Фискальная изощрённость в московской адвокатуре: о противоправности установления обязательных ежемесячных отчислений, взымаемых адвокатской палатой с адвокатов, приостановивших статус

Бесплатный доступ

В статье анализируется решение Конференции Адвокатской палаты города Москвы о введении обязательных ежемесячных отчислений, взимаемых с адвокатов с приостановленным статусом. Доказывается его противоречие принципам справедливости, соразмерности, недискриминации и правовой определённости. Делается вывод о неправомерности мер, подрывающих суть института приостановления статуса и нарушающих права более 2000 адвокатов.

Инициатива 2018, адвокатура, адвокат, права адвоката, Федеральная палата адвокатов, адвокатская палата, Адвокатская палата города Москвы

Короткий адрес: https://sciup.org/140309885

IDR: 140309885   |   DOI: 10.52068/2304-9839_2025_73_2_24

Текст научной статьи Фискальная изощрённость в московской адвокатуре: о противоправности установления обязательных ежемесячных отчислений, взымаемых адвокатской палатой с адвокатов, приостановивших статус

В силу подпунктов 4 и 5 части 1 статьи 7 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон) адвокат обязан соблюдать Кодекс профессиональной этики адвоката и исполнять решения органов адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации (ФПА), принятые в пределах их компетенции а также ежемесячно отчислять средства на общие нужды адвокатской палаты в порядке и в размерах, которые определяются собранием (конференцией) адвокатов адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации (далее – собрание (конференция) адвокатов). В силу части 3.1 статьи 16 Закона лицо, статус адвоката которого приостановлен, не вправе осуществлять адвокатскую деятельность, а также занимать выборные должности в органах адвокатской палаты или ФПА. Согласно абзацу 2 части 3 статьи 16 Закона на адвоката, статус которого приостановлен, распространяется действие Кодекса профессиональной этики адвоката.

Очевидно, пользуясь указанными выше нормами, Совет Адвокатской палаты города Москвы (далее – АПГМ) предложил, а Конференция АПГМ, состоявшаяся 04 апреля 2025 года, утвердила следующее решение: с 1 июля 2025 года по 31 декабря 2025 года для всех членов Адвокатской палаты города Москвы, чей статус адвоката был приостановлен (за исключением приостановления в связи с призывом на военную службу или признанием безвестно отсутствующим), по решению Совета Адвокатской палаты города Москвы по состоянию на 30 июня 2025 года будет установлен размер ежемесячных обязательных отчислений (профессиональных расходов) на общие нужды Адвокатской палаты города Москвы в размере 950 рублей. При возобновлении статуса адвоката последним месяцем для оплаты ежемесячных обязательных отчислений (профессиональных расходов) на общие нужды Адвокатской палаты города Москвы в размере 950 рублей считается месяц, в котором Советом Адвокатской палаты города Москвы принято решение о возобновлении статуса адвоката [1].

Сплошная выгрузка данных из Единого государственного реестра адвокатов [2] в табличный файл офисного приложения с последующим применением к данным, содержащимся в нем, предустановленных в файл фильтров позволила установить, что в нем имеется 10884 записи об адвокатах АПГМ с действующим статусом и 2180 записей об адвокатах АПГМ с приостановленным статусом. Стало быть, принятое решение конфе- ренции может затронуть 2180 человек – порядка 17 % адвокатов АПГМ, или 3 % российских адвокатов [3].

Несмотря на видимость законности принятого Конференцией решения, очевидно, что оно является антиадвокатским и антиправовым, что объясняется следующими обстоятельствами.

1.    Нелогичность принятого решения

Согласно ст. 16 Закона, приостановление статуса адвоката влечёт за собой запрет на осуществление адвокатской деятельности. Это означает, что адвокат не осуществляет практику, не пользуется правами, связанными с ведением дел, в том числе правом представлять доверителей, не получает доход от адвокатской деятельности, не участвует в корпоративной жизни адвокатуры (в работе органов, собраниях и т. п.). При этом, исходя из их статуса, обязательные отчисления адвокатов являются «профессиональными расходами», а не членскими взносами, которые вносятся безотносительно целей их расходования, о чем, в частности, говорит Закон (подпункт 5 части 1 статьи 7), и сама используемая в решении формулировка. Поскольку адвокаты с приостановленным статусом временно не осуществляют профессиональную деятельность в сфере адвокатуры и судебного представительства, они не могут нести обязательства, обусловленные этой деятельностью.

2.    Противоречие решения принципу соразмерности и справедливости

Обязательные отчисления в профессиональные объединения адвокатов предназначены для финансирования деятельности, связанной с регулированием и поддержкой практикующих членов адвокатского сообщества, а также для выполнения публично-значимых функций, таких как организация и софинансирование бесплатной юридической помощи. Адвокаты с приостановленным статусом вследствие того, что они не осуществляют профессиональную деятельность, не используют инфраструктуру, образовательные программы и иные ресурсы АПГМ, не пользуются методической помощью палаты и механизмами защиты профессиональных прав, не создают нагрузку на систему дисциплинарного контроля, как правило, связанную с активной адвокатской практикой. Поэтому взимание с приостановивших статус адвокатов ежемесячных отчислений под видом «профессиональных расходов» при отсутствии занятия ими адвокатской профессией и при отсутствии доступа к услугам адвокатской палаты нарушает общеправовой принцип соразмерности, согласно которому любого рода ограничения прав путем, в данном случае, ничем не обусловленного взимания денежных средств должны быть обоснованы и пропорциональны целям, для достижения которых такие ограничения вводятся. Кроме того, взимание профессиональных расходов при таких обстоятельствах является несправедливым, поскольку принцип справедливости предполагает, что обязательства должны быть соразмерны получаемым благам или преимуществам. Поскольку адвокаты с приостановленным статусом не получают никаких благ от адвокатской палаты и даже юридически не имеют права ими пользоваться, требование от них выплат является нарушением принципа справедливости. Принятое решение об отчислениях является также необоснованным и неэквивалентным благам, предоставляемым вносителю отчислений. Фактически эти блага отсутствуют вообще.

3.    Непропорциональность установленного решением размера отчислений

Поскольку размер обязательных отчислений для адвокатов с действующим статусом, активно пользующихся инфраструктурой палаты, установлен с 01 мая 2025 года в сумме 1900 рублей, то есть он всего лишь в два раза выше, чем отчисления, планируемые к взиманию с адвокатов с приостановленным статусом, очевидно, что установленный Конференцией размер отчислений таких адвокатов является непропорционально высоким.

4.    Дискриминационный характер установленных решением отчислений

Как видно из решения Конференции АПГМ, было принято решение освободить от ежемесячных платежей тех адвокатов с приостановленным статусом, которые призваны на военную службу или признаны пропавшими без вести. В то же время ежемесячные платежи установлены для остальных адвокатов с приостановленным статусом, даже для тех, кто не способен исполнять свои профессиональные обязанности и вообще не способен к трудовой деятельности в силу различных причин (тяжелая болезнь, занятость по уходу за ребенком за рамками отпуска по уходу за ребенком, вынужденный выезд с места жительства и т. п.). Такая избирательность нарушает принцип равенства граждан и принцип равноправия адвокатов (статья 19 Конституции Российской Федерации и часть 2 статьи 3 Закона), а также пункт 10 Основных принципов ООН, касающихся роли юристов, запрещающий дискриминацию в профессиональной среде.

5.    Искажение решением адвокатской палаты смысла закона

Предусмотренный Законом институт приостановления статуса адвоката необходим для 26

учета объективных жизненных обстоятельств, не позволяющих адвокату вести адвокатскую деятельность, а одной из целей приостановления статуса является освобождение адвокатом самого себя от обязанностей нести финансовую нагрузку на период временного неучастия в профессиональной адвокатской деятельности. Введение обязательных ежемесячных отчислений для адвокатов с приостановленным статусом превращает приостановление из временной паузы в платную услугу по «сохранению места» адвоката в Палате, что искажает первоначальный смысл закона и института приостановления статуса адвоката. При этом ни в Законе, ни в подзаконных актах прямо не предусмотрена обязанность адвокатов с приостановленным статусом участвовать в финансировании палаты и через нее – ФПА.

  • 6.    Антидемократические дискриминационные подходы к принятию решения, нарушение принципов прозрачности и открытости

    Сам механизм принятия решения по вопросу об установлении обязательных отчислений для адвокатов с приостановленным статусом вызывает обоснованные претензии. Как известно, в преддверии конференции, 9 марта 2025 года из АПГМ на электронную почту адвокатов было разослано сообщение, из которого следует, что крупные адвокатские образования Москвы, предполагая свой «вклад» в «общее дело» большим, чем «вклад» «малосоставных образований» и адвокатских кабинетов, предлагают нарушить установленный в законе принцип равноправия адвокатов и обложить адвокатов из небольших адвокатских образований и кабинетов дополнительным оброком, используя в качестве обоснования пример других адвокатских палат – тех, кто это уже осуществил в нарушение закона, принципов права, международных стандартов организации и деятельности адвокатуры, дискриминируя целую группу адвокатов в зависимости от избранной ими формы осуществления профессиональной деятельности. В письме отмечено, что анализ практики палат показал, что во многих из них (более двадцати) дифференциация размеров отчислений уже введена, а разница в размерах обязательных отчислений составляет в разных палатах от 25–30 % до двукратной и более [4]. Результаты проведенного АПГМ опроса, однако, показали, что 89,9 % из 1977 адвокатов, принявших в нем участие, считают установление дифференцированного – читай дискриминационного – размера обязательных отчислений для адвокатов неправильным [5]. Как видим, совету АПГМ ничего не мешало провести опрос адво-

    катов и относительно возможности установления ранее не предусмотренных отчислений в палату для адвокатов с приостановленным статусом. Но сделано этого не было. При этом вопрос об установлении новой формы обязательных отчислений был разрешен без участия адвокатов с приостановленным статусом ввиду фактически существующей юридической невозможности их участия в качестве делегатов Конференции АПГМ, что в принципе не позволило им довести до Конференции свою точку зрения по обсуждаемым на ней вопросам. Между тем демократическое самоуправление предполагает, что решения принимаются с учётом интересов всех групп адвокатов и при личном участии представителей групп, чьи интересы затрагивает принятое решение. Введение отчислений без предварительного обсуждения и учета мнения всех заинтересованных сторон представляет собой игнорирование интересов значимой (2180 человек – порядка 17 %) части членов адвокатского сообщества Москвы. Демократические механизмы предполагают и прозрачность принятия решений, в то время как решение о введении отчислений было принято без должного предупредительного информирования и обсуждения с адвокатами, что явно нарушает эти принципы. Это свидетельствует о недобросовестном, в нарушение статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, осуществлении гражданских прав со стороны органов АПГМ. Наряду с этим, само формирование органов АПГМ вызывает обоснованные претензии в части соблюдения демократических процедур [6].

  • 7.    Отсутствие экономической необходимости для установления отчислений
  • 8.    Неправомерное давление и принуждение адвоката с приостановленным статусом сделать «профессиональный выбор» в связи с принятым решением

    В опубликованном на сайте информационном сообщении об установлении отчислений для адвокатов с приостановленным статусом в разделе, названном «Для справки», курсивным шрифтом, отличающимся от основного текста информационного сообщения, указано следующее: «В реестре Адвокатской палаты Москвы более 2000 адвокатов с приостановленным статусом. Согласно прежним правилам, они были освобождены от уплаты ежемесячных обязательных отчислений на период так называемой профессиональной «паузы». Адвокатам необходимо в срок до 20 июня 2025 года принять решение относительно своего дальнейшего профессионального пути: сохранить приостановление статуса, прекратить или возобновить статус адвоката путем подачи заявления в Адвокатскую палату города Москвы любым удобным способом: по электронной почте на адрес inform@ advokatymoscow.ru, Почтой России или лично (по форме, предложенной на сайте)» [7]. Такое требование, тем более не облеченное в форму обязательного для исполнения адвокатами решения компетентного органа палаты, нарушает предусмотренное статьей 37 Конституции Российской Федерации право на свободу труда, принуждая адвокатов к возобновлению профессиональной деятельности или прекращению статуса. Установление довольно сжатого срока для принятия решения ставит адвокатов в неблагоприятное положение. Применяемый подход может заставить многих адвокатов прекратить статус, даже если они планировали вернуться в профессию позже, но не готовы платить вновь установленные отчисления сейчас. Этот подход также подрывает идею приостановления статуса адвоката как временной меры. Введение финансового давления на них – это недопустимая форма принуждения к возвращению в профессию или к иному «профессиональному выбору». По имеющейся достоверной информации адвокатам города Москвы с приостановленным статусом уже начали приходить на электронную почту «письма счастья» за подписью президента палаты, являющегося заодно и вице-президентом ФПА, Сергея Зубкова с требованием срочно «принять профессиональное решение» платить вновь установленные отчисления, возобновить адвокатскую деятельность или прекратить статус адвоката.

  • 9.    Ретроактивное ущемление прав адвокатов

Как следует из решения Конференции, в его пунктах 4 и 5 указано, что исполнение сметы расходов палаты по расходной части за 2024 год утверждено в сумме 296 681 886,95 рублей, а неизрасходованные по смете денежные средства в размере 23 922 012,92 рублей направлены по статьям расходов сметы на 2025 год. Таким образом получается, что переизбыток собранных АПГМ средств в 2024 году составил почти 24 000 000 рублей, что свидетельствует об отсутствующем дефиците денежных средств. При таких обстоятельствах установление обязательных отчислений для адвокатов с приостановленным статусом не является экономически обоснованным для реализации жизненно необходимых потребностей адвокатской палаты. Принятое решение, скорее, фискальная мера для пополнения бюджета палаты, нежели обоснованное распределение расхо- дов на нужды палаты среди ее членов в соответствии с их реальным участием и статусом.

Нововведение, представляющее собой необоснованное отступление от устоявшейся практики, является ретроактивно ущемляющим права тех адвокатов, которые по различным причинам приняли решение о приостановлении своего статуса, до введения новых обязательных ежемесячных отчислений. Новая мера фактически планируется к введению внезапно, без длительного переходного периода, без индивидуального достаточно заблаговременного уведомления адвокатов о том, что соответствующее предложение будет рассматриваться, и фактически рассмотрено, что нарушает общеправовые принципы правовой определённости и предсказуемости действий и решений. Такой подход противоречит положениям, отраженным, в частности, в статьях 4 и 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих правила о действии законодательства во времени и добросовестности поведения, а также в статье 54 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, решение Конференции АПГМ об установлении обязательных ежемесячных отчислений для адвокатов, приостановивших свой статус, но сохраняющих членство в адвокатской палате:

  • – логически несостоятельно, поскольку адвокаты с приостановленным статусом не ведут деятельность и не используют ресурсы палаты, но обязаны платить ей деньги;

    – противоречит принципам соразмерности и справедливости, поскольку для адвоката, приостановившего статус, отсутствует эквивалентное предоставление каких-либо благ со стороны АПГМ;

    – не вызвано экономическими причинами, поскольку имеется профицит бюджета АПГМ в 2024 году в сумме около 24 млн рублей;

    – вводит дискриминацию и правовое неравенство, поскольку сделаны исключения лишь для отдельных категорий приостановивших статус адвокатов, а остальные остаются под финансовым прессингом;

    – нарушает демократические и прозрачные процедуры принятия решений, поскольку мнение затрагиваемых адвокатов не было учтено, а решение принято в их отсутствие;

    – неправомерно принуждает адвокатов к ускоренному «профессиональному выбору» посредством введения де-факто «налога» на приостановление статуса, подталкивая адвоката к быстрому принятию решения под давлением;

    – в нарушение принципа правовой определенности имеет ретроактивное действие, поскольку нарушены ожидания и права тех, кто ранее приостановил статус без учета подобной финансовой нагрузки;

    – является непропорциональным, поскольку размер обязательных отчислений для адвокатов с действующим статусом всего лишь в два раза выше;

    – искажает смысл закона, неожиданно для адвокатов превращая приостановление статуса из временной паузы в профессиональной деятельности в платную услугу по «сохранению места» в Палате.

Применяемые АПГМ подходы призваны извратить сущность адвокатуры как правозащитного института, подорвать доверие к самим основам регулирования профессии и на уровне корпоративного, подзаконного регулирования превратить предусмотренный Законом институт приостановления статуса адвоката из права адвоката в обязанность адвоката «платить за молчание», а также сделать его экономически невыгодным.

Вышеизложенное требует пересмотреть вопрос о необходимости сбора обязательных отчислений адвокатов, приостановивших статус в Адвокатской палате города Москвы, а также и в других адвокатских палатах, где такие отчисления установлены.

Статья научная