Фиктивный капитал как диалектическое единство вещественных и невещественных форм экономических отношений

Автор: Ермолаев Константин Николаевич

Журнал: Креативная экономика и социальные инновации @cesi-journal

Рубрика: Вещь в системе креативной экономики

Статья в выпуске: 1 (2), 2012 года.

Бесплатный доступ

Фиктивный капитал как особая превращенная форма существования и движения капитала на финансовом рынке рассматривается как система разнообразных титулов, ставших институциональными транзакционными формами капитала, которые раскрывают диалектическую связь и взаимную трансформацию вещественных и невещественных форм материализации экономических отношений.

Вещественный и невещественный капитал, фиктивный капитал, трансформация экономических отношений, финансовый рынок

Короткий адрес: https://sciup.org/14238916

IDR: 14238916

Текст научной статьи Фиктивный капитал как диалектическое единство вещественных и невещественных форм экономических отношений

Современная глобальная экономика, характеризующаяся высокой степенью экономической неустойчивости, знаменует собой новый этап развития капитала как основного, центрального производственного отношения. Высокий уровень развития современных информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий способствовал появлению новых особенностей функционирования современного глобального капитала, к числу которых относятся высокая мобильнось, пространственная алокация, высокая и часто эксцессивная волатильность, быстрота совершения сделок, быстрая смена субъектов и объектов собственности, повсеместное и непрерывное надувание и прорыв

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ, 1 (2) 2012 финансовых пузыре. Все это позволяет ряду авторов делать выводы о виртуализации современного капитала, как важнейшем проявлении его фиктивности, утрате им вещественной основы и даже самоподрыве и самоликвидации. По мнению автора возможна иная трактовка диалектической связи вещественных и невещественных форм материализации капитала с использованием категории фиктивный капитал

Капитал является основным (центральным) производственным отношением и занимает ключевое место в концепциях ведущих экономических школ. Он представляет собой сложное и многоаспектное экономическое явление, постоянно развивающуюся систему производственных отношений. Современные представления о капитале позволяют рассматривать его как системное единство, включающее многообразие видов, различных телесных (вещественные условия производства) и так и бестелесных форм (человеческий, социальный и другие), способных повысить эффективность и создать условия для расширенного воспроизводства. Он должен рассматриваться и как запас экономических благ, способный породить поток денежных средств в будущем. Развитие капитала как центрального звена реальной экономики и финансового рынка, сопровождается как постоянным обновлением уже существующих его форм, так и появлением новых.

Постоянное и неограниченное движение капитала во всех его проявлениях, является ключевым атрибутивным свойством, обусловленным постоянным возникновением и разрешением внутренних противоречий. Капитал постоянно развивается, меняет значимость и роль отдельных его форм, происходит смена доминант, возникают новые элементы его системы. Капитал – это система, которая является саморазвивающейся, внутри нее под воздействием внутренних и внешних факторов и на основе разрешения внутренних противоречий постоянно происходят количественные, качественные и структурные изменения, возникают новые формы,

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ, 1 (2) 2012 потребность в которых обусловлена    развитием общественного воспроизводства.

Тенденция саморазвития категории «капитал» неизбежно показывает, что в каждой новой его форме сохраняются сущностные свойства капитала и одновременно появляются новые особые черты, отражающие их «системные качества», раскрывающие роль, место и предназначение конкретной формы в общей системе капитала. Каждая форма имеет свое назначение, выполняет специфические функции, отражает особое состояние капитала, определяет специфику проявления его коренных сущностных свойств. Капитал может выступать как потенциальный «капитал в себе», так и как реально функционирующий, в каждой форме различным образом сочетаются степени мобильности, доходности и риска.

Изменение этих параметров в рамках конкретной формы имеет некие пороговые значения, границы, переход за которые возможен лишь при смене формы существования капитала. На определенном этапе развития капитала формируются внутренние предпосылки для появления его новых форм, преодолевающих ограниченность ранее существовавших, открывающих возможность для более полной реализации сущности и коренных свойств капитала. Благодаря новым формам существования «капитал в себе» все более полно и в новом качестве трансформируется в реально функционирующий капитал. Таким образом, смена форм существования одновременно означает переход капитала из одного состояния в другое.

В процессе движения капитала возникает известное противоречие между его стремлением к неограниченному перемещению, распространению и возрастанию и естественной ограниченностью натурально-вещественных форм его материализации, таких как производительная, товарная и денежная. Каждая такая форма капитала объективно необходима для его функционирования в конкретной сфере материального производства и выполняет соответствующие функции. Но они не предназначены для его межсекторного перемещения из одной сферы в другую, поскольку обладают рядом ограничений, имманентно присущих им как материальным объектам. К их числу можно отнести качественные натурально-вещественные особенности как физического объекта:

  • -    пространственные (отраслевые, национальные, географические),

  • -    временные (скорость протекания процессов),

  • -    количественные (величина).

Капитал в производительной и товарной формах, характеризуемый Марксом как действительный, является материально-вещественным, осязаемым объектом фиксации и изменения отношений собственности, но для него характерны сложности физического перемещения и перехода в денежную форму в сделках по смене собственника. Для него характерна жесткая привязка ко времени, месту, отраслевые особенности длительности кругооборота. Движение капитала в денежной форме, более подвижного по своей природе, не способно само по себе преодолеть вышеупомянутые особенности действительного капитала, затрудняющие его мобильность.

Предпосылки возникновения фиктивного капитала как бестелесной, невещественной превращенной формы капитала начинают возникать на такой стадии развития товарных отношений, когда они не только становятся господствующей и преобладающей формой воспроизводственных связей, но и начинают определять движение капитала как такового, что приводит к возникновению абсолютно нового товара – товара-капитал. Такое диалектическое взаимодействие исходного и основного производственных отношений, играющих системообразующую роль в капиталистической экономике, означает начало новой стадии развития капитала как системы, демонстрирующий качественно новый уровень значимости товарных отношений, новый этап развития всеобщности товара, позволяющий более глубоко понять природу и сущность самого капитала.

Глубинные процессы превращения капитала в товар и возникновения рынка капитала, сопровождающийся сначала обособлением капитала-собственности от капитала-функции, а затем самостоятельным движением капитала-собственности в форме титулов.

Капитал изначально обладает определенной двойственностью. Этими двумя его сторонами являются «капитал- собственность » ( « капитал вне процесса производства», « капитал как собственность ») и «капитал как функция » («капитал в процессе производства»)[4; с.412-417]. К.Маркс отмечает, что эта двойственность существует и при работе функционирующего капиталиста с собственным капиталом, но внешне не проявляет себя пока и собственник капитала и предприниматель соединены в одном лице. Но на определенном этапе развития капитала эта двойственность становится не только заметной, но и приводит к возникновению очень важных процессов.

Сделка купли-продажи обычного товара включает в себя не только и не столько физическое перемещение, сколько изменение отношений собственности, переход товара в принадлежность к другому собственнику. В случае с обычным товаром они представляют собой единый процесс. Отличие сделки купли-продажи капитал от купли-продажи обычного товара определяется спецификой самого товара-капитал. Поскольку капитал продается как источник прибыли, то, переходя в руки нового собственника он должен продолжать функционировать, а поэтому его физическое перемещение часто невозможно и самое главное оно и нецелесообразно, так как может привести к остановке его функционирования, потере потребительной стоимости как товара. Изменения в отношениях собственности на капитал не должны нарушать его обычного процесса его работы как функции. Таким образом, как только встает вопрос о купле-продаже капитала, его двойственность проявляет себя, отношения по поводу капитала как функции и капитала как собственности начинают обособляться друг от друга и играть самостоятельную роль в его движении.

До какого-то момента капитал-собственность и капитал-функция сосуществовали вместе, в рамках функционирующего капитала как единого целого но затем между ними возникло противоречие, которое потребовало разделения в два обособленных феномена.. Такое разъединение стало объективно необходимо для преодоления ограничений на его движение, накладываемых вещественной формой капитала-функции. Таким образом в самой природе капитала заложено стремление ко все более эффективному использованию, к поиску наиболее прибыльных сфер вложений, к смене сферы своего функционирования, которая становится возможной благодаря такому разъединению капитала-собственности и капитала-функции. Такое разъединение дало возможность разрешить ряд проблем, которые не могли быть реализованы в рамках прежнего «единства». В частности оно способствовало большей мобильности использования капитала, переходу его к более эффективному пользователю, безболезненному разделению на части или наоборот объединению, преодолению узких границ отдельных хозяйствующих субъектов, обусловленных размерами их капитала.

Механизм такого разъединения капитала на две составные части может быть объяснен с использованием категории транзакция как наиболее универсальной и всеобщей формы сделки в рамках концепции институциональной экономической школы. Ее сторонники проводят различие между понятием «трансакция» и «обмен благами». В эволюционной экономической теории объектом изучения является товарный обмен – вид социального взаимодействия, в результате которого материальные блага переходят от одного собственника к другому. Такой обмен осуществляется мгновенно и не имеет пространственно-временной составляющей. Товарный обмен – важный частный случай транзакции в котором собственность привязана к материальному объекту.

В случае транзакции основное значение приобретает не столько физическое перемещение объекта, сколько обращение прав собственности и перемещение стоимости. По мнению Дж. Коммонса она включает в себя четыре составляющих:

  • -    передача собственности,

  • -    денежная цена,

  • -    обязательство, подлежащее исполнению,

  • -    платеж [3, с.78].

Такое понимание транзакции позволяет раскрыть ключевые моменты сделок с товаром-капитал, включающих в себя одновременное перемещение стоимости, собственности, риска, и информации. Строго говоря, предлагаются к покупке и продаже права собственности на этот специфический товар, а не непосредственно его вещественная форма материализации. Этот процесс включает в себя спецификацию и передачу прав собственности [2, с.49, 61].

Спецификация права собственности – это создание режима исключительности для отдельного индивида или группы посредством определения субъекта права, объекта права, набора правомочий, которыми располагает данный субъект, а также механизма, обеспечивающего их соблюдение. Для понимания спецификации прав собственности каким образом осуществляется передача права. Такая передача права как форм движения капитала-собственности осуществляется с помощью юридических конструкций, называемых титулами.

В энциклопедической литературе термина титул, происходящий от латинского слова titulus (буквально означающее надпись, почетное звание) определяется как документальное оформление права на определенные действия, на особое положение, на имущество, на владение товаром, то есть юридическое основание какого-либо права, подтверждающее его законность. В более узком смысле его трактуют как юридическое основание прав владельца на какое либо имущество или такие юридические документы, которые свидетельствуют о праве владельца на доход или имущество. Таким образом, их можно рассматривать как права на имущество, имеющие юридическое документальное подтверждение.

Поскольку титул способен фиксировать право на доход, а значит и на капитал, поскольку титул при этом способен обращаться, постольку он потенциально способен стать формой обращения капитала, то есть можно говорить о потенциальной капиталоподобности титула.

В условиях, когда всякий капитал в реальных экономических отношениях представляется просто как капитал, приносящего проценты и фактически становится просто титулом прибыли, а собственность на капитал превращается в простое свидетельство на доход, титул дохода [1, с. 193-206], сами титулы собственности на доход и на капитал вполне могут выступать адекватной формой обращения капитала, и постепенно приобретают это новое качество, начинают функционировать как законные и признанные обществом титульные формы существования и обращения капитала. Титул собственности на капитал, как обособленная форма капитала-собственности, становится отдельной формой капитала, титулом капитала-функции, отражающим собственность на него и на приносимый им доход. В этом качестве юридический титул становится экономическим институтом и самостоятельным объектом хозяйственных отношений, представляющим капитал-функцию. Он становится не просто капиталоподобным, функционирующим «как капитал», а отдельно существующей самостоятельной формой самого капитала, отражающей важную составную часть его отношений. Титул приобретает свойства капитала.

Титул как превращенная невещественная форма капитала в своем развитии проходит несколько этапов. Сначала он имел бумажную форму, но затем приобрел электронную, существующую в виде компьютерной записи на специальных счетах и в электронных реестрах. Такая форма движения титулов в компьютерных сетях трактуется рядом авторов как проявление виртуализации капитала в целом. Однако необходимо подчеркнуть, что виртуальную форму приобретает лишь титульный, фиктивный капитал. При этом он остается неразрывно связанным с капиталом-функцией потоками фундаментальной экономической информации, узами пучков правомочий отражающих фиксацию и изменение принадлежности капитала конкретным субъектам, механизмами хеджирования рисков, процедурами первичного и вторичного рынка капитала. Виртуальным стало лишь титульное движение капитала на финансовом рынке, реальное функционирование действительного капитала осталось материально-вещественным. Диалектически противоречивое единство и взаимосвязь фиктивного и действительного капитала не исчезли, а приобрели новую виртуальную форму фиксации.

Реально функционирующий, капитал не дематериализуется и не виртуализируется даже в эпоху высоких технологий, компьютеризации и телекоммуникации. В сети обращаются лишь титулы истинного капитала. Здесь неприемлема механистическая трактовке диалектического процесса раздвоения капитала на капитал-собственность и капитал-функцию, которые в конечном счете образуют диалектически-противоречивое единство, в котором титульный капитал представляет собой своеобразную превращенную форму функционирующего капитала, отражающую новую стадию развития капитала как такового. По мнению автора в качестве титульного капитала в определенной ситуации могут выступать и вещественные активы. В условиях высокой волатильности и надувания финансовых пузырей, вызванных длительной игрой на повышение цен недвижимость, нефть, земля начинают функционировать не как обычные товары, а как финансовые активы, как объекты вложений капитала для зарабатывания прибыли, как своеобразные титулы: фиктивный земля-капитал, фиктивный нефть-капитал, фиктивный недвижимость-капитал.

В заключении целесообразно отметить, что, несмотря на объективные тенденции дематериализации и виртуализации, фиктивный капитал не может трактоваться исключительно невещественный, он отражает сложные взаимодействия и диалектически противоречивую взаимосвязь вещественных и невещественных форм своего существования

Список литературы Фиктивный капитал как диалектическое единство вещественных и невещественных форм экономических отношений

  • Гильфердинг Р. Финансовый капитал. Исследование новейшей фазы в развитии капитализма [Текст]/Р.Гильфердинг.-М.: Соцэкгиз,1959.
  • Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник/Под общей ред. д.э.н, проф А.А.Аузана -М.: ИНФРА, 2007.
  • Корнейчук Б.В. Институциональная экономика [Текст]: учебное пособие для вузов/Б.В.Корнейчук.-М.: Гардарики, 2007.
  • Маркс К. Соч. [Текст]/К.Маркс, Ф. Энгельс. -2-е изд. -Т 25, Ч. II.
Статья научная