Флора и растительность автоморфных солонцов Сарпинской низменности на территории Калмыкии
Автор: Гавинова Анна Николаевна, Джапова Раиса Романовна
Журнал: Известия Самарского научного центра Российской академии наук @izvestiya-ssc
Рубрика: Биологические ресурсы: флора
Статья в выпуске: 5-1 т.17, 2015 года.
Бесплатный доступ
Описаны растительные сообщества, приуроченные к автоморфным солонцам на территории Сарпинской низменности в пределах Республики Калмыкия. Представлен таксономический анализ флоры фитоценозов, спектр жизненных форм и экологических типов на солонцах средних и мелких.
Автоморфные солонцы, фитоценоз, таксономический анализ, спектр жизненных форм флоры солонцов
Короткий адрес: https://sciup.org/148203994
IDR: 148203994
Текст научной статьи Флора и растительность автоморфных солонцов Сарпинской низменности на территории Калмыкии
На территории Республики Калмыкия (РК) выделяют четыре геоморфологические области: Ставропольская возвышенность, Кумо-Манычская впадина, возвышенность Ергени, Прикаспийская низменность [15]. Прикаспийская низменность -бывшее дно Каспийского моря [18]. На территории республики Прикаспийская низменность разделяется на две части: северную - Сарпинскую низменность и южную - Черные земли. На Сарпинской низменности колебания высот составляют от 0 до +26 м. Черные земли представляют собой низменную равнину, абсолютные высоты которой снижаются с запада на восток от 0 до -29 м.
В структуре почвенного покрова РК интра-зональные почвы - солонцы составляют около 32%. Автоморфные солонцы, представляющие самый распространенный тип солонцов на территории Калмыкии, развиваются в условиях непромывного водного режима при отсутствии влияния грунтовых вод, залегающих глубже 6 м. Общая площадь автоморфных солонцов в структуре почвенного покрова Калмыкии составляет 2242,3 тыс. га, в том числе подтип каштановые – 670,7 тыс. га, подтип полупустынные – 1571,6 тыс. га [3]. В соответствии с картами растительности [10, 11] территория Калмыкии входит в степную и пустынную зоны. Сар-пинская низменность в пределах РК входит в южную подзону степной зоны и северную подзону пустынной зоны. Характерным признаком растительного покрова Сарпинской низменности, как любого аридного региона, является комплексность почвенно-растительного покрова. Отличительной особенностью этой территории является высокое участие в структуре почвенного покрова интразо-нальных почв – автоморфных солонцов [3]. Некоторые сведения о флоре и растительности автоморфных солонцов Ергенинской возвышенности и Прикаспийской низменности имеются в сводном труде, обобщающем материалы экспедиций ВНИИ кормов им. В.Р. Вильямса и МГУ им. М.В.
Гавинова Анна Николаевна, студентка
Ломоносова [23], посвященном изучению кормовых угодий восточных склонов Ергенинской возвышенности и Прикаспийской низменности. Крупномасштабные геоботанические обследования территории хозяйств, расположенных на Сар-пинской низменности, проводились геоботаниками КалмНИИгипрозем в 80-90-е годы ХХ века, но эти данные не публиковались. О.Г. Бембеевой [6, 7] изучены флора и растительность залежей Сарпин-ской низменности. Целостная информация о растительном покрове автоморфных солонцов преобладающих в структуре почвенного покрова Сар-пинской низменности - отсутствует. В нашей работе представлены результаты исследований растительности и флоры автоморфных солонцов Сар-пинской низменности.
Климатическая характеристика района исследования приведена по многолетним данным ближайшей метеостанции Малые Дербеты [1]. Среднегодовое количество осадков составляет 278 мм, из них за теплый период выпадает 130-165 мм, иногда до 190 мм. Сумма активных температур выше 10°С колеблется от 3400 до 3600°, продолжительность безморозного периода 165-180 дней Для района исследования характерна умеренно холодная зима – средняя месячная температура января составляет -6- -8°. Лето умеренно жаркое, средняя температура июля – +24,5 - +25,5 °С. Климат сухой, гидротермический коэффициент – 0,30,5.
Данные по флоре и растительности автоморфных солонцов получены в результате полевых наблюдений на территории Сарпинской низменности в 2011-2012 гг. Названия почв приведены по классификации почв СССР [8]. Типы почв определены на основании материалов крупномасштабного почвенного обследования отдельных хозяйств, проведенных специалистами КалмНИИ-гипрозем, а также описаний прикопок, полуям, проведенных авторами для уточнения почвенных разностей. Учеты и наблюдения проводили в соответствии с методами геоботанического обследования [2, 20, 19, 17]. В обработку вошло около 150 описаний растительности. Описание растительности проводили на площади размером не менее 100 м2.
При выделении жизненных форм за основу взяты критерии и методы, предложенные И.Г. Серебряковым [21], экологические типы растений выделены по Т.К. Горышиной [8]. Латинские названия видов растений приведены по сводке С.К. Черепанова [24].
Зональными почвами Сарпинской низменности являются каштановые (подтип светлокаштановые) и бурые полупустынные почвы. Для северной и северо-западной частей низменности характерны легкосуглинистые светло-каштановые почвы. На остальной территории преобладают бурые полупустынные солонцеватые почвы легкосуглинистого гранулометрического состава. К неглубоким понижениям приурочены луговокаштановые и лугово-бурые почвы. На Сарпинской низменности встречаются довольно обширные лиманы, глубина которых обычно не превышает 3 м. Весной лиманы заполняются талыми водами, которые обильно увлажняют почву. Благодаря лучшему увлажнению на лиманных почвах развивается богатая растительность, лиманы используются в качестве сенокосных угодий.
Интразональные почвы: солонцы, солончаки, луговые почвы. Солонцы распространены пятнами среди зональных почв. На некоторых участках солонцы занимают до 55-60% в структуре почвенного покрова [3]. По нашим данным, на некоторых геоботанических контурах участие фитоценозов на солонцах достигает 80% в растительном комплексе. Грунтовые воды на большей части территории расположены на глубине более 6 м и не влияют на формирование почв и растительности. Основным источником увлажнения - лимитирующего фактора для растительности аридных зон являются атмосферные осадки, поэтому сформировались автоморфные солонцы. Среди видов, выделяемых по мощности надсолонцового горизонта, повсеместно распространены средние и мелкие солонцы. Солонцы средние имеют мощность надсолонцового горизонта от 10 до 18 см. Выделения карбонатов отмечены с 40-50 см, легкорастворимых солей - с 56-73 см. Гранулометрический состав от тяжелосуглинистого до песчаного. Тип засоления преимущественно хлоридный и сульфат-но-хлоридный. Солонцы мелкие отличаются от средних солонцов меньшей мощностью надсолонцового горизонта А (до 10 см) и всего гумусового профиля, более высоким залеганием скоплений карбонатов (34–41 см) и легкорастворимых солей (с 25 до 60 см). Гранулометрический состав от тяжелосуглинистого до песчаного. Мелкие солонцы относятся к солончаковым почвам, поскольку легкорастворимые соли находятся в верхнем слое 0– 30 см. Тип засоления хлоридный и сульфатно-хлоридный, реже хлоридно-сульфатный.
В естественном растительном покрове Сар-пинской низменности деревья отсутствуют. Кустарники представлены тамариксом (Tamarix ramosissima), который приурочен к берегам озер, приканальным полосам с засоленными почвами. Одной из основных черт почвенно-растительного покрова Сарпинской низменности является комплексность - чередование участков различных сообществ, связанное со сменой условий местообитания.
В северной и западной частях Сарпинской низменности преобладают чернополынные ( Artemisia pauciflora) сообщества на солонцах и пырейные ( Elytrigia repens ) по ложбинам и лиманам. В центральной части низменности распространены чернополынные сообщества на солонцах и типча-ково-ромашниковые ( Tanacetum achilleifolium, Festuca valesiaca ), злаково-лерхополынные сообщества на бурых полупустынных суглинистых почвах. Для южной части характерны злаковые и злаково-лерхополынные ( Artemisia lerchiana, Stipa sareptana, Agropyron fragile ) сообщества на бурых полупустынных почвах легкого гранулометрического состава, злаково-лерхополынные ( Artemisia lerchiana, Festuca valesiaca, Agropyron fragile ) и лерхополынные сообщества на солонцах, разнотравно-злаковые сообщества на лугово-бурых почвах по западинам.
В районе Сарпинских озер распространены пырейные, ажрековые (Aeluropus littoralis) , бес-кильницевые ( Puccinellia distans ), сантониннополынные ( Artemisia santonica ) фитоценозы на луговых почвах разной степени засоления. Луговая растительность приурочена к лиманам, ложбинам, представлена преимущественно пырейными сообществами. Неглубокие лиманы имеют чаще округлую форму, а в северной части низменности представляют полосы, вытянутые с запада на восток и с северо-запада на юго-восток. Повышенные части таких лиманов заняты полынно-злаковой растительностью, а понижения - пырейной, сантониннополынной. Пырейные сообщества обитают на почвах, имеющих различную степень засоления и увлажнения. На незасоленных пырейных лугах сопутствующими видами являются представители разнотравья: Inula britannica, Potentilla reptans , Glycyrrhiza glabra . Для засоленных пырейных лугов характерно наличие Artemisia santonica, Limonium gmelinii, Juncus gerardii, Puccinellia distans . В сантониннополынных фитоценозах доминанту Artemisia santonica с опутствуют Elytrigia repens, Aeluropus littoralis, Limonium gmelinii .
В растительных сообществах в зоне подтопления вдоль оросительных и сбросных каналов, в понижениях системы Сарпинских озер доминирует тростник южный - Phragmites australis. Из разнотравья в травостое присутствуют Lythrum salicaria, Tripolium pannonicum, Alisma plantago-aquatica. Семейство осоковые представлено Carex melanostachya, Juncus gerardii, Eleocharis palustris, Bolboschoenus maritimus. Флора растительных сообществ, приуроченных к автоморфным солонцам Сарпинской низменности, по нашим данным, насчитывает 91 вид цветковых растений, относящихся к 64 родам, 21 семейству. Видов, относящихся к однодольным, в 3,4 раза меньше, чем двудольных. Наиболее богаты видами пять семейств, содержащие 66 видов, что составляет 72,6% от общего их числа. Почти две трети всех семейств флоры составляют одновидовые – 10 (47,6 %) и двувидовые – 4 семейства (19 %), что свойственно флорам, развивающимся в экстремальных условиях существования [22]. По 3-4 вида содержат 2 семейства, по 7-11 видов – 3, по 17-22 вида – 2. Богаты видами семейства Chenopodiaceae, Poaceae, Brassicaceae, Asteraceae, Liliaceae (табл. 1).
Таблица 1. Спектр ведущих семейств флоры автоморфных солонцов
Семейства |
Роды |
Виды |
||
число |
% от общего числа родов |
число |
% от общего числа родов |
|
Chenopodiaceae |
13 |
20,3 |
23 |
25,3 |
Poaceae |
13 |
20,3 |
18 |
19,8 |
Brassicaceae |
9 |
14,1 |
11 |
12,1 |
Asteraceae |
5 |
7,8 |
8 |
8,8 |
Liliaceae |
3 |
4,7 |
6 |
6,6 |
Всего в 5 ведущих семействах |
43 |
67,2 |
66 |
72,6 |
В общем спектре ведущих семейств флоры Калмыкии в целом, по данным Н.М. Бакташевой [4, 5], на первых местах находятся Asteraceae, Poaceae, Brassicaceae, Apiaceae. Семейство Chenopodiaceae занимает пятое место. В спектре ведущих семейств флоры автоморфных солонцов первое место по числу видов занимает Chenopodiaceae, что связано с приуроченностью видов семейства к засолённым почвам. Пять ведущих семейств включают 43 рода (67% от общего числа родов). В спектре ведущих родов лидируют Petrosimonia, Salsola, Artemisia (по 4 вида), по 3 вида содержат пять родов – Stipa, Tulipa, Sueda, Lepidium, Limonium . По 2 вида содержат 8 родов и 48 родов одновидовые. Анализ жизненных форм по классификации И.Г. Серебрякова [21] показывает, что на автоморфных солонцах доминируют однолетние (43,9%) и многолетние травы (39,6%). Среди полудревесных растений преобладают полукустарнички (11,0%), полукустарники составляют 2,2%.
Таблица 2. Распределение видов по жизненным формам (по И.Г. Серебрякову)
Жизненная форма растений |
Количество видов |
% от общего числа видов |
полукустарники |
2 |
2,2 |
полукустарнички |
10 |
11,0 |
многолетние травы |
36 |
39,6 |
двулетние травы |
3 |
3,3 |
однолетние травы |
40 |
43,9 |
Итого: |
91 |
100 |
Распределение видов по жизненным формам в соответствии с классификацией К. Раункие-ра [14] показывает преобладание в исследуемой флоре терофитов (43,9%), к которым относятся однолетние травы. На втором месте гемикриптофиты (30,8%), среди которых виды Limonium, Phlomis pungens. Доля криптофитов - 12,1%, среди которых многолетние луковичные, корневищные и клубнекорневые травы: Colchicum laetum, Iris pumila, виды Ornithogalum, Tulipa, Leymus ramosus. На хамефиты приходится 13,2% - полукустарнички и полукустарники. Экологический спектр флоры автоморфных солонцов по отношению различных видов к влаге представлен 4 типами (табл. 3).
Таблица 3. Экологический спектр флоры по отношению к влаге
Экологические типы растений |
Количество видов |
% от общего количества видов |
ксерофиты |
52 |
57,1 |
ксеромезофиты |
27 |
29,7 |
мезоксерофиты |
7 |
7,7 |
мезофиты |
5 |
5,5 |
Итого: |
91 |
100 |
В экологическом спектре доминируют ксерофиты. Среди них – полукустарнички ( Artemisia lerchiana , A.pauciflora , Kochia prostrata , Camphorosma monspeliaca ), многолетние ( Agropyron desertorum, A. fragile, Festuca valesiaca, Koeleria cristata, виды Stipa ) и однолетние травы ( Aegilops cylindrica, виды Lepidiumи др .).
Значительная роль в экологическом спектре принадлежит ксеромезофитам. Среди ксеромезо-фитов значительное количество эфемеров – однолетних трав с коротким периодом вегетации. Многие из них всходят из семян весной и в течение 1,52,0 месяцев проходят жизненный цикл. Длительность вегетации эфемеров, их морфологические параметры зависят от содержания влаги в поверхностных горизонтах почвы. Среди эфемеров представители семейства крестоцветных (Alyssum turkestanicum, Lepidium perfoliatum. L. ruderale, Erophila verna, Descurainia sophia и др.), мятликовых (виды Eremopyrum, Bromus), бурачниковых (Lappula squarrosa, Myosotis micrantha, Rochelia retorta), лютиковых (Ceratocephala testiculata, Ranunculus polyrhizos). К ксеромезофитам относятся и многолетние травы с коротким периодом вегетации -эфемероиды. Среди них луковичные растения родов Tulipa, Ornithogalum, короткокорневищный Iris pumila, мелкодерновинный Poa bulbosa. Мезоксерофиты и мезофиты составляют 13,2% флоры солонцов.
Во флоре автоморфных солонцов Сарпин-ской низменности 12 видов редких растений, занесенных в Красную книгу Республики Калмыкия [12]: Tulipa gesneriana , T. biflora , T. biebersteiniana , Ornithogalum kochii , O. fischeranum, Iris pumila, Colchi-cum laetum, Gagea bulbifera, Catabrossela humilis, Crambe aspera, Euphorbia praecox, Euphorbia undulata. Из них 3 вида в списке редких растений Российской Федерации [13]: Tulipa gesneriana , Iris pumila, Colchicum laetum.
Сравнение результатов геоботанического обследования отдельных участков в 2011-2012 гг. с материалами обследования 1989-1990 гг. выявило уменьшение площади производных фитоценозов, формирующихся в условиях интенсивного выпаса, что свидетельствует об оптимизации использования растительности в качестве пастбищ.
Список литературы Флора и растительность автоморфных солонцов Сарпинской низменности на территории Калмыкии
- Агроклиматические ресурсы Калмыцкой АССР. -Л.: Гидрометеоиздат, 1974. 172 с.
- Александрова, В.Д. Изучение смен растительного покрова//Полевая геоботаника. -М.-Л., 1964. Т. 3. С. 300-407.
- Бакинова, Т.И. Почвы Республики Калмыкия/Т.И. Бакинова, Н.П. Воробьева, Е.А. Зеленская. -Элиста: Изд-во СКНЦ ВШ, 1999. 116 с.
- Бакташева, Н.М. Флора Калмыкии и ее анализ. -Элиста: АПП «Джангар», 2000. 135 с.
- Бакташева, Н.М. Конспект флоры Калмыкии: учебное пособие. -Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2012. 112 с.
- Бембеева, О.Г. Анализ флоры залежей после возделывания сельскохозяйственных культур на орошаемой и богарной пашне//Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Естественные науки, 2013. С. 48-50.
- Бембеева, О.Г. Растительность залежей Сарпинской низменности / О.Г. Бембеева, Р.Р. Джапова. -Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2013. 112 с.
- Горышина, Т.К. Экология растений: учебное пособие. -М.: Высшая школа, 1979. 368 с.
- Егоров, В.В. Классификация и диагностика почв СССР/В.В. Егоров, Е.Н. Фридланд, Е.Н. Иванова и др. -М.: Колос, 1977. 224 с.
- Зоны и типы поясности растительности России и сопредельных территорий. Карта. М. 1:8000000/Под ред. Г.Н. Огуреевой. -М., 1999. 64 с.
- Карта растительности Европейской части СССР. М 1: 2 500 000. Отв. ред. Т.И. Исаченко, В.М. Лавренко. АН СССР, Бот. ин-т им. В.Л. Комарова. 1980.
- Красная книга Республики Калмыкия. В 2-х томах. Том 2. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения и грибы. -Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2014. 199 с.
- Красная книга Российской Федерации (растения и грибы). -М.: Товарищество научных изданий КМК, 2008. 885 с.
- Культиасов, И.М. Экология растений. -М.: Изд-во МГУ, 1982. 384 с.
- Манджиев, С.В. Калмыцкая АССР. Экономико-географический очерк/С.В. Манджиев, Н.В. Клюкин. -Элиста: Калм. кн. изд-во, 1979. 80 с.
- Методические рекомендации по геоботаническому и культуртехническому обследованию природных кормовых угодий. -М. ВНИИ кормов им. В.Р. Вильямса, 1974. 160 с.
- Методические указания по классификации сенокосов и пастбищ равнинной территории европейской части СССР (ВАСХНИЛ). -М., 1987. 176 с.
- Нижнее Поволжье. Физико-географическое описание. Отв. ред. А.А. Григорьев, Г.Д. Рихтер. -М.-Л.: АН СССР, 1948. 136 с.
- Общесоюзная инструкция по проведению геоботанического обследования природных кормовых угодий и составлению крупномасштабных геоботанических карт. -М.: Колос, 1984. 105 с.
- Раменский, Л.Г. Избранные работы. Проблемы и методы изучения растительного покрова. -Л.: Наука, 1971. 334 с.
- Серебряков, И.Г. Экологическая морфология растений. Жизненные формы покрытосеменных и хвойных. -М., 1962. 380 с.
- Толмачев, А.И. Введение в географию растений. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. 244 с.
- Труды Прикаспийской экспедиции. Растительность и кормовые ресурсы западной части Прикаспийской низменности и Ергеней. Под ред. А.Г. Воронова. -М.: Изд-во МГУ, 1957. 316 с.
- Черепанов, С.К. Сосудистые растения России и сопредельных государств (в пределах бывшего СССР). -СПб.: Мир и семья, 1995. 990 с.