Философские мотивы в прозе В. Н. Крупина
Автор: Тальских Т.С.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Статья в выпуске: 1-4 (14), 2015 года.
Бесплатный доступ
Представляется важным и актуальным исследование прозы Владимира Крупина - писателя, который является носителем самобытных творческих концепций. В настоящее время внимание филологов привлекают различные аспекты творчества В. Н. Крупина, как идейно-философские, историко-литературные, так и касающиеся конкретных проблем поэтики отдельных произведений писателя. Практически неразработанной в современном литературоведении является проблема мотивного анализа прозы В. Н. Крупина.
Мотив, путь, философия, истина
Короткий адрес: https://sciup.org/140111647
IDR: 140111647
Текст научной статьи Философские мотивы в прозе В. Н. Крупина
Традиционно к философским мотивам относят: мотив поиска смысла жизни, выбора, мотив памяти, жизни и смерти и другие.
Мотив поиска смысла жизни объединяет большинство произведений русского писателя ХХ века - В. Н. Крупина. Его герои не могут довольствоваться простым существованием.
Главная тема русской литературы — противоборство двух стремлений нашей души: к сокровищам небесным и радостям земным.
Герои пытаются постичь высший смысл человеческого бытия. Мотив преображения души доминирует в повести "Люби меня, как я тебя". В начале произведения главный герой, Александр, не видит смысла своей жизни. Его не привлекает наука: "С диссертацией меня Эдик торопит, так что мне, в общем, не до женитьбы. Но и наука не захватывает настолько, чтобы закопаться в нее с головой" [2, 179]. После встречи с Александрой исчезает апатия, безжизненность героя. "Я поднял голову – город стал другим . В городе ощутилось ее присутствие" [2, 186].
Вспомним Андрея Болконского, Пьера Безухова. Лучшие герои Л. Н. Толстого также проходят эволюцию. Характеры даны в динамике. Условно эволюцию героев можно представить следующим образом:
Неудовлетворенность жизнью --► Поиск смысла жизни
(земные блага не прельщают, высший смысл в жизни не найден).
Внешние ситуации --------* Обретение смысла земного бытия
(встреча с человеком, (внутренняя гармония, скорби, война…) душевный мир героя)
В прозе В. Н. Крупина органично взаимосвязаны два пути: деятельный и созерцательный. К первому относим мотив творчества, который реализуется во многих произведениях В. Н. Крупина, в том числе и в повести "Люби меня, как я тебя".
Сам В. Н. Крупин – представитель творческой профессии – воспринимал свое ремесло и как особое призвание, и как крест. По его словам, перед людьми, занимающимися литературой, стоят два огромных соблазна, связанные с "авторством" и "самостью", - вынести приговор и объявить себя создателем произведения, героя, образа и т.д. Вот почему со временем В. Н. Крупин все больше тяготеет к публицистике, к жанру очерка, путевых заметок.
С другой стороны, понятие "творчества" восходит к со-творчеству. Творческая способность человека является одной из высших его способностей. Обоснование творчества в христианстве имеет своей опорой Самого Бога. В христианском вероучении Бог в отношении к миру является прежде всего его Творцом. Человек - со-творец Богу Творцу. Но, в отличие от Бога, человек владеет относительной творческой способностью: он творит из уже готового материала; он не всесилен в творчестве. Тем не менее, творческие способности человека даны ему от Бога Творца.
В повести "Люби меня, как я тебя" героиня Александра – учительница русского языка и литературы, она воспитывает детей на "продленке", созидает мир вокруг себя. Мотив музыки в повести становится лейтмотивом. Музыка звучит в сердцах героев, объединяет их. Мотивы любви и музыки взаимосвязаны. Музыка как один из самых глубинных видов искусства затрагивает струны души.
С созерцательным подходом связан мотив молитвы (Образ Николая Ивановича – "Великорецкая купель", цикл очерков "Стояние в молитве").
Ранее нами было отмечено, что молитва связана с созерцанием, гармонией, покоем. Вся русская классическая литература вышла из Православной купели. Не случайно в произведениях А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова стояние, пребывание героя в молитве занимает важное место.
Религиозная и светская культуры - две формы отражения бытия. Факт использования светской культурой какой-либо религиозной идеи, образа или знака не означает реального вхождения этой культуры в круг истинно религиозных категорий и смыслов, следует говорить о наличии диалога между ними.
Входя в пространство художественного текста и подчиняясь эстетическим его законам, богословские понятия с уровня сакрального переходят в область психологическую, бытовую, т. е. испытывают определенную редукцию.
Сближаясь, на первый взгляд, с общечеловеческими архетипами, христианские мотивы тем не менее остаются достаточно автономными. Например, мотив смерти, без сомнения, общечеловеческий, философский. Однако мотив "памяти смертной" – религиозный, топонимический.
В повести "Великорецкая купель" Николай Иванович хоронит брата. Скорбь героя соединена с молитвой и надеждой на Бога. Мотив смерти преобразуется в мотив памяти. Николай Иванович вспоминает брата, его характер, а также он заносит его имя в специальный помянник для постоянной молитвы об упокоении. В сборнике "Крупинки" есть лирическая миниатюра "Как погибает память": "В одном из псалмов Давидовых говорится о том, как погибает память о человеке. С шумом. "Запретил еси языком, и погибе нечестивый... погибе память его с шумом" (Псалом 9-й) [3, 179].
Мысль о неизбежности биологической смерти человека, проходящая красной нитью через все творчество Л. Н. Толстого, неразрывно связана у него с утверждением нравственного, духовного бессмертия человека.
Пушкинская философия жизни гармонична: смерть в ней воспринимается не как трагический конец всего, а лишь как одно из звеньев бытия, как естественный финал земного существования. Ожидание смерти как освобождения от земных мук и страданий – распространенный мотив поэзии М. Ю. Лермонтова.
В прозе писатели уделяют наибольшее внимание изображению человека перед лицом смерти, что определяет психологическое направление их произведений.
Мотив приятия своей жизни и смерти как проявлений Промысла Божьего, а также мотивы веры в загробную жизнь, в существование рая и ада отражают важные грани мировоззренческой позиции В. Н. Крупина и находят отражение в его произведениях. Вера в Бога и Его промыслительную заботу о людях пронизывает сознание Александры ("Люби меня, как я тебя"), Николая Ивановича ("Великорецкая купель") и других героев.
Уникальность творчества В. Н Крупина заключается прежде всего в том, что его произведения соединяют в себе эстетическую ценность и огромный нравственный потенциал, что, по мнению М.М. Бахтина, способствует жизни художественных произведений писателя "в большом времени" [1].
Итак, в прозе В. Н. Крупина помимо православных, ортодоксальных мотивов, реализуются на разных уровнях и философские мотивы. Они обусловлены религиозным самосознанием автора, его представлениями о вере, смысле жизни, о покаянии.
Список литературы Философские мотивы в прозе В. Н. Крупина
- Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975. 374 с.
- Крупин В. Н. Живая вода. М.: Детская литература, 2001. 288 с.
- Крупин В. Н. Повести последнего времени. М.: Андреевский флаг, 2003. 640 с.