Философская теология Боэция: парадигма тождества

Автор: Гагинский Алексей Михайлович

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Теология

Статья в выпуске: 1 (84), 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается философская теология Боэция, которая характеризу- ется как «парадигма тождества». Показывается, в частности, что эта парадигма восходит к учению Аристотеля о простоте Перводвигателя, на основе чего воз- никает такая концептуальная модель, которая предполагает тождество сущности и действия в Боге. Эта концепция - через посредство Плотина, Мария Викторина и блж. Августина - оказывает большое влияние на Боэция, однако если блж. Августин разрабатывает «парадигму тождества» в рамках теологии, то Боэций возвращает ей онтологическое значение. С одной стороны, разработка парадигмы тождества позволяет Боэцию решить целый ряд богословских и философских вопросов, среди которых обоснование монотеизма при допущении ипостасного нетождества Отца, Сына и Святого Духа. В контексте арианского кризиса данное философское обоснование было очень значимым. С другой же, благодаря этой па- радигме возникает теоретическое расхождение между западной и восточной вет- вями христианства, поскольку последнее придерживалось прямо противополож- ной концептуальной модели, которую можно назвать «парадигмой различия»

Еще

Боэций, бытие, сущность, тождество, акциденции, аристотель, томизм

Короткий адрес: https://sciup.org/140246665

IDR: 140246665   |   DOI: 10.24411/1814-5574-2019-10001

Список литературы Философская теология Боэция: парадигма тождества

  • Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1990.
  • Aristoteles. Analytica posteriora - Aristotelis analytica priora et posteriora / Ed. W. Ross. Oxford, 1964.
  • Aristoteles. De anima - Aristotle. De anima / Ed. W. Ross. Oxford, 1961.
  • Aristoteles. De interpretatione - Aristotelis categoriae et liber de interpretatione / Ed. L. Minio-Paluello. Oxford, 1966.
  • Aristoteles. Metaphysica - Aristotle's metaphysics / Ed. W. Ross. Oxford, 1970. 2 vol.
  • Aristoteles. Physica - Aristotelis physica / Ed. W. Ross. Oxford, 1950.
  • Basilius Caesariensis. Adversus Eunomium - Basile de Césarée. Contre Eunome I-III // Sources chrétiennes 299, 305 / Ed. B. Sesboüé. Paris, 1982-1983.
  • Boethius. Contra Eutychen - De Consolatione Philosophiae; Opvscvla Theologica / Ed. C. Moreschini. München; Leipzig, 2005. P. 206-241.
  • Boethius. De Sancta Trinitate - De Consolatione Philosophiae; Opvscvla Theologica / Ed. C. Moreschini. München; Leipzig, 2005. P. 165-181.
  • Boethius. Quomodo substantiae - De Consolatione Philosophiae; Opvscvla Theologica / Ed. C. Moreschini. München; Leipzig, 2005. P. 186-194.
  • Marius Victorinus. Adversus Arium - Marius Victorinus. Opera theologica / Ed. A. Locher. Leipzig, 1976. P. 32-167.
  • Plotinus. Enneades - Plotini Opera / Ed. P. Henry, H.-R. Schwyzer. Leiden, 1951-73. 3 vols.
  • Prochorus Cydones. De essentia et operatione. - PG 151. Col. 1192-1241.
  • Thomas Aquinas. Summa contra Gentiles. URL: http://www.corpusthomisticum.org/iopera. html (дата обращения: 20.04.2018). литература
  • Брентано Ф. О многозначности сущего по Аристотелю. СПб., 2012.
  • Брэдшоу Д. Аристотель на Востоке и на Западе: Метафизика и разделение христианского мира. М., 2012.
  • Гагинский А. М. Рациональность и ее пределы в патристической философии // Христианское чтение. СПб., 2016. №. 3. С. 33-48.
  • Гагинский А. М. Энергии простоты или простота энергии? Две парадигмы патристической философии // Вестник ПСТГУ. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. М., 2016. Вып. 4 (71). С. 21-28.
  • Гайденко П. П. Научная рациональность и философский разум. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 528 с.
  • Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.: Московский университет, 1986. 256 с.
  • Жильсон Э. Бытие и сущность // Жильсон Э. Избранное: Христианская философия. М., 2004. С. 321-582.
  • Майоров Г. Г. Судьба и дело Боэция // Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1990. С. 256-335.
  • Фокин А. Р. Аристотелевские категории в латинской тринитарной теологии (Марий Вкиторин, Августин, Боэций) // Философский журнал. М., 2016. Т. 9. № 1. С. 100-133.
  • Bechtle G. The Anonymous Commentary on Plato’s Parmenides. Bern; Stuttgart; Wien: Paul Haupt, 1999. 285 p.
  • Dolezal J. E. God without Parts: Divine Simplicity and the Metaphysics of God’s Absoluteness. Eugene: Wipf and Stock, 2011. 240 p.
  • Gersh S. Middle Platonism and Neoplatonism in Latin Tradition. Notre Dame, 1986. Vol. 2.
  • Hadot P. La distinction de l'être et de l'étant dans le "De Hebdomadibus de Boèce" // Miscellanea Medievalia. Berlin, 1963. Vol. 2. P. 147-153.
  • Hadot P. Hadot, Porphyre et Victorinus. Paris: Études augustiniennes, 1968. 2 vols.
  • Hadot P. Forma essendi: interprétation philologique et interpretation philosophique d'une formule de Boèce // Les Études Classiques. Namur, 1970. T. 38. № 2. P. 143-156.
  • MacDonald S. Boethius's Claim that all Substances are Good // Archiv für Geschichte der Philosophie. Berlin, 1988. Vol. 70. № 3. P. 245-79.
  • Marenbon J. Boethius. Oxford university press, 2003.
  • Ortlund G. Divine Simplicity in Historical Perspective: Resourcing a Contemporary Discussion // International Journal of Systematic Theology. Oxford, 2014. Vol. 16. № 4. P. 436-353.
  • Rijk de L. M. On Boethius's Notion of Being: A Chapter of Boethian Semantics // Meaning and Inference in Medieval Philosophy: Studies in Memory of Jan Pinborg / Ed. N. Kretzmann. Dordrecht, 1988. P. 1-29.
  • Boethius. The Theological Tractates. The Consolation of Philosophy / Ed. H. F. Stewart, E. K. Rand. Cambridge; London, 19688.
  • Vallicella W. F. Divine Simplicity. URL: https://plato.stanford.edu/entries/divine-simplicity/ (дата обращения: 18.04.2018).
Еще
Статья научная