Фиторемедиационный потенциал двух видов семейства Brassicacea

Автор: Репкина Н.С., Казнина Н.М.

Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal

Рубрика: Биологические науки

Статья в выпуске: 11-1 (74), 2022 года.

Бесплатный доступ

В последние годы для очистки загрязненных тяжелыми металлами территорий повышенное внимание уделяется представителям семейства Brassicaceaе, как потенциальным кандидатам для использования в фиторемедиации почв. В работе изучено влияние цинка, как одного из наиболее распространенных загрязнителей из группы тяжелых металлов, в концентрациях 5 (контроль), 50, 100, 150 мг/кг субстрата на рост побега двух представителей этого семейства - горчицы белой (Sinapis alba) и горчицы сарептской (Brassica juncea). Исследована способность растений к накоплению ионов цинка в корнях и побегах в этих условиях. С целью выяснения поглотительных свойств этих видов, по завершению опыта было определено содержание цинка в субстрате. Установлено, что высокие концентрации цинка негативно влияют на рост растений, но не вызывают их гибели. При этом они накапливали цинк в большом количестве в корнях и побегах, причем практически в равной степени. Кроме того, после выращивания растений на загрязненных субстратах, концентрация цинка в них заметно снижалась, что доказывает способность S. alba и B. juncea активно поглощать металл из почвы. Полученные результаты свидетельствуют о возможности и перспективности использования обоих видов в фиторемедиации загрязненных цинком территорий.

Еще

Горчица, загрязнение, цинк, рост, фиторемедиация

Короткий адрес: https://sciup.org/170196708

IDR: 170196708   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2022-11-1-38-42

Текст научной статьи Фиторемедиационный потенциал двух видов семейства Brassicacea

В настоящее время в российском обществе нет твердого и однозначного понимания в важности обретения патриотического воспитания. Возможно, это связано с общемировыми политическими кризисными явлениями, будоражащими мир последние 30 лет. А это в свою очередь сильно влияет и на политический климат внутри страны.

Идеи патриотизма в мире не новы, но имеют в каждый период истории свое понимание. Изначально слово «патриот» греческое и дословно переводится как «земляк». Таким образом, изначально это слово обозначало лишь идентификацию уроженцев одной местности. Со временем, значение слова изменилось, и стало относиться к гражданам, у которых жизненное кредо состояло в заботе и благополучии своего Отечества. Соответственно, земляков и соотечественников стали называть по-иному – компатриотами [5]. Такое изменение в понятиях слова «патриот» исторически видится в изменениях внутриполитической жизни западного мира. В XVIII в. монархические системы Европы начинают постепенно рушиться, а вместе с ней и прежние их идеалы, которые можно охарактеризовать одной знаменитой фразой французского короля Людовика XIV «Государство – это я». Так, постепенно слово «патриот» становится не обычным словом, идентифицирующим уроженцев одной местности, а политонимом, маркирующим гражданские политические интересы. В этом же ключе, в Англии в начале XVIII в. начинает назревать политический кризис, в котором развернулась острая борьба за лидерство премьер-министра и парламентской оппозиции. Парламентская оппозиция стала называть своих оппонентов «придворными», а себя «патриотами». Это политическое разграничение в дальнейшем будет набирать популярность в Старом и Новом свете [4].

В России слово «патриот» начинает пользоваться популярностью в правление Екатерины II, на фоне проведенного ей дворцового переворота. Она стала называть сторонников свержения своего мужа Петра III «патриотами», на манер революционной Франции. Но в это понятие Екатерина вкладывала не общегражданский лозунг «Отечество в опасности», а совсем иную идею, которая заключалась в отстаивании интересов абсолютной монархии, и помощи в этом дворянства [1]. И тем не менее, она не забывала о сохранении спокойствия многоэтничного Российского государства, особенно после пугачевского бунта [2]. Постепенно, понятие патриотизма в России к середине XIX в. начинает меняться, приобретая ко времени правления Николая I верноподданнический и монархический характер. Либеральная общественность и интеллектуальная элита ни- колаевского времени таким образом, стала противопоставлять себя «патриотам». Патриотизм николаевского времени становится необычным для России явлением, где «патриот» становится оружием в борьбе с инакомыслием и либерализмом. Это явление также, негласно называли «казенным патриотизмом». Впоследствии, либеральные круги дореволюционной России стали отождествлять патриотизм с радикальными политическими течениями.

Но так происходило не всегда, и накануне Первой мировой войны патриотизм начинает восприниматься в России как общенародное движение защитников Отечества. Общие черты идеологического понимания патриотизма прослеживались в этот период и в Европе. Примером тому может послужить фигура Жанны д’Арк, которая стала формироваться в образ французской «народной героини» на фоне чреды кризисов, захвативших республику. Панамский скандал, политический и анархистский кризисы сильно подорвали авторитет правящей власти Французской республики, в результате чего в стране стал буйствовать радикализм. Правительство разрывает всякие отношения с церковью, отбрасывая ее тем самым с политического пьедестала. Но церковь находит выход из сложившейся ситуации в плотном сотрудничестве с авторитетным в то время во Франции Орлеанским епископом монсеньором Феликсом Дюпанлу, который с епископатом принимает решение о признании Орлеанской девы «народной героиней» и патриотом Франции. Окончательно образ народной героини Жанна д’Арк получает в период Первой Мировой войны, когда Франция находилась под длительной немецкой оккупацией [3]. В конце концов, католическая церковь в 1920 г. при Папе Бенедикте XV причисляет Орлеанскую Деву к лику святых.

Очередное переосмысление идей патриотизма в России происходит после Первой Мировой войны, в разгар революций в России 1917 г. Начатое в это время по всему миру движение первой волны русской белой эмиграции, в большинстве своем состоящем из офицеров русской армии, начало себя называть «русскими патрио- тами». Патриотами своей Родины себя называли так же, и на другой стороне политического фронта. Так, молодая советская республика на идеологическом фронте постепенно начинает противопоставлять интернациональные взгляды национальным, что привело к тому, что Советская Россия в начале 30-х гг. уже рассматривала себя как «истинное отечество для всех трудящихся», тем самым уравнивая понятия «русского» и «советского» патриотизма. Более того, в годы Великой Отечественной войны советское военное командование начинает вводить в устав традиционные для русской армии знаки различия, в числе которых, хорошо известные в царской России ордена Александра Невского, Суворова, Кутузова, медали Св. Георгия всех степеней с колодкой, обтянутой георгиевской летной, которая будет присутствовать на ордене Славы.

В послевоенные годы, тенденция присутствия патриотизма в СССР никуда не делась. Конец 40-х – начало 50-х гг. XX в. можно охарактеризовать, как подготовку капиталистического запада к идеологическому разложению России. В ответ на эти угрозы Советская система прибегает к старому и проверенному концепту «русского патриотизма» в основе которого стоял «русский национализм». Советский Союз начинает избавляться от иностранных слов в названиях различных товаров народного потребления. На русский манер стали «звучать» кондитерские изделия, товары текстильной промышленности, бытовые приборы.

Но хрущевская оттепель все же, внесла свои коррективы в бытность советского социума. Сфера культуры, которая при Н.С. Хрущеве стала чувствовать себя свободно и раскрепощённо, унифицировала свои морально-идеологические ценности. Снова, как и в дореволюционный период, в России возникает двойственность понимания «патриотизма». Одни рассматривали «патриотизм» как дань старому военному времени, другие же ассоциировали его с элементами советской номенклатуры.

В конце 80-х гг. XX в. тенденция упадка морально-идеологических принципов патриотизма продолжилась с неимоверной быстротой. Большой круг либеральной общественности и противников советской системы стали открыто высмеивать прежние нравственные принципы, на которых воспитывалось не одно поколение российских талантливых ученых, полководцев, деятелей культуры. В новую Россию начала 90-х гг. российское общество уже входило, так сказать, без «идеологического корня».

В настоящее время в мире разворачивается целая чреда глобальных кризисов: социальный, политический, демографический, экономический. К ним можно добавить и нравственный. Россия сегодня пы- тается сопротивляться этому мировому явлению. Имея значительный многонациональный состав, где мирно сосуществуют свыше 150 национальностей, Россия сегодня как никогда должна использовать свой исторически выкованный «идеологический корень». Молодежь и студенчество – это те социальные группы, которые завтра будут формировать социальнополитический климат России. Сохранение этого климата не может осуществится без здоровых нравственных и идеологических принципов, исторической памяти в основе которых и зиждется тенденция развития российского патриотизма.

Список литературы Фиторемедиационный потенциал двух видов семейства Brassicacea

  • Barrameda-Medina Y., Montesinos-Pereira D., Romero L., Blasco B., Ruiz J.M. Role of GSH homeostasis under Zn toxicity in plants with different Zn tolerance. Plant Sci. - 2014. - № 227. - P. 110-121.
  • Brown J., Brown A.P., Davis J.B., Erickson D.Intergeneric hybridization between Sinapis alba and Brassica napus. Euphytica. - 1997. - №93. - P. 163-168.
  • Fargašova A. Phytotoxic effects of Cd, Zn, Pb, Cu and Fe on Sinapis alba L. seedlings and their accumulation in roots and shoots. Biologia Plantarum. - 2001. - №44. - P. 471-473.
  • Feigl G., Kolbert Z., Lehotai N., Molnár Á., Ördög A., Bordé Á., Laskay G., Erdei L. Different zinc sensitivity of Brassica organs is accompanied by distinct responses in protein nitration level and pattern. Ecotox. Environ. Safety. - 2016. - №125. - P. 141-152.
  • Haq S., Bhatti A.A., Dar Z.A., Bhat S.A. Phytoremediation of heavy metals: an eco-friendly and sustainable approach. In: Bioremediation and Biotechnology, Eds.; Hakeem, K.R. et al. Springer, Switzerland, 2020. - pp. 215-231.
  • Natasha N., Shahid M., Bibi I., Iqbal J., Khalid S., Murtaza B., Bakhat H.F., Farooq A.B.U., Amjad M., Hammad H.M., Niazi N.K., Arshad M. Zinc in soil-plant-human system: A data-analysis review. Sci. Total Environ. - 2022. - №808. - P. 152024.
  • Ricachenevsky F.K., Menguer P.K., Sperotto R.A., Fett J.P. Got to hide your Zn away: Molecular control of Zn accumulation and biotechnological applications. Plant Science. - 2015. - №236. - P. 1-17.
  • Solelmannejad Z., Sadeghlpour H.R., Abdolzadeh A., Golallpour M. Physiological responses of white mustard grown in Zn-contaminated soils. Acta Physiol. Plant. - 2020. - №42. - P. 131-145.
  • Stanton C., Sanders D., Krämer U., Podar D. Zinc in plants: Integrating homeostasis and biofortification. Molec.Plant. - 2022. - № 15. - P. 65-85.
  • Титов А.Ф., Таланова В.В., Казнина Н.М., Лайдинен Г.Ф. Устойчивость растений к тяжелым металлам. - Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2007. - 172 с.
Еще
Статья научная