Финансово-кредитные взаимоотношения среднеазиатских стран с Китаем: факторы риска
Автор: Митрофанов Н.М.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Экономические науки
Статья в выпуске: 12-3 (75), 2022 года.
Бесплатный доступ
В статье проанализированы финансово-кредитные взаимоотношения Среднеазиатских стран с Китаем. Было выявлено, что Китай стал главным кредитором и инвестором в экономики всех 5 стран Центральной Азии и играет огромное и с каждым годом всё большее значение в финансовой и бюджетных системах Центральноазиатских стран, а также в реальном секторе экономик рассматриваемых стран (прежде всего в добывающей промышленности), оптовой и розничной торговле. В статье проведён анализ масштабов китайских кредитов и инвестиций в экономиках Центральноазиатских странах и их роль в развитии современных республик Средней Азии. В результате исследования было выяснено, что китайские финансовые средства играют ключевую роль в современном развитии экономик стран Средней Азии и будут определять экономическое развитие этого региона в среднесрочной перспективе. Среди важнейших положительных последствий роста объёма китайских кредитов и китайских прямых иностранных инвестиций для экономик Центральноазиатских стран автором были выделены: развитие транспортной инфраструктуры в Центральноазиатских странах, увеличение инвестиций в промышленность (в первую очередь добывающую), финансовую сферу. Среди важнейших рисков от роста закредитованности Центральноазиатских стран со стороны китайских заёмщиков были выделены: рост экономической зависимости от Поднебесной всех рассматриваемых стран, с риском перерастания в политическую зависимость, а также всё возрастающее бремя кредитно-финансовой нагрузки на экономиках стран Средней Азии.
Центральная азия, китай, внешний долг, кредиты, внешние заёмщики, финансовая зависимость, рабочая сила, долговая ловушка, компании, банки
Короткий адрес: https://sciup.org/170197023
IDR: 170197023 | DOI: 10.24412/2500-1000-2022-12-3-143-146
Текст научной статьи Финансово-кредитные взаимоотношения среднеазиатских стран с Китаем: факторы риска
Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан и даже закрытый Туркменистан. Все эти стран – крупные должники КНР. Сумма долга каждого Центральноазиатского государства перед Поднебесной исчисляется миллиардами долларов.
В 2021 году Казахстан оформил очередной кредит на 300 миллионов долларов у китайских юридических лиц. Уже подписано соглашение о строительстве более полусотни китайских заводов. 20 процентов казахстанской нефти добывают китайские компании [1]. За последние годы Китай построил более 50 заводов в Казахстане, по состоянию на 2021 год, около 20% казахстанской нефти добывают китайские компании, а общий госдолг Казахстана перед Китаем на 2021 год составил 12,3 млрд. долларов [2].
Кыргызстан среди всех своих партнёров – заёмщиков также больше всего задолжал именно китайским банкам – 1 миллиард 700 миллионов долларов. Это более 40% всего внешнего долга страны. Зависимость Кыргызстана от китайских кредитов значительно повысилась в годы бывшего президента Алмазбека Атамбаева. В годы его правления китайские банки его стране дополнительно дали взаймы почти миллиард долларов [3].
Доля китайских кредитов во внешнем долге Таджикистана от всего объёма внешнего долга составила 48 процентов по итогам 2020 года. За годы независимости республика заняла у Китая 1 миллиард 200 миллионов долларов. Более 80 процентов золоторудных месторождений разрабатывают именно компании с китайским капиталом [4].
В 2011 году Таджикистан под предлогом демаркации и делимитации границ отдал китайцам 1% своей территории. А в 2018 году Управление геологии Таджикистана передало китайцам ещё одно золоторудное месторождение – Верхний Кумарг – в обмен на строительство ТЭЦ «Душанбе – 2» [5]. Развитие электроэнергии для республики в настоящее время жизненно необходимо. Именно таким образом правительство расплачивается перед Китаем по кредиту в 330 миллионов долларов [6].
Китай – крупный инвестор и в экономику Узбекистана. По состоянию на 2021 год, республика заняла у Пекина в общей сложности 7 миллиардов 800 миллионов долларов. Причём активно брать кредиты у Китая в Ташкенте начали с приходом к власти нынешнего президента Шавката Мирзиёева [7].
Закрытость экономики Туркменистана не позволяет получить достоверную информацию о долгах этой страны. Из открытых источников известно, что Китай давал кредиты Ашхабаду для разработки крупнейшего в мире газового месторождения Галкыныш.
Кроме того, китайцы за последние годы построили газопровод из Туркменистана через Узбекистан и Казахстан. Приблизительная стоимость этих проектов превышает 8 миллиардов долларов [8]. Сегодня, Туркменистан – четвёртая в мире страна по объёмам добычи газа и 90% добываемого в республике топлива отправляется именно в Китай. По данным таможни КНР за 2016-2017 годы, официальный Пекин закупал туркменский газ в три раза ниже рыночной цены. Считается, что таким образом Туркменистан расплачивался за свои долги [9].
Так почему же страны Центральной Азии с таким энтузиазмом занимают необходимые им финансовые средства у Китая? Ответ прост. Получить у КНР деньги проще и быстрее, чем, например, у Западных банков. Для последних важны не только способность заёмщика возвращать долги в срок, но и наличие в стране независимой судебной системы, демократических институтов и многого другого [10].
Кстати, про удобные условия китайского кредитования открыто говорил бывший президент Казахстана Нурсултан Назарбаев: «Китай никогда не диктует свои условия. Китай не говорит: «Живите, как мы живём», как Запад нас учит всегда. «Мы вам будем помогать, а вы станьте как мы!»» - говорил Нурсултан Назарбаев. В реальной жизни не всё так радужно, как описывает Назарбаев. Центральноазиатские страны за счёт китайских кредитов решают инфраструктурные проблемы: строят дороги, жильё, осуществляют энергетические и аграрные проекты. При этом Китай всё же диктует свои правила. Крупные кредиты чаще всего предоставляются с условием приобретения исключительно китайского оборудования или привлечения китайской рабочей силы [11]. Почему КНР заинтересована в Центральной Азии? Для содержания населения, численностью примерно в 1,443 млрд. по состоянию на 2021 год [12], Китай нуждается в дополнительных ресурсах. Газ, нефть, уран, цветные металлы Пекин активно импортирует из Центральной Азии. КНР граничит с Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном [13]. Это географическое положение Китай кроме того, использует как транзитный коридор для экспорта своих товаров в третьи страны. Да и сам Центральноазиатский рынок, который превышает 70 миллионов человек, имеет определённую привлекательность для китайской экономики [14].
Экс – министр экономики Кыргызстана Арзыбек Кожошев высказывался следующим образом по поводу политики активного приобретения финансовых заимствований Центральноазиатских стран у Китая: «Есть неписанные правила, которых должно придерживаться государство при получении кредита у других государств. Одно из золотых правил: по возможности, не брать деньги у соседей. Конечно, все страны берут, но вопрос в том, насколько такое положение дел в перспективе может повлиять на суверенитет государства – это, конечно большой вопрос».
В прошлом году американский аналитический центр опубликовал доклад. Исследователи констатируют, что сразу во- семь стран – заёмщиков Китая стали финансово уязвимыми перед Китайской народной республикой. Среди государств, которые совсем скоро могут оказаться в
«долговой ловушке» присутствуют Кыргызстан и Таджикистан. Наиболее зависимые от КНР в финансовом отношении страны представлены на рисунке 1 [15].
НАИБОЛЕЕ ФИНАНСОВО УЗЯВИМЫЕ ОТ КИТАЯ СТРАНЫ
(CENTER FOR GLOBAL DEVELOPMENTS 18)
ДЖИБУТИ
КЫРГЫЗСТАН
МАЛЬДИВЫ МОНГОЛИЯ
ЧЕРНОГОРИЯ
И ПАКИСТАН
= ТАДЖИКИСТАН____■
Рис. Наиболее финансово уязвимые от Китая страны (по исследованию Center for global development, исследование за 2018 год) [Из открытых источников]
Таким образом, можно сделать вывод, что с одной стороны, кредитные средства, предоставляемые Китаем Центральноазиатским странам с одной стороны, в насто- ящее время являются одним из ключевых факторов развития этих государств (в первую очередь, добывающей промышленности, оптовой и розничной торговли, транспортной инфраструктуры), с другой стороны – вгоняют описываемые выше в страны в определённые макроэкономические трудности, связанные с растущим внешним долгом и несут политические и экономические риски для Центральноази-астких стран в долгосрочной перспективе.