Фитостимуляция трахеобронхиального лимфоузла на поздних этапах онтогенеза
Автор: Николайчук К.М., Быстрова В.И., Федотова М.С., Джугашвили Е.И., Филиппова А.Ю., Левченко И.Д., Горчакова О.В.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Медицинские науки
Статья в выпуске: 10-1 (73), 2022 года.
Бесплатный доступ
В процессе онтогенеза все системы организма претерпевают возраст-обусловленные изменения, особенно лимфатическая система. Старческие изменения лимфатической системы, в том числе и лимфоузлов, приводят к потерям их эффективности по обеспечению эндоэкологической защиты. В эксперименте исследована способность оригинального фитосредства корректировать структурно-функциональные параметры трахеобронхиального лимфоузла с учетом гидратации. Основными действующими веществами являются биофлавоноиды растений, обладающих позитивным эффектом на органы и системы. Фитостимуляция оказывает структурно-модифицирующий эффект, избирательно влияя на компартменты и оптимизируя параметры гидратации трахеобронхиального лимфоузла, претерпевшего старческие изменения. Применение фитотерапии повышает работоспособность лимфоузла, что дает право использовать фитосредство в оздоровительных программах антистарения.
Лимфатический регион, лимфоузлы, гидратация, фитотерапия, биофлавоноиды
Короткий адрес: https://sciup.org/170197233
IDR: 170197233 | DOI: 10.24412/2500-1000-2022-10-1-103-108
Текст научной статьи Фитостимуляция трахеобронхиального лимфоузла на поздних этапах онтогенеза
Среди органов и систем, участвующих в обеспечении гомеостаза внутренней среды, важная роль принадлежит периферическим лимфоидным органам, обеспечивающих защиту организма при действии факторов внешней среды [1, 2, 3]. Лимфоузлам отводится особое место в лимфатическом регионе из-за совмещения дренажа интерстиция и иммунной функции [4, 5, 6]. Единство лимфодренажа и иммунной функции нуждается в структурном обеспечении и определяется диапазоном адаптивных возможностей лимфоидной ткани, присущих молодому взрасту. Во многом адаптивные возможности зависят от размерности компартментов, где сосредоточены клетки лимфоидного ряда, без которых не обходится формирование иммунного ответа при внешних воздействиях. Появление концепции лимфатического региона заставила обратить внимание на структуру регионарных лимфоузлов. Структура лимфоузлов достаточно по- дробно описана в литературе [1, 7], но не всегда связывается с возрастом и регионарной принадлежностью лимфоузлов к разным областям тела.
Цель исследования – изучение структурной организации лимфоузлов разной локализации у молодых животных.
Материалы и методы. Эксперимент на животных проведен в соответствии с принципами биоэтики, правилами лабораторной практики (GLP, European Communities Council Directives of 24 November 1986, 86/609/EEC), изложенных на Женевской конференции (1971), а также в документах «Об утверждении правил лабораторной практики», «О гуманном обращении с экспериментальными животными» (Минздрав СССР № 775 от 12.08.1977), «Международных рекомендациях по проведению медико-биологических исследований с использованием животных» (1985), руководство по лабораторным животным [8] и в соответствии с приказом МЗ РФ № 267 от 19.06.2003. Выведение из опыта и болезненные манипуляции на животных выполняли под общим эфирным наркозом. Исследование одобрено этическим комитетом ФГБНУ «Научноисследовательский институт клинической и экспериментальной лимфологии» (протокол № 126 от 30.11.2016).
Исследование проведено на 45 белых крысах самцах Wistar возрастом 3-5 месяцев. Данный возраст соотносится с юношеским возрастом человека, что определено при помощи коэффициента 1,7 [9]. Все животные в процессе работы имели свободный доступ к воде и получали стандартную диету. В качестве объекта исследования в работе были выбраны три группы лимфатических узлов: паховые, брыжеечные и трахеобронхиальные. Выбор данных топографических групп лимфатических узлов определен в соответствии с принципами экологической лимфоло-гии [1, 7, 10] при использовании следующих методов.
Морфологический метод имеет в своей основе использование световой микроскопии, позволяющей сделать анализ и морфометрию структурно-функциональных зон лимфоузлов. В характеристике лимфоузлов придерживались определенного алгоритма исследования, соответствующего требованиям гистологического исследования [11, 12]. В эксперименте осуществляли забор лимфоузлов разной локализации, фиксировали в 10% нейтральном формалине и затем выполняли проводку и заливку биоматериала в парафин по классической схеме. После следовало приготовление гистологических срезов и их окраска гематоксилином и эозином, азуром и эозином, трихромным красителем по C. Masson. Исследование препаратов проводили при помощи микроскопов Leica DM 750, Микмед-2 со сканирующей приставкой ScanMicro, совмещенной с компьютером.
Статистическая обработка полученных результатов осуществляется с помощью программы Excel и StatPlus Pro, Ana-lystSoft Inc. Осуществлен растёт средней арифметической с определением ее стандартной (среднеквадратической) ошибки.
Применен t-критерий Стъюдента для оценки уровня статистической значимости различий (р ≤ 0,05) при условии нормального распределения или близкому к нему. При сравнении разных лимфоузлов применили методический прием, заключающихся в стандартизации общей площади каждого лимфоузла, принимаемой за 100%, и исходя из этого проводили расчет площади компартментов для сравнения.
Результаты и обсуждение. В зависимости от принадлежности лимфоузла определенному лимфатическому региону для них характерны общие признаки и различия в размерности компартментов и следовательно определённая функциональная специализация. Независимо от принадлежности лимфоузла к определённой топографической группе, он сформирован корковым веществом (включает межузелковую часть коры, паракорти-кальную область и лимфоидные узелки) и мозговым веществом (включает мозговые тяжи и мозговой лимфатический синус).
Корковое вещество молодых животных отличается долевым соотношением ком-партментов в зависимости от лимфатического региона при условии стандартизации их общей площади. Мозговое вещество в лимфоузлах молодых животных разной локализации весьма изменчива. В лимфоузлах молодых животных доля коркового (66,31-71,01%) и мозгового (28,8-33,58%) вещества примерно сопоставима в лимфоузлах различной локализации. Корковомозговое соотношение (индекс К/М) прогрессивно увеличивается в ряду лимфоузлов: паховые (1,98±0,06), трахеобронхиальные (2,34±0,05), брыжеечные (2,47±0,04). Величина индекса К/М свидетельствует о преобладании коркового вещества в структуре разных лимфоузлов, указывая на их компактный морфотип.
В лимфоузлах независимо от их принадлежности к разным топографическим региона выделяют две основные функциональные зоны. Т-зона формируется межузелковой частью коры и паракортикаль-ной областью. Тимус-зависимая зона (или Т-зона) определяет эффективность клеточного звена иммунного ответа. Т-зона в лимфоузлах молодых животных составля- ет порядка 38,40-43,07% всего коркового вещества без значимого различия между лимфоузлами разных топографических групп. Доля межузелковой части коры увеличивается в ряду: паховый (6,20±0,47%), брыжеечный (12,53±0,50%), трахеобронхиальный (15,2±0,70%) лимфоузлы. Доля паракортикальной области практически одинакова в висцеральных лимфоузлах (брыжеечные и трахеобронхиальные лимфоузлы), ее доля составляет 25,93-27,6%, что в 1,4 раза меньше, чем в соматических лимфоузлах. В паховом лимфоузле на долю паракортикальной области приходится 36,9±1,72%.
Другая важная зона лимфоузлов - это тимус-независимая зона (или В-зона), ответственная за эффективность гуморального звена иммунитета. На долю В-зоны в лимфоузлах молодых животных приходится порядка 41,18-43,40% в паховом и трахеобронхиальном лимфоузлах, а в брыжеечном лимфоузле доля ее составляет порядка 32,97%. В-зона сформирована лимфоидными узелками и мозговыми тяжами. Лимфоидные узелки в составе лимфоузлов могут быть двух типов. Первый тип - это лимфоидные узелки без герминативного центра на долю которых приходится 5,99-6,76%, без значимого различия в лимфоузлах разных топографических групп. Второй тип - это лимфоидные узелки с герминативным центром, их доля возрастает в ряду лимфоузлов: паховое (8,32±0,43%), брыжеечные (9,21±0,27%), трахеобронхиальные (11,8±0,46%). Лимфоидные узелки с герминативным центром обуславливают активные пролиферативные процессы в лимфоузлах исследуемых групп молодых животных, которые наиболее выражены в трахеобронхиальных лимфоузлах. У молодых животных мозговые тяжи занимают разную площадь в лимфоузлах разной локализации: наибольшая - в паховом (26,87±1,65%) и трахеобронхиальном (25,56±0,86%), наименьшая - в брыжеечном (17,08±0,52%) лимфоузлах.
Важная роль в определении функционала лимфоузлов, принадлежащих различным лимфатическим регионам, принадлежит транспортной синусной системе лим- фоузлов. У молодых животных доля, занимаемая синусной системой, зависит от исследуемых групп лимфоузлов и определяет степень их участия в выполнении дренажно-депонирующей функции. Наименьшая площадь синусной системы отмечена в трахеобронхиальном (4,38±0,32%), наибольшая - в брыжеечном (11,8±0,19%) и промежуточное значение -в паховом (6,71±0,62%) лимфоузлах. Такая организация лимфатических синусов указывает на высокий транспортный потенциал в лимфоузлах, принадлежащих соматическому и кишечному лимфатическому региону.
На основании проведенных исследований можно отметить структурные особенности лимфоузлов, принадлежащих к разным лимфатическим регионам (регионарная специфика). Так, трахеобронхиальный лимфоузел характеризуется большим размером межузелковой части коры, лимфоидных узелков с герминативным центром и маленькой площадью мозгового лимфатического синуса. Паховый лимфоузел имеет наибольший размер паракортикаль-ной области, меньший размер площадей межузелковой части коры, лимфоидных узелков с герминативным центром и средний размер площади мозгового лимфатического синуса. Брыжеечный лимфоузел занимает промежуточное положение, судя по занимаемой площади межузелковой части коры и лимфоидными узелками с герминативным центром, и имеет наибольший размер мозгового лимфатического синуса.
Своеобразие лимфатических регионов, обусловленное дренируемыми органами и их особенностями контакта с внешней средой, отражается на деятельности лимфоузлов, демонстрируя их общие и регионарные признаки максимального развития морфофункционального статуса в молодом возрасте. Внутренняя конструкция лимфоузлов связана с их локализацией, что определяет их функциональную специализацию в зависимости от особенностей обслуживаемого лимфатического региона. Паховому лимфоузлу присуща в большей степени дренажная функций, трахеобронхиальному лимфоузлу - иммунная функ- ция, в брыжеечном лимфоузле равномерно развита дренажная и иммунная функции, судя по развитию интраузловых компарт-ментов.
Организационно разные лимфатические регионы представлены регионарным лимфатическим аппаратом и тканевым микрорайоном его лимфосбора, где ведущая роль отводится лимфатическим узлам. Лимфатические узлы – это интегральные индикаторы для лимфатических регионов, отражающие происходящие процессы в дренируемых областей.
Выводы
Молодой возраст характеризуется высоким развитием периферических лимфоидных органов. Морфофункциональный статус лимфоузлов зависит от локализации, что позволяет определить морфоло- гические варианты и функциональную специализацию лимфоузлов, принадлежащих разным лимфатическим регионам. Паховые лимфоузлы обеспечивают транс-портно-депонирующую функцию, трахеобронхиальные лимфоузлы – иммунную функцию, а брыжеечные лимфоузлы – смешанную функцию, сочетающую транспортную и иммунную функции. Функциональная специфика обусловлена доминированием определенных компартментов и синусной системы в структуре лимфоузла, определяя его морфотип. Полученные данные вносят существенный вклад в понимание концепции лимфатического региона, демонстрируя принцип регионарной доминанты в формировании структурной организации лимфоузлов.
Таблица 1. Площадь структур лимфоузлов разной локализации у молодых животных, %
Структуры |
Паховый лимфоузел |
Брыжеечный лимфоузел |
Трахеобронхиальный лимфоузел |
Капсула |
5,99±0,46 |
9,25±0,14# |
4,78±0,24** |
Субкапсулярный синус |
2,94±0,18 |
7,39±0,11# |
4,45±0,19# |
Межузелковая часть коры |
6,20±0,47 |
12,5±0,30# |
15,2±0,70# |
Паракортикальная область |
36,8±1,72 |
25,9±1,08# |
27,6±1,82## |
Лимфоидный узелок без герминативного центра |
5,99±0,31 |
6,76±0,19** |
6,04±0,16* |
Лимфоидный узелок с герминативным центром |
8,32±0,43 |
9,21±0,27* |
11,8±0,46# |
Мозговые тяжи |
26,8±1,65 |
17,0±0,52# |
22,5±0,86** |
Мозговой лимфатический синус |
6,71±0,62 |
11,8±0,19# |
4,38±0,32## |
P > 0,05*; P < 0,001#; P < 0,05**; P < 0,01##
Список литературы Фитостимуляция трахеобронхиального лимфоузла на поздних этапах онтогенеза
- Betterman, K.L. The lymphatic vasculature: development and role in shaping immunity / K.L. Betterman, N.L. Harvey // Immunol. Rev., 2016. - V. 271. - P. 276-292.
- Girard, J.P. HEVs, lymphatics and homeostatic immune cell trafficking in lymph nodes / J.P. Girard, C. Moussion, R. Forster // Nat. Rev. Immunol., 2012. - V. 12. - P. 762-773.
- Левин, Ю.М. Варианты Катрэла, Левинасан и новые препараты ЭРЛ / Ю.М. Левин // Материалы III Междун. конгресса «Эндоэкологическая медицина». Республика Кипр, 2128 октября 2007 г. - М.: ОАО «Щербинская типография», 2007. - С.68-69.
- Левин, Ю.М. Прорыв в эндоэкологическую медицину. Новый уровень врачебного мышления и эффективной терапии. - М.: ОАО «Щербинская типография», 2006. - 200 с.
- Открытие свойства влиять на транспорт тканевой жидкости и лимфатический дренаж тканей у некоторых известных лекарственных препаратов / Ю.М. Левин, С.Т. Топорова, Л.П. Свиридкина, Ф.А. Баркинхоева [и др.] // Материалы III Междун. конгресса «Эндоэкологическая медицина». Республика Кипр, 21-28 октября 2007 г. - М.: ОАО «Щербин-ская типография», 2007. - С. 69.
- Бородин Ю.И., Горчакова О.В., Суховершин А.В., Горчаков В.Н. Концепция лимфатического региона в профилактической лимфологии. - LAP LAMBERT Academic Publishing, 2018. - 73 c.
- Эндолимфатическая и лимфотропная терапия / Ю.М. Левин, С.У. Джумабаев, В.М. Буянов, И.Я. Шахтмейтер [и др.]. - Ташкент, 1987. - 234 с.
- Бородин Ю.И. Лимфатическая система и старение // Фундаментальные исследования, 2011. - № 5. - С. 11-15.
- Гелашвили, О.А. Вариант периодизации биологически сходных стадий онтогенеза человека и крысы // Саратовский научно-медиц. журнал. - 2008. - Т. 4. - № 22. - С. 125126.
- Бородин Ю.И., Горчакова О.В., Суховершин А.В., Горчаков В.Н. Концепция лимфатического региона в профилактической лимфологии. - LAP LAMBERT Academic Publishing, 2018. - 73 c.
- Каркищенко, Н.Н. Лабораторные животные (положение и руководство). - М.: Межакадемическое изд-во «ВПК», 2003. - 138 с.
- Gorchakova O., Kolmogorov Yu., Gorchakov V., Demchenko G. Interrelation of trace elements and the structural organization of lymph nodes at young and senile age // Archiv Euro-medica, 2020. - Vol. 10. - Num. 2. - P. 22-25. http://dx.doi.org/10.35630/2199-885X/2020/10/2.6