Формирование кадрового потенциала промышленных предприятий Сталинграда в период первых пятилеток

Бесплатный доступ

Работа посвящена выявлению основных источников формирования специалистов на промышленных предприятий Сталин- града в 1930–1940 гг. Раскрываются внутренние и внешние источники формирования кадрового состава. Характеризуются количество и качество прибывающих специалистов, а также основные направления их деятельности

Иностранные специалисты, инженерно-технические работники, Сталинградский механический институт, Сталинградский индустриальный техникум, индустриализация, пятилетний план

Короткий адрес: https://sciup.org/148322524

IDR: 148322524

Текст научной статьи Формирование кадрового потенциала промышленных предприятий Сталинграда в период первых пятилеток

Период выполнения первых пятилетних планов являлся временем ожесточенного напряжения всех сил советского народа. Задачи индустриализации по построению практически с нуля тяжелой промышленности требовали от государства не только больших денежных вложений непосредственно в индустрию, но и подготовки технических специалистов, которые должны были заниматься построением промышленного комплекса, его обслуживанием и развитием.

Вместе с тем к началу индустриализации очевидной стала проблема нехватки квалифицированных кадров. В Плане народно-хозяйственного строительства СССР на 1929-1933 гг. говорилось о необходимости добиться удвоения удельного веса числа инженеров по отношению к общему числу рабочих и доведении числа техников до полуторного отношения к числу инженеров. В плане указывалось, что недобор инженеров за период первого пятилетнего плана составил 15 тыс. человек [7, c. 76–77].

Нехватка квалифицированных специалистов особо остро встала для Сталинграда, в котором в 1929 г. начинается строительство Сталинградского тракторного завода (СТЗ), первого в стране предприятия по производству тракторов [9]. Одновременно советским правительством принимается решение о коренной реконструкции металлургического завода «Красный Октябрь» и оборонного предприятия «Баррикады» [8, с. 73–74]. Особо стоит подчеркнуть, что как строительство СТЗ, так и реконструкция старых заводов предусматривали использование новейших образцов техники и современных на тот момент способов производства, которые внедрялись в основном из-за рубежа. Таким образом, одним из основных источников комплектования кадрами промышленных предприятий в 1929–1933 гг. стали иностранные специалисты. Как указывают Т.В. Юдина, В.В. Булатов, Е.Л. Фурман, набор иностранных специалистов на заводы Сталинграда происходил как в легальной форме - посредством заключения индивидуальных договоров или заключения договоров техпомощи с зарубежными фирмами, так и в нелегальной – вербовка в качестве туристов группами или индивидуально [10].

Основными «странами-поставщиками» иностранных специалистов в Сталинград были, согласно исследованиям О.О. Резаненко, такие европейские страны, как Германия, Австрия, Венгрия и Чехословакия, специалисты которых работали в основном на реконструкции предприятий «Красный Октябрь» и «Баррикады». Однако наибольшее количество инженеров и техников прибывало из США для строительства СТЗ, т. к. завод проектировался по американскому конвейерному образцу [8, с. 76].

Исследователь В.А. Чолахян отмечает, что большинство иностранных специалистов имели рабочие специальности и лишь небольшая часть имела инженерно-технические специальности. Так, на 1 сентября 1931 г. на сталинградских заводах работало 240 рабочих и 69 инженерно-технических работников [9]. Это подтверждают и данные завода «Баррикады». В 1931 г. администрацией завода был направлен запрос на приглашение 450 иностранных специалистов. Из общего списка только 8 человек должны были владеть инженерной специальностью и 10 иностранных специалистов должны были владеть компетенциями мастера [6, л. 56].

Несмотря на небольшое количество иностранных специалистов на промышленных предприятиях Сталинграда, они играли важную роль в период первой пятилетки. Построение Сталинградского тракторного завода, ввод нового импортного оборудования на предприятиях города и его установка, запуск нового конвейерного способа производства были задачами, которые на первых этапах пятилетки могли решить только иностранные рабочие и специалисты, знакомые с новейшими технологиями строительства и производства [4].

Стоит отметить, что численность иностранных специалистов на протяжении первых пятилеток постепенно снижается. Если в 1930 г. в Сталинграде работало более 95 инженерно-технических работников, то к 1938 г. насчитывалось не более 59 иностранных специалистов [2, c. 212].

Следующим внешним источником комплектования кадров заводов Сталинграда были инженерно-технические работники, которые прибывали из других областей СССР. Как отмечает исследователь Н.А. Болотов, в активно развивающийся Сталинград из других регионов направлялись не только выпускники учебных заведений, но и опытные инженеры и техники [Там же, c. 207].

Исходя из анализа сборника статей «Люди Сталинградского тракторного», можно отметить, что присылаемые на завод инженеры – от первого директора СТЗ И.В. Иванова до конструктора Д.В. Чарнко – имели высшее техническое образование, опыт в инженерной деятельности, а также опыт работы на американских заводах, который получали в ходе рабочих командировок. Эти инженеры, наряду с иностранными специалистами, занимались проектированием, а также строительством СТЗ, установкой и запуском импортного оборудования [5, c. 17–97].

Как отмечает Н.А. Болотов, среди приезжающих из других регионов инженеров и техников весомую долю составляли дореволюционные или «старые специалисты». После судебных кампаний, связанных с Шахтинским делом 1928 г., на местные предприятия были сосланы многие «буржуазные» специалисты. Как правило, они назначались в среднее руководящее звено.

С течением времени количество иностранных специалистов, работающих на предприятиях как Сталинграда, так и на заводах всего Нижнего Поволжья, в целом уменьшается. В 1939 г. в регионе работало около тысячи «старых специалистов», что составляло 5% от общего количества инженеров и техников. Это объяснялось как массовыми репрессиями, так и резким увеличением числа выпускников технических вузов [2, c. 207–208].

Внутренние обеспечение промышленных предприятий Сталинграда техническими специалистами проходило в двух формах. Первой из них была практика выдвижения на руководящие номенклатурные должности граждан «рабоче-крестьянского» происхождения. В 1933 г. в составе административного инженерно-технического крупной промышленностью Нижнего Поволжья насчитывалось 7153 рабочих, что составляло 49,5% от общей численности ИТР, из них 59,1% были выдвинуты с производства после 1928 г. Согласно замечанию Н.А. Болотова, одним из основных способов продвижения рабочих до инженера или техника являлась выстроенная система повышения квалификации без отрыва от производства [Там же, с. 203].

В то же время для поддержания и постоянного обновления инженерно-технического звена на промышленных предприятиях Сталинграда была остро необходима внутренняя система подготовки кадров. На период 1930-х гг. она была представлена двумя основными образовательными учреждениями - это Сталинградский индустриальный техникум (СИТ), действовавший с 1927 г., и Сталинградский механический институт (СМИ), основанный в 1930 г. [4].

Значение этих учебных заведений в доле обеспечения кадрового потенциала промышленных предприятий Сталинграда с течением времени увеличивалось. Так, если в 1927–1930 гг. Сталинградский индустриальный техникум выпускал от 15 до 20 технических специалистов, то уже с 1930 г. ежегодный выпуск квалифицированных кадров составлял 100-150 человек, а с 1935 г. - 280 человек. Студенты техникума осваивали такие специальности, как техники, механики широкого профиля, технологи холодной обработки металлов резанием, тракторостроители и т. д. [3, л. 11].

Сталинградский механический институт, как база для подготовки высококвалифицированных инженерно-технических работников, был открыт в 1930 г., а свой первый выпуск в количестве 24 выпускников осуществил только в 1934 г. На протяжении 1930-х гг. СМИ увеличивал набор студентов, что позволило ему за 10 предвоенных лет выпустить 1300 инженеров, которые работали в таких областях, как машиностроительная, автомобильная, оборонная и др. [1].

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Во-первых, формирование кадрового потенциала промышленных предприятий Сталинграда в период первых пятилеток происходило за счет внутренних и внешних источников. В период первой пятилетки важнейшую роль играло привлечение иностранных специалистов, которые выполняли функции проектирования и контроля над строительством и модернизацией промышленных предприятий Сталинграда, налаживания конвейерного способа производства. Важную роль играли также технические специалисты, которые направлялись из других регионов СССР. Внутренними источниками формирования инженерно-технических кадров заводов города были рабочие, которые «выдвигались» на руководящие должности технического профиля, а также образовательные учреждения, которые готовили специалистов в различных областях промышленности. Во-вторых, роль источников формирования кадрового потенциала с течением времени менялась. Если в период первой пятилетки главную роль играли внешние источники пополнения кадров, то к концу 1930-х гг. все больше увеличивается роль внутренних источников, особенно Сталинградского индустриального техникума и Сталинградского механического института. В-третьих, формирование кадрового потенциала промышленности Сталинграда представляло из себя целостную систему максимального использования как внешних, так внутренних источников пополнения кадров, что позволяло, хотя и со значительными трудностями, выполнять масштабные планы индустриализации страны.

Список литературы Формирование кадрового потенциала промышленных предприятий Сталинграда в период первых пятилеток

  • 50 лет Волгоградского политехнического института. Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1980.
  • Болотов Н.А. Социальная политика в Нижнем Поволжье в 1920–1930 годы. Волгоград: Перемена, 2004.
  • История возникновения и развития машиностроительного техникума // Государственный архив Волгоградской области (ГАВО). Ф. 656. Оп. 2. Д. 4. ЛЛ. 1–55.
  • Лозин Д.И., Болотова Е.Ю. К вопросу о роли иностранных специалистов в развитии промышленности СССР в 1929–1933 гг. (на примере развития промышленности Сталинграда) // Genesis: исторические исследования. 2021. № 9. С. 37–45.
  • Люди Сталинградского тракторного: сб. ст. М.: История заводов, 1933.
  • План проведения обследования использования иностранных специалистов на промышленных предприятиях края 1931 г. // Государственный архив Волгоградской области (ГАВО). Ф. 509. Оп. 1. Д. 3. ЛЛ. 1–59.
  • Пятилетний план народно-хозяйственного строительства СССР / Госплан СССР. 3-е изд. М.: Плановое хозяйство, 1930. Т. 1: Сводный обзор.
  • Резаненко О.О. Иностранные специалисты на промышленных предприятиях Сталинграда в конце 1920-х-1930-е гг.: дисс. ... канд. ист. наук. Волгоград, 2018.
  • Чолахян В.А. Проблемы освоения новой техники на Сталинградском тракторном заводе в годы первой пятилетки // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2007. Т 7. № 1. С. 66–75.
  • Юдина Т.В., Булатов В.В., Фурман Е.Л. Иностранный капитал и трудовые ресурсы в Нижнем Поволжье в 1920–1930-е гг. // Вестник Волгоград. гос. ун-та. Сер. 4. История. Регионоведение. Международные отношения. 2014. № 3(27). С. 26–34.
Еще
Статья научная