студенты назвали не менее трех функций, которые в конфликте реализует медиатор. Возросшая эрудированность по рассматриваемой нами проблематике позволяет признать формирование у студентов познавательного компонента готовности к принятию медиативного содействия после прохождения с ними программы «Гармония межличностных отношений».
Кроме того, среди студентов существенно выросла доля тех, кто позитивно оценивает способность медиатора оказать содействие в разрешении конфликтов в межличностных отношениях.
На прямой вопрос «Может ли медиатор реально помочь преодолеть конфликт в межличностных отношениях?» на этапе констатирующего среза утвердительно ответили только 17 человек (15,5%), а на этапе контрольного среза – 97 человек (88,2%). Статистическая зна-
Таблица
Распределение страхов студентов перед медиатором на этапах констатирующего и контрольного срезов обследования (N = 110)
Характер страхов |
Констатирующий срез |
Контрольный срез |
φ*/ ≤ p |
||
n |
% |
n |
% |
||
Страхи придания гласности информации о конфликте |
104 |
94,5 |
31 |
28,2 |
16,718/0,01 |
Страхи неприятия личности медиатора |
96 |
87,2 |
15 |
13,6 |
17,844/0,01 |
Страхи непроизвольного изменения собственного поведения |
95 |
86,4 |
6 |
5,5 |
20,558/0,01 |
Страхи нежелательного исхода конфликта |
108 |
98,2 |
21 |
19,1 |
21,051/0,01 |
Примечание: φ* – непараметрический критерий углового преобразования Фишера.
чимость проявившегося прироста составляет не менее 99% (φ* = 17,458, p ≤ 0,01).
О позитивных изменениях в эмоциональном компоненте психологической готовности к принятию помощи медиатора для разрешения межличностных конфликтов свидетельствует также снижение списка опасений, которые студенты связывают с медиативным урегулированием конфликта. Если на этапе констатирующего среза испытуемыми выделялся практически весь список страхов, возникающих в связи с медиативным содействием в конфликте, то на этапе контрольного среза доля студентов, выделяющих их, существенно снизилась (табл.).
Таким образом, участие студентов в авторской программе «Гармония межличностных отношений» стимулировало позитивные преобразования психологической готовности к принятию медиативной помощи.
На основе представленных результатов можно отметить не только реальное снижение в межличностных отношениях студентов числа конфликтов, которые актуально требуют своего разрешения, но и расширение практики привле- чения медиаторов для содействия в их преодолении. Продуктивное разрешение негативных тенденций к маргинализации личности в ходе конфликта может достигаться посредством повышения ее готовности к принятию помощи медиатора.
Обобщение результатов эмпирического этапа исследования позволяет констатировать позитивный эффект участия студентов в программе «Гармония межличностных отношений». Существенно важно, что этот эффект проявился как на субъективном, так и на объективном уровне преодоления студентами межличностных конфликтов.
Список литературы Феномен готовности участников конфликтов к их разрешению с использованием медиативного содействия
- Краснянская Т.М. Компетентностный ресурс медиативного урегулирования конфликта в пространстве психологической безопасности его субъектов//Прикладная психология и психоанализ. 2013. № 4.
- Петровский В.А. Деятельностное опосредование межличностных отношений: феномены, сущность//Социальная психология и общество. 2011. № 1. С. 5-16.
- Романова Е.А. Медиация как способ разрешения конфликтов: результаты исследований в зарубежной психологии//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. № 4. С. 391-393.
- Смирнова Ю.С. Атрибутивное сопровождение межличностных конфликтов//Философия и социальные науки. 2016. № 3. С. 105-109.
- Хачатурова М.Р., Пойманова Д.М. Роль третьей стороны в разрешении межличностных конфликтов//Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 3. С. 164-176.