Формирование правовой модели международного научно-технического сотрудничества в сфере комплексного изучения Арктики
Автор: Чертова Надежда Андреевна
Журнал: Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество @vestnik-rosnou-human-and-society
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 2, 2019 года.
Бесплатный доступ
Освещаются вопросы, связанные с правовым регулированием международного научно-технического сотрудничества по вопросам комплексного изучения Арктики, разработки правовой модели такого сотрудничества. Проводится анализ употребления терминологического сочетания «правовая модель», дается характеристика составляющих элементов, а также описывается их взаимодействие между собой.
Арктика, правовая модель, международное научно-техническое сотрудничество
Короткий адрес: https://sciup.org/148309638
IDR: 148309638 | DOI: 10.25586/RNU.V9276.19.02.P.153
Текст научной статьи Формирование правовой модели международного научно-технического сотрудничества в сфере комплексного изучения Арктики
Арктика в настоящее время стала одной из частей мира, привлекающих особое внимание стран, заинтересованных в ее освоении. Интерес международного научного сообщества к Арктической зоне в последние годы значительно возрос в первую очередь в связи с непосредственным ее влиянием на глобальные изменения климата, экосистему Мирового океана, общий рост потребности в полезных ископаемых а также исчерпанием большого количества традиционных месторождений. Огромные природные богатства, потенциальные ресурсы нефти и газа, а также транзитные возможности делают контроль над этим регионом геополитическим приоритетом для многих государств современного мира [6, с. 228].
В то же время остаются нерешенными проблемы, связанные с правовым регулированием международного научно-технического сотрудничества по вопросам комплексного изучения Арктики, разработки правовой модели такого сотрудничества Это обусловливается сложностью воздействия геополитических, экономических социальных, культурных, экологических и других факторов.
Тема моделирования в праве довольно сложна, поскольку термины «модель» «правовая модель» многозначны, требуют комплексного междисциплинарного рассмотрения с позиций теории государства и права, философии права, отдельные их аспекты могут быть раскрыты лишь при условии привлечения положений ряда социально-гуманитарных дисциплин (лингвистика, социология, политология и др.).
Разработка теории моделирования в праве осуществлялась видными учеными-правоведами В.Д. Рудашевским [9] В.А. Леванским [5], О.А. Гавриловым [2] В начале 90-х гг. XX в. моделирование становится самостоятельным инструментом юридической науки. Представители уральской школы теории права (Н.Н. Тарасов С.С. Алексеев) активно используют в своих работах термин «модель», создавая классическую основу для продолжения исследований [8].
В настоящее время термин «правовая модель» активно используется в научных исследованиях, чаще всего имеет место контекстуальное употребление данного понятия, определение его содержания в соответствии с частными целями отдельной работы. Иногда употребление термина «правовая модель» и вовсе не сопровождается разъяснением его значения.
В подтверждение тезиса можно привести следующие примеры: Б.Б. Цыбиков определяет правовую модель как «совокупность конституционных принципов российского государства. В качестве об-
Чертова Н.А. Формирование правовой модели международного...
щего фундаментального признака для всех модификаций правовой модели России выделяется правовой дуализм, то есть разрыв между традиционным обычным правом и новым позитивным правом» [15].
Большее внимание терминологической составляющей уделено в диссертационном исследовании Г.В. Синцова. Так, в содержание термина «конституционно-правовая модель института референдума» включены две части: структурная и содержательная Модель рассматривается в качестве структурно-содержательной формы, содержащей совокупность предусмотренных законодательством государства теоретически возможных ситуаций применения института референдума (структурный компонент), а также конституционно-правовых критериев, на основе которых могут быть выявлены индивидуализирующие признаки каждой теоретически возможной ситуации применения института референдума (содержательный компонент). Автор оперирует также термином «подмодель института референдума», понимаемым как отдельная, предусмотренная законодательством государства теоретически возможная ситуация проведения референдума обладающая уникальным набором конституционно-правовых признаков [12].
Правовая модель рынка финансовых услуг рассматривалась как «система норм» [11]. Термин «правовая модель» употребляется в исследованиях, посвященных проблемным вопросам патентного законодательства [1], доверительной собственности [13], местного управления и самоуправления [7] и т.д.
Проведенный анализ употребления терминологического сочетания «правовая модель» подтвердил его ситуативность что создает положение терминологической разноголосицы, приводит к размыванию смыслового содержания.
Модель теории государства и права рассматривается в качестве интеллектуально-волевого описания процесса или явления государственно-правовой жизни.
А.Ф. Черданцев в своем монографическом исследовании выделяет три разновидности правовых моделей: реальную идеологическую и нормативную. Реальная модель создается на основе информации о реальном состоянии политико-правового феномена. Идеологическая модель может быть создана с опорой на научноидеологическую информацию (философия, программные документы партий идеи, выдвинутые различными науками) Нормативная модель разрабатывается на основе действующих правовых норм [16 с. 224].
Правовая модель международного научно-технического сотрудничества включает в себя характеристику составляющих элементов, а также их взаимодействия между собой. Поскольку мы имеем дело с моделированием сотрудничества как процесса необходимо учитывать изменение правовой модели во времени, динамику такого изменения.
Сотрудничество предполагает совместную деятельность, выполнение работы участие в решении проблемы или задачи взаимодействие и взаимопомощь. Применительно к сфере международного научно-технического сотрудничества можно говорить о проведении совместных исследований, разработке научно-технических проблем, обмене опытом, совместной подготовке высококвалифицированных кадров, создании совместных «зеркальных лабораторий». Как отмечается в науке система международного научно-технического сотрудничества включает в себя международные научные связи, подготовку кадров, международное содействие выполнению работ, созданию технологических
156 Выпуск 2/2019
процессов, обеспечение безопасного использования достижений научно-технического прогресса, предотвращение ущерба окружающей среде [3]. Научно-техническое сотрудничество является комплексным, включает научное, техническое технологическое, материальное сотрудничество. Многообразие форм и видов сотрудничества должно находить отражение в правовом регулировании складывающихся общественных отношений. Таким образом, моделирование международного научно-технического сотрудничества является средством познания процесса в многообразии его видов и форм.
Разрабатываемая модель международного научно-технического сотрудничества в сфере комплексного изучения Арктики является интерпретационной и объясняющей.
Как указывает В.А. Штофф, объяснение состоит в раскрытии механизма сложного явления, его внутренней статической и динамической структуры. Модель служит интерпретацией, так как воспроизводит структуру или механизм изучаемого, но неизвестного ранее явления по аналогии с механизмом или структурой известных явлений [17, с. 186]. Характеристика разрабатываемой модели как интерпретационной оправдывается привлечением накопленного научного знания о международном научно-техническом сотрудничестве для исследования подобных процессов в сфере комплексного изучения Арктики.
Особую роль в процессе создания и реализации положений международных актов играют нормы и процедуры так называемого мягкого права. Следовательно одним из признаков модели становится характер взаимодействия между государствами-субъектами, повышается значимость согласительных процедур, создание совместных планов, программ. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы» [4]. Это конституционное положение предопределяет возможность адаптации внутригосударственной правовой системы в соответствии со стандартами и требованиями правовой модели международного научно-технического сотрудничества в сфере комплексного освоения Арктики.
А.Н. Чертков обоснованно указывает на необходимость учета политического фактора в процессе моделирования международного научно-технического сотрудничества: планетарный масштаб процессов в социально-экономической сфере порождает и всеобщие интересы. В соответствии с принципом перехода количества в качество коллективные усилия государств входят в резонанс, а эффект от партнерства усиливается [14, с. 114].
Создание правовой модели предполагает также выявление существующих проблем и путей их устранения. Как отмечается в научных исследованиях, создание прогностической модели нормативных правовых актов позволяет уменьшить количество неэффективных, социально нерелевантных норм, улучшить качество законодательства [10].
Важным этапом в развитии теории правового моделирования в целом и прогнозного моделирования в частности стала подготовка коллективной монографии «Правовые модели и реальность». Ю.А. Тихомиров определяет правовую модель как «прогнозируемый вариант оптимального правового регулирования будущих процессов и явлений, определяющих средства и цели формирования нового
Чертова Н.А. Формирование правовой модели международного...
правового состояния и позволяющих провести расчеты связанных с этим реальных результатов» [14, с. 11]. С этим определением, приводимым в контексте прогнозного моделирования, можно согласиться в полной мере. Но полагаем, что с учетом проанализированных позиций ученых обоснованным будет более широкое определение правовой модели: правовая модель международного научно-технического сотрудничества в сфере комплексного изучения Арктики – это интеллектуально-волевое описание, объяснение и интерпретация процесса международного научно-технического сотрудничества в сфере комплексного изучения Арктики в целях определения оптимального правового регулирования, прогнозирования результатов его имплементации.
По мнению Ю.А. Тихомирова, правовая модель включает следующие элементы:
-
1) идеологическую и концептуальную основы;
-
2) определение содержания и возможных границ перспективного правового регулирования, где полезны корреляции (корреляция собственно правовой системы, корреляция между правовой системой и общественными процессами);
-
3) определение динамики правовых регуляторов, позволяющее провести анализ изменения законодательства в целом, его отраслей, институтов, отдельных нормативных правовых актов;
-
4) деятельность субъектов права, динамику их статусов, функций, взаимодействия и процедур принятия решений;
-
5) анализ поведения людей в правовой сфере;
-
6) правовые риски, установление возможных отклонений правовой модели;
-
7) предвидимые результаты.
Подводя итоги теоретико-философского исследования правовой модели науч- но-технического сотрудничества в сфере комплексного изучения Арктики, сформулируем ключевые выводы:
-
1. Термин «правовая модель международного научно-технического сотрудничества в сфере комплексного изучения Арктики» предполагает учет динамических аспектов в виде сотрудничества. Правовая модель не может быть разработана без учета совокупности внеправовых факторов, выступающих в качестве социальной, политической среды функционирования правовой модели.
-
2. Моделирование международного научно-технического сотрудничества является средством познания процесса в многообразии его видов и форм. Разрабатываемая модель по своим характеристикам должна быть отнесена к реальным, в процессе ее разработки изучается не только система правовых норм, но и практика их реализации в Российской Федерации и зарубежных странах.
-
3. Правовая модель международного научно-технического сотрудничества в сфере комплексного изучения Арктики – это интеллектуально-волевое описание, объяснение и интерпретация процесса международного научно-технического сотрудничества в сфере комплексного изучения Арктики в целях определения оптимального правового регулирования, прогнозирования результатов его имплементации.
-
4. Разработка правовой модели международного научно-технического сотрудничества в сфере комплексного изучения Арктики предполагает определение, изучение, интерпретацию и корректирование системы взаимосвязанных элементов: создание концептуальной теоретической основы, исследование содержания и соотношения нормативно закрепленной терминологии; анализ правоприменительной практики, нормативных правовых актов
158 Выпуск 2/2019
и динамики их изменения; определение приоритетных для государства направлений научно-технической деятельности изучение принимаемых правовых и организационных мер для их поддержки; исследование теоретической и нормативной основы научно-технического сотрудничества в сфере комплексного изучения Арктики в зарубежных странах; установление связей между государствами в сфере научно-технического сотрудничества и определение параметров сотрудничества в сфере комплексного изучения Арктики; анализ правовых рисков, прогнозирование конфликтов; разработку предложений по корректированию правовой модели научно-технического сотрудничества в сфере комплексного изучения Арктики. Динамичная правовая модель может быть представлена скорее в виде цикла, а не схемы так как предполагается не стадиальность а непрерывность процесса.
Список литературы Формирование правовой модели международного научно-технического сотрудничества в сфере комплексного изучения Арктики
- Воронцова Л.С. Правовая модель евразийского патента и гармонизация патентного законодательства: дис. … канд. юрид. наук. М., 1996. 162 с.
- Гаврилов О.А. Математические методы и модели в социально-правовом исследовании. М.: Наука, 1980. 184 с.
- Задумкин К.А., Теребова С.В. Международное научно-техническое сотрудничество // Проблемы развития территории. 2009. № 1. С. 22-30.
- Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
- Леванский В.А. Моделирование в социально-правовых исследованиях. М.: Наука, 1986. 157 с.