Феномен стыда в сознании языческой и христианской античности

Автор: Мелкая Марина Витольдовна

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Философские науки

Статья в выпуске: 5 (70), 2016 года.

Бесплатный доступ

Предметом исследования является роль и значение феномена стыда в сознании языческой и христианской Античности. Исследуется значение стыда для героической, классической и христианской морали. Трансфор- мации значений в различных эпохах связываются с изменением роли Дру- гого (общества, Закона, Бога) в формировании и поддержании идентично- сти индивида. Рассматриваются парадоксальные связи стыда с разумом, смертью, свободой. Если мысль классической Античности полагала стыд страхом бесчестья и усматривала роль разума в выборе предмета стыда, так как, согласно Аристотелю, человек стыдится разных вещей перед близки- ми людьми и официальными лицами, то с приходом христианства стыд становится абсолютным инструментом принуждения к духовному выбору, инструментом «посрамления мудрых» (1 Кор 1:27). Выбор истинного Бога совершается не посредством рассудка, а через устыжение, которое отводит ведущую роль аффективной сфере, так как Истина открывается в живом опыте богообщения, а не познается в рациональном дискурсе. Свобода от стыда представляется невозможной для человека, его экзистенциальная свобода осмысляется как свобода выбирать, кого стыдиться.

Еще

Стыд, позор, другой, взгляд, смерть, свобода

Короткий адрес: https://sciup.org/140190211

IDR: 140190211

Список литературы Феномен стыда в сознании языческой и христианской античности

  • Аванесов С. С. Забота о внешнем. URL: htp://antropolog.ru/doc/persons/Avanesov/Avanesov1 (дата обращения: 15.06.2016).
  • Аристотель. Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4.
  • Аристотель. Античные риторики/под ред. А. А. Тахо-Годи. М.: Изд-воМоск. ун-та, 1978.
  • Арутюнова Н. Д. О стыде и стуже//Вопросы языкознания. Вып. 2. М.:Наука, 1997. С. 59-70.
  • Григорий Нисский, свт. Слово о божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму . URL: htp://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/slovo-o-bozhestve-syna-i-dukha-i-pokhvala-pravednomu-avraamu/(дата обращения:15.06.2016).
  • Григорий Нисский, свт. Точное истолкование Екклезиаста Соломонова. URL: htp://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/tochnoe-istolkovanie-ekkleziasta-solomonova/3 (дата обращения: 15.06.2016).
  • Дамаскин И. Душеполезная повесть о жизни Варлаама и Иоасафа . URL: htp://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/dushepoleznaja-povest-o-zhizni-varlaama-i-ioasafa/(дата обращения: 15.02.2016).
  • Дамаскин И. Точное изложение православной веры .URL:htp://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very (дата обращения: 15.02.2016).
  • Драч Г. В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. М.: Гардарики, 2003. 318 с.
  • Макинтайр А. После добродетели М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 384 с.
  • Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М.: Прогресс, 1987. 528 с.
  • Платон. Менексен//Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1986.
  • Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М.: Владос, 2001. 799 с.
  • Столяров А. А. Феномен совести в античном и средневековом сознании//Историко-философский ежегодник. М.: Наука, 1986. С. 21-35.
  • Тертуллиан. Избранные сочинения. М.: Прогресс, 1994.
  • Kinston W. A theoretical context for shame. URL:htps://www.psyq.ru/publications/kinston_shame.html (дата обращения: 28.06.2016).
Еще
Статья научная