Финансирование инновационной деятельности: зарубежный и российский опыт

Автор: Давидянц Тамара Эдуардовна, Грега Василий Михайлович, Иванова Юлия Николаевна

Журнал: Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета @izvestia-spgeu

Рубрика: Финансовый сектор экономики

Статья в выпуске: 4 (94), 2015 года.

Бесплатный доступ

Организация инновационной деятельности зависит во многом от условий её осуществления. К числу таких условий относится готовность компаний к использованию инновационных решений в своей работе. В статье рассматриваются инновации как ключевой фактор развития компаний. Проанализирован зарубежный и российский опыт организации инновационной деятельности, приведены особенности финансирования инновационной деятельности.

Инновации, инновационная деятельность, финансирование, технологии

Короткий адрес: https://sciup.org/14875522

IDR: 14875522

Текст научной статьи Финансирование инновационной деятельности: зарубежный и российский опыт

⟡ ⟡ ⟡

В современной экономике инновационная активность является одним из ключевых факторов повышения уровня конкурентоспособности субъектов хозяйствования. Это подтверждается, в частности, результатами исследования Pricewaterhouse Coopers, которая представила результаты масштабного исследования инновационной деятельности компаний. Исследование проводилось, чтобы оценить выгоду от инноваций и подходов к этой деятельности. В опросе приняли участие 1757 представителей высшего руководящего состава компаний 25 стран из 30 отраслей, которые курируют инновационную деятельность в своих компаниях. Как показали результаты исследования, руководители компаний признают, что без инноваций долгосрочный рост их бизнеса был бы невозможен. По мнению 43% оп-

ГРНТИ 06.73.21

Тамара Эдуардовна Давидянц — кандидат экономических наук, ассистент кафедры экономики и управления предприятиями Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Василий Михайлович Грега — кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и управления предприятиями Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Юлия Николаевна Иванова — кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и управления предприятиями Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Статья поступила в редакцию 05.07.2015 г.

Для ссылок: Давидянц Т.Э., Грега В.М., Иванова Ю.Н. Финансирование инновационной деятельности: зарубежный и российский опыт // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 4 (94). С. 21-24.

рошенных, инновации становятся всё более важным условием сохранения конкурентоспособности их организаций. Руководители компаний рассчитывают, что в ближайшие 5 лет их бизнес вырастет в среднем на 35,4%. По мнению 93% опрошенных, большая часть этого роста будет достигнута именно за счёт инноваций [1].

Организация инновационной деятельности зависит во многом от условий её осуществления. К числу таких условий относится готовность компаний к использованию инновационных решений в своей работе. В российской экономике востребованность инноваций определяется задачами модернизации и технической реконструкцией действующих предприятий. В настоящее время уровень инновационной активности весьма низок. По имеющимся статистическим данным, только 9,4% российских промышленных предприятий можно отнести к инновационно-активным, тогда как в странах ЕС этот показатель составляет более 50%, а в США – 30% [2].

Можно говорить о разных причинах такого положения. К ним относятся, в частности, экономическое состояние многих российских предприятий и ограниченные инвестиционные возможности, низкая востребованность инновационных решений, слабая развитость инфраструктуры инноваций. К этому надо добавить проблемы макроэкономического уровня: неопределённость и непоследовательность в осуществлении экономической политики, неблагоприятный инвестиционный климат, отсутствие эффективных механизмов поддержки инновационной деятельности. В современной инновационной сфере есть весьма и весьма существенные противоречия. Это связано с тем, что, с одной стороны, Россия выступает на мировом рынке как государство с высоким научно-техническим потенциалом, а с другой – характеризуется как технологически отсталая страна.

В настоящее время в России, в условиях ограниченности финансовых ресурсов, вопрос финансирования инновационной деятельности стоит особенно остро. Неудовлетворительное финансирование ведет к свертыванию инновационной деятельности по всем направлениям и интенсивному расходованию запасов материально-технических ресурсов. Это ведет к тому, что дальнейшее сокращение финансирования до 0,1% от ВВП может через 3–5 лет привести к невозможности осуществления инновационной деятельности даже в существующих масштабах [3, 8].

Прежде чем говорить непосредственно о финансировании инновационной деятельности, необходимо отметить, что структура расходов на ее осуществление обладает рядом особенностей, а именно: более высокая неопределенность получения запланированного результата, по сравнению с инвестированием, не связанным с инновациями; существенную роль в структуре расходов составляют затраты на заработную плату, в первую очередь, научного персонала, что связано с тем, что зачастую сотрудники, принимающие участие в инновационной деятельности, являются редкими специалистами в своей области.

Принято выделять две основные причины высокой стоимости капитала для финансирования инноваций: асимметрию информации между инноватором и инвестором и «моральный риск» со стороны инноватора, в том числе возникающий при разделении прав собственности и системы менеджмента в компании. Концепция асимметрии информации заключается в том, что принятие управленческих решений и выбор поведения организации на рынке капитала зависит от эффективности рынка. Под эффективным рынком понимают такой рынок, в ценах которого находит отражение вся известная информация о ситуации на нём. Применительно к инновационной деятельности, реализация этой концепции заключается в том, что инноватор, являющийся автором проекта, владеет большей информацией о возможностях проекта, чем непосредственно инвестор.

Рассмотрим опыт ведущих зарубежных стран в области разработки и реализации инновационных продуктов. Основными участниками американской национальной инновационной системы являются государство, университеты и бизнес. Практически каждая американская лаборатория открыла офис коммерциализации технологий. Университеты являются местом проведения фундаментальных исследований, финансируемых государством и частными компаниями. Национальный научный фонд США и Национальный институт здравоохранения США осуществляют финансирование исследовательских университетов. В результате появляются интеллектуальная собственность и патенты. Далее бизнес-ангелы, программы инновационных исследований малого бизнеса, корпорации, венчурный капитал финансируют создание опытного образца, который реализуется start-up-компаниями, предприятиями малого бизнеса, отделами по разработке продуктов корпораций.

После этого осуществляется проектирование продукта для серийного производства start-up-компаниями, предприятиями малого бизнеса, отделами по разработке продуктов корпораций. При этом используются венчурный капитал, инвестиции в собственный капитал, коммерческие кредиты, корпоративный капитал. Результатом является конкурентоспособный продукт, который зарегистрирован и готов к производству и последующей продаже. Далее осуществляется серийное производство разработанного продукта start-up компаниями, предприятиями малого бизнеса, крупными корпорациями. Источниками финансирования служат венчурный капитал, инвестиции в собственный капитал, коммерческий кредит, корпоративный капитал, средства акционеров. Результатом служит массовое производство инновационной продукции, выпущенной на рынок [5].

В Германии в процессе трансфера технологий взаимодействуют государственный сектор, наука и бизнес. Цель науки – получение знаний: она занимается обучением, исследованиями и оказанием услуг. При этом университеты должны работать во взаимосвязи с компаниями. Бизнес использует знания, занимается разработками НИОКР, маркетингом и продажами. Главными поставщиками услуг в области трансфера технологий являются фирмы «Fraunhofer» и «Steinbeis». «Fraunhofer» в основном занимается исследовательской деятельностью и НИОКР, a «Steinbeis» – работой с клиентурой. «Steinbeis» и «Fraunhofer» работают в тесном сотрудничестве с сильнейшими компаниями.

Работа исследовательских институтов и университетов Тайваня направлена, в основном, на развитие технологий для бизнеса, причем продукция ориентирована на экспорт. Важную роль в развитии инноваций играет инфраструктура (Институт индустриальных технологических исследований Тайваня; научные парки; промышленные кластеры и ассоциации; университеты), то есть комплекс, интегрирующий производственную цепочку создания ценностей, лидирующие технологии (от идеи до рынка). В промышленности осуществляется поддержка развития технологий, человеческих ресурсов, инфраструктуры путем выделения финансовых средств. При создании технопарков предоставляются налоговые каникулы в течение 5 лет. Перед парками стоит задача работать не только на НИОКР, но и производить продукт, который в конечном итоге будет продаваться [5].

Одним из факторов успехов Канады в рассматриваемой сфере является система взаимодействия региональной и федеральной власти, бизнеса и научно-исследовательского комплекса. Региональная инновационная инфраструктура в Канаде включает бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационные центры. Они называются центрами апробации и коллективного пользования оборудованием и технологиями. Подобный центр создан в каждой провинции. Например, в провинции Манитоба – это производство концентратов, соков, пищевых добавок из ягодного и плодового сырья, в провинции Онтарио – переработка продукции мясного комплекса. Центры оснащены самым современным оборудованием, инновационной техникой австрийского, немецкого, французского производства. Любой фермер, который стремится внедрить новые технологии, инновации, технологические приспособления, может провести проверку реализации проектов в этом центре, затем принять решение, будет ли он эти инновации внедрять в своем хозяйстве. Центр, как федеральное предприятие, финансируется из федеральных средств.

В России имеются примеры выстраивания цепочек создания инноваций. Так, группа специалистов в области биотехнологии, генной инженерии и тонкого химического синтеза организовала Объединение «Биопроцесс», целью которого является коммерциализация научных идей. Оно имеет достижения в освоении нескольких уникальных технологий, например, здесь предложено первое лекарство против СПИДа – азидотимидин. Компания нашла своё место в своем сегменте рынка, приступив к разработке проекта «Фарма-парк». Создана база в виде здания, оборудования, технологий, подобран квалифицированный персонал, завоевана репутация на рынке. Компанией создан фонд венчурных инвестиций в биотехнологию и тонкую химию, функционирующий на конкурсной основе. Таким образом, компании «Биопроцесс» удалось объединить бизнес, науку и ведущих венчурных капиталистов и добиться успехов.

Следует также отметить положительный опыт работы компании «Ситроникс» в области разработки и реализации новых информационных продуктов, поиска и приобретения на российском и мировом рынках интересных решений, внедрения инноваций в собственное производство. Компанией реализована организация централизованного управления НИОКР, сотрудничество между бизнесом, наукой и властью, созданы условия для привлечения венчурного капитала и стимулирования предпринимательской активности, инкубации малого бизнеса [9].

Компания ОАО «Российская электроника» имеет определенный опыт кластерного подхода к инновационному развитию. Кластер активно взаимодействует с профильными ВУЗами и научными уч- реждениями, активно используя механизмы поддержки федерального и регионального уровней. В целях формирования единой цепочки создания инноваций использована форма интеграции. Субъектами интеграции оказались: инновационные федеральные кластеры (Зеленоград), особые экономические зоны (в т.ч. Томск, Зеленоград, Саранск), технопарки (Москва, Новосибирск), академические и научно-исследовательские институты, научно-образовательные центры и ВУЗы, ведущие технологические компании-партнеры, специализированные учреждения профтехобразования. В результате создана устойчивая модель, нацеленная на реализацию инновационного развития, применены ключевые инструменты, позволяющие решать комплекс проблем и получить синергетический эффект от реализации взаимовыгодного взаимодействия [9].

Практика показала, что для осуществления инновационной политики нужно создать инновационную инфраструктуру. Структурная политика должна быть ориентирована на создание крупных научно-производственных комплексов, а также структур среднего масштаба, способных к саморазвитию – это научно-технические и технологические центры следующих типов: технопарки, особые экономические зоны, центры трансфера технологий; инновационные научно-технические центры; инжиниринговые фирмы. Технопарки должны развивать наработанные научные идеи, находящиеся еще на ранних стадиях промышленного освоения (это, в основном, высокорисковый (венчурный) бизнес, требующий своей специфической системы финансирования). Инновационные научно-технические центры должны осуществлять внедрение новых технологий. Инжиниринговые фирмы должны заниматься проблемами комплексного перевооружения предприятий. Необходимо разработать комплекс правовых, финансовых и организационных механизмов, обеспечивающих процесс создания и распространения инноваций, создание и коммерческую реализацию научных знаний и технологий [4, 6, 7].

Список литературы Финансирование инновационной деятельности: зарубежный и российский опыт

  • Айрапетова А.Г., Васильцов В.С., Васильцова В.М., Костин Р.С. Экономическая сущность инновационно-технологического потенциала предприятия//Известия Череповецкого государственного университета. 2014. № 1.
  • Айрапетова А. Г., Попова Е.А. Условия успешной реализации инновационной деятельности на современных предприятиях//Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 3 (93).
  • Гудков Ф.А. Инвестиции в инновации или русская инвестиционная рулетка//ЭКО. 2012. № 5. С. 34-39.
  • Захаров Д.Е. Развитие инфраструктуры как фактор активизации инновационной деятельности и выхода из кризиса//РИСК (Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция). 2009. № 2. С. 113-117.
  • Международный опыт развития инфраструктуры инновационной деятельности. Материалы 1-го международного форума «От науки к бизнесу», г. Санкт-Петербург, 17-19 мая 2007 г. СПб., 2008. 314 с.
  • Рост через инновации: российский и международный опыт. . Режим доступа: http//www.gtmarket.ru/news/2013/10/31/6383 (дата обращения 11.06.2015).
  • Саванович С.В. Проблемы повышения инновационной активности российских предприятий. . Режим доступа: http://lib.znate.ru/docs/index-145058.html?page=51 (дата обращения 11.06.2015).
  • Хрусталев Е.Ю. Финансово-экономическая значимость и рисковость наукоемких инновационных проектов//Финансовая аналитика. 2013. № 8 (146). С. 2-10.
  • Шумаев В. Инновационное развитие: проблемы и решения//РИСК (Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция). 2013. № 3. С. 90-93.
Еще
Статья научная