Формирование адекватных мировоззренческих установок в эпоху вызовов техногенной цивилизации

Бесплатный доступ

Статья о необходимости формирования адекватных мировоззренческих установок в эпоху углубления кризисных состояний как в природной, так и в социальной среде; о роли культурологии как комплексной науки, способной содействовать обретению нравственных и иных императивов в ходе дальнейшего развития человеческого общества.

Природа, нарушение баланса сил в природе, геополитика, кризисы перепроизводства, экологическая катастрофа

Короткий адрес: https://sciup.org/170173779

IDR: 170173779

Текст научной статьи Формирование адекватных мировоззренческих установок в эпоху вызовов техногенной цивилизации

Состояние цивилизации сегодня оценивается как критическое по целому ряду параметров. Это социальные, экономические, демографические проблемы человечества, но самые значительные и неожиданные изменения произошли с окружающей средой. Сегодня ярко проявляется кризис экологический. По выражению В. И. Дани-лова-Данильяна «цивилизация оказалось перед лицом экологического вызова» 1. Собран и обработан огромный научный материал, свидетельствующий о быстром изменении окружающей среды в глобальных масштабах. Эти драматические глобальные изменения прямо влияют на экономику и здоровье людей. Если не предотвратить дальнейшее развитие экологического кризиса, он неминуемо перерастёт в необратимую, губительную для человека экологическую катастрофу. Все усилия политиков, учёных, общественности, направленные на смягчение дисбаланса между развивающимся производством, возможностями природы и потребностями человека, не дают положительного результата.

В соответствии с различными прогнозами развития экологической ситуации делаются попытки найти пути выхода из создавшегося положения.

Это и создание модели устойчивого развития общества, декларированной более тридцати лет назад Международной комиссией по окружающей среде и развитию во главе с Г. Х. Брунд-ланд, в которой считается возможным учёт всех интересов: и производства, и природы, и человека. Это и ряд этических идей, таких как глубинная экология, по которой человек должен любить природу; или коэволюция, в которой эволюция природы и эволюция человечества должны идти параллельно к созданию равновесной искусственной биосферы. Это и класс идей, касающихся коренной перестройки бытия, возвращающих нас к концу XIX — началу XX в. и чрезвычайно популярных сегодня. Среди них идеи В. И. Вернадского о возможности создания человеком техногенных ситуаций, воздействующих на природу, и, в конечном итоге, позволяющих создать ноосферу — сферу разума; идеи русского космизма о преодолении природного порядка существования мира, изложенные в работах Н. Ф. Фёдорова, К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского.

Существование таких разнородных подходов к решению экологических проблем указывают на достаточно сложную ситуацию, сложившуюся в сфере экологического знания. Эта неопределённость в направлении поиска также указывает на глубинные причины экологического кризиса.

Мы разделяем точку зрения, что выход надо искать в иной плоскости, связанной с определением причин сложившейся ситуации в области мировоззрения человека. «Экологический кризис, порождённый технотронной цивилизацией, превратившей природу просто в материю, не может быть преодолён, пока мы не найдём возможность изжить ту парадигму мышления, которая родилась в XVII–XVIII веках» 2. Мы полагаем, что экологический кризис — это не кризис перепроизводства, а проблема духовная, нравственная, это проблема неправильно выбранного мировоззрения. Наращивание силы, технологической мощи человечества, претензии на всестороннее господство над обстоятельст- вами, выросшие из трехсотлетнего понимания мира как антропоцентричного, привели цивилизацию на грань выживания. Цивилизация создала мировоззрение, которое, как показывают глобальные кризисы, несовместимо с существованием самой цивилизации.

Поэтому осмысление состояния природы, «экологического вызова», требует прежде всего ревизии представлений об устройстве бытия, а также места и задач человека в существующем мире. Необходимо по-новому взглянуть на природу в целом. Жизненно важной становится проблема поиска новой парадигмы мышления, необходимость рассмотрения содержания категорий, составляющих культурную матрицу и формирующих картину мира. Решение этой задачи невозможно без понимания категорий культуры, таких, как «материя», «движение», «взаимодействие», «пространство», «время», «причина». Техногенная цивилизация приняла и сохраняет эти категории в толковании, данном им естественнонаучным знанием Нового времени. Однако, открытия в области естественных наук постнеклассического периода конца XX в. существенно изменяют представление об этих категориях, что требует культурологического осмысления в рамках поиска оснований для формирования мировоззрения техногенной цивилизации.

Культурология, кроме поиска нравственного императива, может дать глубинное понимание узлов культурной матрицы, соединяя естественнонаучное и гуманитарное знание в своём анализе, обновляя инструментарий познания, осуществляя поиск новых методологических ориентаций. В связи с этим представляется актуальным рассмотрение воздействия естественнонаучного знания на культуру. Важным становится вопрос, какие идеи продуцируются естественными науками в культуру, и могут ли они повлиять на поиск новых форм восприятия мира, в том числе средствами литературы и искусства.

Этот поиск, наряду с другими поставленными временем проблемами, в частности, направлен на выявление возможной конструктивной роли целевой причинности в создании будущей социокультурной парадигмы, дополнив трехсотлетний детерминистский взгляд на мир телеологическим.

Важно, что научная и обыденная картины мира никогда не были тождественны. Для культуры в целом естественным является взгляд на мир, в котором есть целевая причинность. Не только бесконечно длинный ряд причинноследственных связей, позволяющих ответить на вопрос «как?», но и необходимость ответить на вопрос «почему?» и, в конечном итоге, «зачем?», свойственен человеку. Сегодня обширный естественнонаучный материал предлагает по-новому взглянуть на категорию «причины», вводя принцип целевой причинности (телеологический принцип), или понятие действующей цели, в культурологический дискурс.

Идея целевой причинности вписывается в контуры нового взгляда на мир. Этот взгляд предполагает идею взаимосвязи и гармоничного отношения между человеком и природой, составляющими единое целое. В рамках такого подхода складывается новое видение человека как органической части природы, а не как властелина. Следовательно, наличие действующей цели как концепта культуры позволяет пересмотреть отношение человека к природе. При этом человек должен понять, что природа не мёртвая система, не материя, не окружающая среда, что ей самой присущ её собственный внутренний порядок, т.е. должен изменить парадигму мышления.

Список литературы Формирование адекватных мировоззренческих установок в эпоху вызовов техногенной цивилизации

  • Данилов-Данильян В.И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М., 2000. С. 1.
  • Гайденко П. П. У истоков классической механики // Вопросы философии. 1996. № 5. С. 82.
Статья научная