Формирование онтологического понятия «статуса вещей» в метафизике и теологии иезуитов конца XVI – первой половины XVII вв.

Бесплатный доступ

Эта статья представляет собой исследование нового типа метафизики, возникшего в традиции схоластической философии и теологии иезуитов к середине 17 века. В статье описывается противопоставление традиционного и нового понимания схоластической метафизики на примере о. Суарес и С. Искьердо. Формирование онтологического понятия «статус вещей» определяется как одно из ключевых условий и признаков этой трансформации метафизики. Во-первых, формирование этой концепции исследуется в схоластической традиции, предшествовавшей Искьердо, а именно у Фонсека, Суареса, Уртадо де Мендоса и Фабри, как история сдвигов в значении и появления новых контекстов, в которых использовался термин «статус». использовал. Во-вторых, мы описываем систематический контекст доктрины status rerum в универсальной теории объектов человеческого мышления в Pharus scientiarum Искьердо (1659). В-третьих, мы объясняем само понятие статуса вещи в первой философии Искьердо, его необходимую связь с концепцией объективной истины вещи, а также показываем особое значение первого «квиддитативного статуса вещей» как целый набор объективных истин, лежащих в основе всех демонстративных гуманитарных наук. Наконец, в статье указывается, что одной из существенных черт новой метафизики Искьердо является усиление методологической природы универсальной науки, зафиксированной в его трактате, по сравнению с традиционным прототипом иезуитов в Суаресе.

Еще

Иезуитская схоластика, метафизика, Искьердо, объективный акт, статус вещи, объективная правда.

Короткий адрес: https://sciup.org/147234446

IDR: 147234446   |   DOI: 10.25205/1995-4328-2021-15-2-716-744

Список литературы Формирование онтологического понятия «статуса вещей» в метафизике и теологии иезуитов конца XVI – первой половины XVII вв.

  • Arriaga SJ (1632) Cursus philosophicus Auctore R.P. Roderico de Arriaga e Societate Iesu. Antverpiae: ex officina Balthasaris Moreti. Conimbricenses (1607) Commentarii Collegii Conimbricensis e Societate Iesu In universam Dialecticam Aristotelis Stagiritae. Coloniae Agrippinae: Apud Bernardum Gualtherium.
  • Fabri SJ (1646) Philosophia, per propositiones digesta, propugnatas ab Hieronimo de Murard. Lugduni: In Collegio Societatis Iesu.
  • Fabri SJ (1648) Metaphysica demonstrativa, sive scientia rationum universalium. Auctore Petro Mousnerio Cuncta excerpta Ex praelectionibus R. P. Honorati Fabri ex SI. Lugduni: Sumptibus Ioannis Champion.
  • Fonseca SJ (1589) Petri Fonsecae SJ Commentariorum in Libros Metaphysicorum Aristotelis Stagiritae. Tomus II. Continet hic tomus Quinti libri explicationem. Romae: Ex Officina Iacobi Tornerii.
  • Fonseca SJ (1604) Petri Fonsecae SJ Commentariorum in Metaphysicorum Aristotelis Stagiritae Libros. Tomus III. Continet hic tomus VI. VII. VIII. et IX, Lib. Explicationem. Coloniae: Impensis Lazari Zetzneri.
  • Hurtado de Mendoza SJ (1624) Petri Hurtado de Mendoza SJ Universa philosophia. Lugduni: Sumpt. Ludovici Prost.
  • Izquierdo SJ (1659а) R. P. Sebastiani Izquierdo SI Pharus scientiarum. Lugduni: Sumptibus Claudii Bourgeat et Mich. Lietard.
  • Izquierdo SJ (1659b) R.P. Sebastiani Izquierdo SI Phari scientiarum. Pars altera. Lugduni: Sumpt. Claudii Bourgeat et Mich. Lietard.
  • Scotus OFM (1954) Ioannis Duns Scoti Opera omnia. T. III. Ordinatio I, dist. 3. Studio et cura Commissionis Scotisticae ad fidem codicum edita, praeside Carolo Balić. Ed. a C. Balić et alii. Civitas Vaticana: Typis Polyglottis Vaticanis.
  • Suárez SJ (1597) Metaphysicarum disputationum, in quibus et universa naturalis theologia ordinatè traditur, & quaestiones omnes ad duodecim Aristotelis libros pertinentes accuratè disputantur. Tomus Prior et Posterior. Autore R. P. Francisco Suarez è Societate JESU. Salmanticae: Apud Ioannem et Andream Renaut, fratres.
  • Suárez SJ (1857) R.P. Francisci Suarez e SJ Opera omnia. T. VII. «Tractatus De gratia Dei». P. I. Ed. C. Berton. Parisiis: Apud Ludovicum Vives.
  • Thomas Aquinas OP (1976) «Sancti Thomae de Aquino OP De ente et essentia». Thomas Aquinas OP. Opera omnia (editio Leonina). Tomus XLIII. Romae: Editori di San Tommaso. P. 369–381.
  • Суарес (2007) Франсиско Суарес (S.J.). Метафизические рассуждения. Т. 1 (Рассуждения I–V). Пер. Г. В. Вдовиной. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы.
  • Вдовина Г. В. (2007) «Сущее и реальность в метафизике Франсиско Суареса», Франсиско Суарес (S.J.). Метафизические рассуждения. Т. 1 (Рассуждения I–V). Пер. Г. В. Вдовиной. Москва: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 87–217.
  • Вдовина Г. В., Иванов В. Л. (2016) «К публикации русского перевода VI Рассуждения из «Метафизических рассуждений» Франсиско Суареса», ESSE: Философские и теологические исследования 1.1, 178–191.
  • Вдовина Г. В. (2019) «Ментальное сущее и его интенциональное продуцирование в трактате Себастьяна Искьердо “Pharus scientiarum”», Вопросы философии 9, 209–219.
  • Иванов В. Л. (2005) «О сущностных чертах метафизики как науки в трактате об установлении метафизики Франциско Суареса», Онтология и Метафизика: Опыт историко-философского исследования. Под ред. Э. В. Барбашиной. Новосибирск: НГУ – РНД, 34–47.
  • Иванов В. Л. (2012) «Философия иезуитов как утраченный ключевой элемент научного ландшафта 17 века: О неполноте традиционного образа истории философии и истории наук Нового времени». Философия истории философии: Обязательность и навязчивость исторического. Под ред. Е. В. Малышкина. Санкт-Петербург: Издательский дом СПбГУ, 120–142.
  • Иванов В. Л. (2015) «Philosophia Nov-Antiqua. “Древнейшая истина” новой философии и возможность новизны в школьном знании XVII века». Мера вещей. Человек в истории европейской мысли. Под общ. ред. Г. В. Вдовиной. Москва: Аквилон, 168–190.
  • Кнебель С. К. (2015) «Scientia media – Среднее знание. Дискурсивно-археологический путеводитель по XVII столетию», EINAI: Проблемы философии и теологии 4 (№ 1/2), 310–373.
  • Шмутц Я. (2013) «Божественная наука и метафизика у Франсиско Суареса», EINAI: Проблемы философии и теологии 2 (№ 1/2), 296–341.
  • Darge R. (2004) Suárez’ transzendentale Seinsauslegung und die Metaphysiktradition. Leiden: Brill.
  • Honnefelfder L. (1990) Scientia transcendens. Die formale Bestimmung der Seiendheit und Realität in der Metaphysik des Mittelalters und der Neuzeit. Hamburg: Felix Meiner Verlag.
  • Knebel S. K. (1993) «Modus essendi/existendi». Archiv für Begriffsgeschichte. Band 26. Bonn: Bouvier Verlag, S. 7–42.
  • Knebel S. K. (2018) «Sebastian Izquierdo (1601–81) und die Zeitlichkeit des Bewusstseins», Freiburger Zeitschrift für Philosophie und Theologie, 65.2, 401–441.
  • Schmutz J. (2003) La querelle des possibles. Recherches philosophiques et textuelles sur la métaphysique jésuite espagnole, 1540–1767 (Thèse de Doctorat. Ecole pratique des hautes etudes, Paris. Université libre de Bruxelles). Tome I et II.
  • Schmutz J. (2009) «Les innovations conceptuelles de la métaphysique espagnole postsuarérzienne – les status rerum selon Antonio Pérez et Sebastián Izquierdo». Quaestio.
  • Annuario di storia della metafisica. Bd. 9. Turnhout: Brepols, 61–99. In Russian: Vdovina G. V. (2007) «Sushchee i real'nost' v metafizike Fransisko Suaresa», Fransisko Suares (S.J.). Metafizicheskie rassuzhdeniya. T. 1 (Rassuzhdeniya I–V). Per. G. V. Vdovinoj. Moskva: Institut filosofii, teologii i isto-rii sv. Fomy, 87–217.
  • Vdovina G. V., Ivanov V. L. (2016) «K publikacii russkogo perevoda VI Rassuzhde-niya iz «Metafizicheskih rassuzhdenij» Fransisko Suaresa», ESSE: Filo-sofskie i teologicheskie issledovaniya 1.1, 178–191.
  • Vdovina G. V. (2019) «Mental'noe sushchee i ego intencional'noe producirovanie v tractate Sebast'yana Isk'erdo “Pharus scientiarum”», Voprosy filoso-fii 9, 209–219.
  • Ivanov V. L. (2005) «O sushchnostnyh chertah metafiziki kak nauki v traktate ob ustanovlenii metafiziki Francisko Suaresa», Ontologiya i Metafizi-ka: Opyt istoriko-filosofskogo issledovaniya. Pod red. E. V. Barbashinoj. Novosibirsk: NGU – RND, 34–47.
  • Ivanov V. L. (2012) «Filosofiya iezuitov kak utrachennyj klyuchevoj element nauchnogo landshafta 17 veka: O nepolnote tradicionnogo obraza istorii filosofii i istorii nauk Novogo vremeni». Filosofiya istorii filo-sofii: Obyazatel'nost' i navyazchivost' istoricheskogo. Pod red. E. V. Ma-lyshkina. Sankt-Peterburg: Izdatel'skij dom SPbGU, 120–142.
  • Ivanov V. L. (2015) «Philosophia Nov-Antiqua. “Drevnejshaya istina” novoj filosofii i vozmozhnost' novizny v shkol'nom znanii XVII veka». Mera veshchej. CHelovek v istorii evropejskoj mysli. Pod obshch. red. G. V. Vdovinoj. Moskva: Akvilon, 168–190.
  • Knebel' S. K. (2015) «Scientia media – Srednee znanie. Diskursivno-arheologicheskij putevoditel' po XVII stoletiyu», EINAI: Problemy filo-sofii i teologii 4 (№ 1/2), 310–373.
  • Shmutc YA. (2013) «Bozhestvennaya nauka i metafizika u Fransisko Suaresa», EINAI: Problemy filosofii i teologii 2 (№ 1/2), 296–341.
  • Suares (2007) Fransisko Suares (S.J.). Metafizicheskie rassuzhdeniya. T. 1 (Rassuzhdeniya I–V). Per. G. V. Vdovinoj. M.: Institut filosofii, teologii i istorii sv. Fomy.
Еще
Статья научная