Феномен Преображенской церкви Кижского погоста

Автор: Орфинский Вячеслав Петрович

Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu

Рубрика: Технические науки

Статья в выпуске: 8 (145) т.1, 2014 года.

Бесплатный доступ

Рассмотрены вопросы эволюции деревянного храмового зодчества Обонежья в русле «новгородской» тенденции к достижению высотности сооружения за счет ярусного построения и архитектурной разработки храмового столпа с учетом «московской» тенденции к использованию высоких покрытий. Проведено композиционное и типологическое сравнение Преображенской церкви с ярусно-многоглавыми обонежскими церквями - Покровской Вытегорского погоста, Иоанно-Предтеченской в Шуе, Троицкой Климецкого монастыря. Особенности рассмотренных обонежских церквей обусловлены искусным использованием композиционных возможностей традиционной для деревянного зодчества формы покрытия - крещатой бочки. Предложена концепция феномена кижского храма как символа самовыражения и самоутверждения русского населения Карелии, сложившихся в условиях активных этнокультурных контактов последнего с карелами и вепсами. На примере выдающихся памятников древнерусского монументального зодчества прослежено формирование национальных архитектурных приоритетов в храмостроительстве. Преображенская церковь Кижского погоста представлена как сооружение, наиболее ярко и последовательно воплотившее в начале XVIII века средневековый архитектурный идеал русского православия - триаду «высотность, центричность, многоглавие».

Еще

Обонежье, церкви деревянные, композиционно-типологический анализ, этнокультурное взаимодействие, ярусность, высотность, центричность, многоглавие

Короткий адрес: https://sciup.org/14750792

IDR: 14750792

Список литературы Феномен Преображенской церкви Кижского погоста

  • Бодэ А. Б. Древние новгородские и московские традиции в деревянном культовом зодчестве Севера XVI-XVIII вв.//Фундаментальные исследования РААСН по научному обеспечению, развитию архитектуры, градостроительства и строительной отрасли Российской Федерации в 2010 году. Научные труды РААСН. М.; Орел, 2011. С. 149-153.
  • Бодэ А. Б. Древние новгородские влияния в деревянном зодчестве северо-западных областей XVI-XVIII веков//Академия. 2014. № 1. С. 50-54.
  • Брунов Н. И. Архитектура Византии//Всеобщая история архитектуры в 12 томах, том 3: Архитектура восточной Европы. Средние века. М.: Изд-во литературы по строительству, 1966. С. 16-160.
  • Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. М.: Государственное архитектурное изд-во Академии архитектуры СССР, 1942. 215 с.
  • Иванова Т. Г. Заонежская былинная традиция и проблема географического распространения былин//Международная научная конференция по проблемам изучения, сохранения и актуализации народной культуры русского Севера «Рябининские чтения’95»: Сб. докл./Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск, 1997. С. 82-91.
  • Ильин М. А. О единстве домонгольского русского зодчества//Советская археология. 1968. № 4. С. 88-93.
  • Иоаннисян О. М. Деревянные храмы домонгольской Руси//Успенская церковь в Кондопоге: Сб. ст. по материалам конференции. Кондопога; СПб.: Герменевт, 1996. С. 28-35.
  • Максимов П. Н., Воронин Н. Н. Деревянное зодчество XIII-XVI веков//История русского искусства. Т. III. М.: Изд-во АН СССР, 1955. С. 245-281.
  • Мейерберг А. Альбом. Виды и бытовые картины России. XVII в. СПб., 1903. 189 с.
  • Миллер В. Ф. Наблюдения над географическим распространением былин//Журнал министерства народного просвещения. 1894. № 5. С. 43-77.
  • Орфинский В. П. Народное деревянное культовое зодчество Российского Севера: истоки развития//Народное зодчество: Сб. науч. трудов. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1992. С. 32-62.
  • Орфинский В. П. Загадки храма Софии -Премудрости Божией//Архитектура в истории русской культуры/Научный совет по историко-теоретическим проблемам искусствознания ОЛЯ РАН, НИИТАГ РААСН, МАрх И. М., 1996. С. 45-48.
  • Орфинский В. П. К вопросу о типологии этнокультурных контактов в сфере архитектуры//Проблемы российской архитектурной науки: Сб. науч. трудов членов Отделения архитектуры РААСН. М.: РААСН, 1999. С. 78-94.
  • Орфинский В. П. Собор Покрова на Рву и его аналоги. (О взаимовлияниях деревянного и каменного храмостроительства на Руси)//Народное зодчество: Межвуз. сб. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1999. С. 47-85.
  • Орфинский В. П. Церковь Вознесения в Коломенском как ключевое звено в истории изучения российского храмостроительства//Архитектура в истории русской культуры. Вып. III: Желаемое и действительное. М.: Эдиториал УРСС, 2001. С. 60-78.
  • Орфинский В. П., Гришина И. Е. Традиционный карельский дом. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. 480 с.
  • Полное собрание законов Российской империи с 1649 г. Т. 10. СПб., 1830. Общее приложение к томам полного собрания законов. К тому XI.-1722, п. 3924а -апреля 2. С. 1.
  • Причитания Северного края, собранные Е. В. Барсовым. Ч. II. Плачи завоенные, рекрутские и солдатские. М., 1882. 335 с.
  • Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1988. 784 с.
  • Савандер К. Ю. К вопросу о пропорционировании деревянных шатровых храмов Российского Севера//Народное зодчество: Межвуз. сб. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1999. С. 99-114.
  • Смирнов П. История христианской православной церкви. М.: Крутицкое патр. подворье, 1994. 305 с.
  • Тихомиров М. Малоизвестные летописные памятники XVI в.//Исторические записки. 1941. Кн. X. С. 64-94.
  • Тихомиров М. Летописные памятники б. Синодального патриаршего собрания//Исторические записки. 1942. Кн. XIII. С. 256-283.
  • Уваров А. С. Об архитектуре первых деревянных церквей на Руси//Труды II археологического съезда в Санкт-Петербурге. Вып. 1. СПб., 1876. С. 1-24.
  • Фроянов И. Я. Древняя Русь. Опыт исследования социальной и политической борьбы. М.; СПб.: Златоуст, 1995. 703 с.
  • Швидковский Д. О. Императорский указ и система взаимосвязей русской и европейской архитектуры в течение XVIII столетия//Заказчик в истории русской архитектуры. Архив архитектуры. Вып. V. 2. М., 1994. С. 141-148.
Еще
Статья научная