Формирование идентичности в среде белорусской молодежи
Автор: Блохин Виктор Николаевич
Журнал: Креативная экономика и социальные инновации @cesi-journal
Рубрика: Педагогические аспекты социальных изменений
Статья в выпуске: 2 (5), 2013 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируется проблема формирования идентичности среди молодежи в постсоветский период. Социокультурные, политические и социально-экономические перемены значительно повлияли на общество и, особенно на молодых людей. Молодежь меньше всего переживала по поводу распада Советского Союза. Однако в новых независимых республиках, в том числе и в Беларуси, молодые люди столкнулись с рядом новых проблем и вызовов. Для белорусской молодежи характерен уход от советской идентичности, однако это место до сих пор не заняла европейская идентичность.
Молодежь, социокультурная идентичность, постсоветский период, беларусь, новые вызовы
Короткий адрес: https://sciup.org/14238954
IDR: 14238954
Текст научной статьи Формирование идентичности в среде белорусской молодежи
КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ CREATIVE ECONOMICS AND SOCIAL INNOVATIONS
Вовлеченность большинства стран мира в процессы глобализации, модификация форм социальной жизни обуславливают потребность в изучении феномена национально-культурной идентичности. Идентичность является одним из главных элементов субъективной реальности, складывается в социальных процессах, поддерживается, видоизменяется социальными отношениями. Основным источником формирования идентичности является взаимодействие индивидуального и коллективного сознания.
Относительная нестабильность развития постсоветского общества в последние десятилетия влечет за собой наслоение в сознании молодых людей нескольких моделей идентичности, часто противоречивых, а также проблемы национального и культурного характера. Вопросы изучения национальнокультурной идентичности молодежи, как потенциала развития социума, важны с точки зрения сохранения единства наций, традиций и культуры.
Проблема идентичности стала весьма популярной в последние десятилетия, т.к. в условиях влияния глобальных факторов риска и неопределенности смена доминирующих моделей идентичности неизбежна. Наиболее ярко процесс смены идентичности проявился у молодого поколения, более других подверженного влиянию объективных социокультурных, политических и социально-экономических изменений. Под молодым поколением мы понимаем тех, кому в 1991 г. было не более 14 – 16 лет, и чье «вхождение» во взрослую жизнь проходило уже на постсоветском этапе. Среди многих типов коллективной идентичности остановимся на социокультурном, базирующемся на разделяемых большинством членов общества смысложизненных ценностях. В условиях трансформации этот тип идентичности обладает наибольшей значимостью:
КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ CREATIVE ECONOMICS AND SOCIAL INNOVATIONS он способен интегрировать в единое целое людей разного возраста, пола, социального статуса, этнического происхождения, образования [Титаренко 2006: 16].
Каждое постсоветское поколение решает проблему на основе собственного исторического опыта, уровня толерантности к прошлому и настоящему, открытости рискам и новациям, социальной зрелости и т.д. Естественно, каждая постсоветская республика имеет свои особенности, однако имеются и некоторые общие тенденции в процессах, характеризующих развитие на постсоветском пространстве. Так, молодежь менее других поколений переживала распад СССР, она больше подвержена глобальным социокультурным влияниям, новым рискам, открыта новым стилям жизни, легче воспринимает ситуации неопределенности и противоречивости, больше других стремится к жизненному успеху, измеряемому ею через денежный эквивалент. Конечно, молодое поколение неоднородно: при его анализе надо учитывать стратификационные критерии (пол, образование, место жительства, социальное происхождение и др.), которые делают общую картину смены идентичностей более сложной и запутанной [Левада 2001: 8].
Тем не менее, ко всей постсоветской молодежи применима общая схема смены типов идентичности, предложенная для объяснения трансформации типов личности: от модели «советский человек», базовыми ценностями которой были коллективизм, атеизм, этатизм (подчинение своих интересов целям государства), к модели «парадоксального человека» (термин Ж. Тощенко), отличающейся неопределенностью, противоречивостью. Этот сдвиг типичен для всего населения, но имеет особенности в молодежной среде. Так, ценности труда постепенно уступают место индивидуализму и досугу, в среде молодежи эти процессы намного сильнее: молодежь выше
КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ CREATIVE ECONOMICS AND SOCIAL INNOVATIONS других поколений оценивает друзей и досуг, и ниже – политику. Если структурировать базовые ценности белорусской молодежи по степени их преобладания на ядро (ценности, разделяемые двумя третями респондентов), структурный резерв (не менее 40%), оппонирующий дифференциал (от 20% до 39%) и периферию (менее 20%), то получим следующую картину: ценностное ядро включает только семью (75% молодых людей ставят ее на первое место), структурный резерв включает работу (48%) и друзей (40%), в оппонирующий дифференциал попадает ценность досуга (34%), а на периферии остаются религия (5%) и политика (только немногим более 2% молодежи высоко оценивают данную сферу деятельности). Эти данные свидетельствуют о доминировании приватного над общественным в новой белорусской идентичности, что, по сравнению с советским прошлым, является качественно новым явлением.
На сегодня очевиден негативный аспект социокультурной идентичности молодежи: например, белорусская молодежь не отождествляет себя с советским народом, коммунистами, гражданами СССР, при этом отдельные группы молодежи не идентифицируют себя также с гражданами своей страны и европейцами. Наиболее распространенный тип позитивной идентификации – семья, затем этнонациональная группа, реже – религиозная конфессия. Эти данные совпадают с результатами исследований В.Ядова и Е.Даниловой, согласно которым в эпоху трансформации предпочтение отдается двум взаимодополняющим идентичностям: семейной и этнонациональной. Если сравнить три типа идентичности молодежи – европейскую, национальную и гражданскую, то окажется, что преобладает национальная, а аутсайдером выступает европейская идентичность. Среди белорусской молодежи, например, более половины определяют себя через этничность, примерно одна треть четко идентифицирует себя с гражданами
КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ CREATIVE ECONOMICS AND SOCIAL INNOVATIONS
Беларуси, и лишь менее одной десятой готовы назвать себя европейцами [Славянские страны 2005: 67].
Социализация и формирование идентичности молодого человека неразрывно связаны. Они обеспечивают ощущение единства со своим социальным окружением и являются механизмом подключения молодежи к социально-политической и ценностной системе общества и формирования определенных «стереотипов поведения», характерных для данной общности. Идентичность – результат идентификации, которая рассматривается как важнейший фактор социализации.
В условиях социокультурной трансформации идентичность молодежи и ее особенности наиболее адекватно отражаются в категории «лиминальность» («лиминальное существование», пороговость, переходность), введенной в научный оборот В. Тэрнером. Лиминальное существование в онтологическом ракурсе предполагает экзистенциальную, сущностную неопределенность молодого человека, его нахождение между прежним жизненным миром и неизвестным, предстоящим.
Самоопределение молодого человека осуществляется во многом через сравнение, отождествление себя с неким идеалом. Отсутствие такового и приводит к кризису идентификации, когда человек, теряет осознание своего предназначения в обществе. Такие состояния порождают чувства неуверенности и тревожности, острые депрессии, психозы. Отсутствие в молодежном сознании идеала зачастую замещается поклонением кумирам шоу-бизнеса или спорта – своеобразной "идологизацией". Это сопровождается фетишизацией сферы потребления престижных товаров и услуг. Из-за отсутствия у государства внятных и всеми поддерживаемых целей общественного развития, мобилизирующих ценностей и идеалов молодежь теряет ощущение Родины.
КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ CREATIVE ECONOMICS AND SOCIAL INNOVATIONS
Разрушение традиционных социальных связей и государственной системы воспитания значительно снизило роль ранее доминировавших институтов социализации – семьи, школы, а также воспитательных учреждений, комсомола, армии, трудовых коллективов, профсоюзов. Ведущая роль в современных условиях принадлежит СМИ, создающим таких «культурных героев», которые часто ориентируют молодежь на экстремизм и массовую агрессию. В сложившейся ситуации главной задачей государства должно стать установление разумного баланса и взаимодополнения между традиционными и инновационными институтами социализации.
Одним из детерминирующих факторов идентичности молодежи была и остается национальная культура. Тем не менее, эффективным методом формирования идентичности белорусской молодежи в условиях глобализации становится мультикультурализм, целью которого является обеспечение сосуществования многообразных культурных, этнических и иных общностей путем реализации социальных, образовательных и культурных программ.
Социализация молодежи в новых условиях сегодня сталкивается с рядом препятствий и затруднений, она требует выработки методологии проектирования программ государственной молодежной политики, направленной на формирование чувства социальной защищенности и уверенности, на становление позитивной идентичности подрастающего поколения [См. ]. Процесс становления гражданской идентичности молодежи включает в себя совокупность социальных ролей и норм поведения, характер которых обусловлен его представлениями о взаимоотношениях с государством. Это и ожидания, и эквивалентные им обязательства личности. Первичный уровень взаимоотношения личности и государства – ее идентичность
КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ CREATIVE ECONOMICS AND SOCIAL INNOVATIONS системообразующей модели государства. Если эта модель устойчивая, «прозрачная» и в представлениях личности соответствует принципам социальной справедливости, то имеет место баланс индивидуальных и общественных интересов, стимулирующих прогресс общества и устойчивость (перспективность) качества и образа жизни индивида.
Отсутствие устойчивого мировоззрения, ясного образа модели государства в массовом сознании молодежи ведет к конфликтности ее социального поведения, напряжениям во взаимоотношениях с социальными институтами. Представления молодежи о предпочитаемой модели государства базируются на выбранных жизненных стратегиях, в результате чего, как иногда кажется, одна часть молодежи представляет для себя приемлемой преимущественно социально-попечительскую модель государства, а другая, меньшая часть – преимущественно рыночную, с полной свободой экономической конкуренции.
Различия в потенциальных установках молодежи в целом не являются антисоциальными и не представляют собой тормоз для нормального воспроизводства белорусского общества в его нынешнем трансформирующемся социально-профессиональном и социально-классовом составе.
Можно выделить некоторые тенденции изменения молодежной идентичности:
-
1. Отказ от советской идентичности – от типа «человек советский», доминировавшего в Советское время и еще разделяемого многими представителями старшего поколения. Тенденция отказа от прежних типов идентичности усиливает традиционный поколенческий разрыв, подчеркивая изменения в базовых ценностях молодого постсоветского поколения.
-
2. Конструирование и поддержка этнонациональных типов идентичности. Эта тенденция весьма заметна как среди российской молодежи (и титульной нации, и национальных меньшинств), так и среди молодежи Беларуси, других постсоветских республик, она поддерживается многими политическими партиями. В Прибалтике русскоговорящее меньшинство вынуждено фокусировать данный тип идентичности, чтобы отстаивать свои гражданские права. Молодые люди активно вовлекаются в эти процессы, поэтому вполне вероятен дальнейший рост значимости указанного типа идентичности, позволяющего молодежи выражать свою социальную активность, с одной стороны, и поддерживать те или иные интересы политических элит и партий, с другой.
-
3. Государственная поддержка формирования типа славянской идентичности. Среди ученых определенной политической ориентации имеет место попытка интерпретировать славянское наследие как уникальный базис развития особой славянской цивилизации, к которой неприменимы критерии западной цивилизации, со всеми вытекающими последствиями (рассмотрение западной цивилизации как чуждой нам, отторжение либерализма и пр.).
-
4. Рост религиозной идентичности среди молодежи. В ряде постсоветских республик государственная идеология включила религию в качестве одной из народных традиций, а лидеры государства считают необходимым консультироваться с религиозными лидерами по многим проблемам развития страны. Результатом религиозного ренессанса стал тот факт, что более половины населения России, Украины, Беларуси считают себя религиозными, причем религиозная идентичность пользуется значительной поддержкой среди молодежи. Возможно, на практике данная идентичность имеет более социокультурную природу, чем религиозную,
-
5. Рост субкультурных агрессивных идентичностей как отражение молодежной неудовлетворенности своим статусом в государстве и обществе, желанием расширить свои возможности в сферах власти, бизнеса, образования и перспективы в быту. В условиях повышенных рисков молодежь из бедных слоев, лишенная жизненных перспектив, прибегает к криминальным практикам для достижения своих жизненных целей и успеха. Некоторые вступают в запрещенные политические и военизированные группировки, другие пополняют ряды преступников, третьи демонстрируют свое неприятие статус-кво средствами субкультуры. Их объединяет общая критическая позиция, формирующая деструктивные типы идентичности. Рост протестного потенциала молодежи – часть процесса постсоветской трансформации [Славянские страны 2005: 68].
КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ CREATIVE ECONOMICS AND SOCIAL INNOVATIONS
КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ CREATIVE ECONOMICS AND SOCIAL INNOVATIONS однако остается фактом, что современная молодежь поддерживает эту идентичность на более высоком уровне, чем даже гражданскую идентичность.
Таким образом, современная молодежная социокультурная идентичность имеет «переходный» характер и представляет собой совокупность многих традиционных (религиозных, локальных, региональных) и современных (политических, субкультурных) типов самоидентификации населения.
Список литературы Формирование идентичности в среде белорусской молодежи
- Левада Ю. А. Человек советский: проблема реконструкции исходных форм//Мониторинг общественного мнения. -2001. -№ 2. -С. 7-16.
- Славянские страны в условиях системной трансформации и европейской интеграции. -Брест, 2005. -95 с.
- Титаренко Л.Г. Изменение идентичности белорусской молодежи за постсоветский период//Социология. Журнал российской социологической ассоциации. -2006. -№ 2. -С. 16-19.
- http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/205364.html (дата обращения: 19.03.2012)