Формирование протоэлитных образований в России на рубеже XIX-XX вв.
Автор: Спирин Игорь Александрович
Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel
Рубрика: Политика
Статья в выпуске: 5, 2018 года.
Бесплатный доступ
Тема статьи находится на стыке двух наук - политологии и истории. Работа посвящена проблеме изучения одного из этапов развития процесса элитообразования в Российской империи. Формирование протоэлиты, из которой в будущем сложилась властвующая элита, типично для индустриального общества. Феномен протоэлиты пока еще недостаточно хорошо исследован в научной литературе. Автором предпринята попытка дать определение понятия «протоэлита», проанализировать ее основные характеристики и взаимоотношения с правящей в исследуемый период военно-бюрократической элитой. В статье рассматриваются три волны становления современной европейской политической элиты, связь между изменением социальной структуры и сменой правящего слоя, кризис монархии, история образования основных протоэлитных групп в России. Также раскрывается смысл терминов «политическая элита» и «властвующая элита».
Политология, политическая элита, властвующая элита, социальный конфликт, революция, монархия, сословие, протоэлита
Короткий адрес: https://sciup.org/14932286
IDR: 14932286 | DOI: 10.24158/pep.2018.5.5
Текст научной статьи Формирование протоэлитных образований в России на рубеже XIX-XX вв.
В конце XIX – начале XX в. Россия вступила в период трансформации традиционного аграрного общества в индустриальное. Бурный экономический рост привел к большим переменам в социальной структуре общества. Усилилось финансовое влияние буржуазии. Численно вырос рабочий класс. В крупных городах сложилась небольшая, но довольно активная прослойка интеллигенции. В деревне назрел глубокий кризис, чреватый социальным взрывом. У ряда народов империи проявилось национальное самосознание. В стране действовали революционные группы, посредством террора пытавшиеся свергнуть существовавший строй.
Изменение социальной структуры нарушает сложившийся в государстве баланс сил. Доминировавший прежде высший слой постепенно теряет контроль над обществом. Он сначала сталкивается с тем, что старые методы господства над обществом становятся неэффективными в изменившихся исторических условиях, затем проигрывает в идеологической борьбе и утрачивает свою легитимность. В конце концов, возникает политический кризис. Ослаблением старой элиты старается воспользоваться рвущаяся к власти контрэлита. В результате борьбы отжившая свое правящая элита уходит с политической сцены, ей на смену приходит новая.
История Европы знает несколько волн противостояния старой и новой элит. Только в период с середины XVII в. до 20-х гг. XX в. их было три. Первая волна: Английская, Великая французская революции, революционные и наполеоновские войны, результатами которых явились ликвидация абсолютных монархий и феодальных порядков, слияние новой буржуазной элиты и остатков старой аристократии. Вторая волна: европейские революции 1848–1849 гг. и Парижская коммуна привели к усилению демократии и гражданского общества, формированию властвующей элиты, характерной для индустриального общества, при которой принципом рекрутирования элиты является уже не столько предписанный статус, сколько личностные достижения и способности. Итогами третьей волны (революции начала XX в.) стали увеличение количества государств с республиканской формой правления, окончательный уход с политической сцены аристократии, появление в СССР ранее не существовавшего типа властвующей элиты – номенклатуры.
Процесс перехода от аристократии во главе с абсолютным монархом к властвующей элите индустриального типа был общим для всех европейских государств. Россия не являлась исключением. Из-за особенностей исторического развития он шел здесь гораздо медленнее, чем, например, во Франции, Британской или Германской империях.
В науке для определения стоящей у власти социальной группы чаще всего употребляется термин «политическая элита». Существует множество его определений. В целом они сводятся к тому, что «политическую элиту можно определить как внутренне сплоченную социальную общность, являющуюся субъектом принятия важнейших стратегических решений и обладающую необходимым для этого ресурсным потенциалом» [1]. Данный термин не совсем подходит для понимания политических событий начала XX в. Элита того времени не была сплочена. Имела место борьба за власть между собственно политической элитой в лице императора, опиравшегося на военно-бюрократическую элиту, с одной стороны и парламентской элитой, поддерживаемой частью политически активной буржуазии и либеральной интеллигенцией, – с другой. Парламентская элита, крупная буржуазия, интеллигенция, а также революционные группировки не обладали сколько-нибудь значительными властными ресурсами. Тем не менее они вполне могли расшатывать старую власть, заставлять ее идти на уступки и, в конце концов, вызвали революционный кризис, закончившийся крушением монархии.
Более уместно говорить о властвующей элите. Властвующая элита состоит не только из собственно управляющей обществом политической элиты, но и других социальных групп, в той или иной степени влияющих на принятие общественно важных решений. Термин ввел американский социолог Ч.Р. Миллс. К ней он относил привилегированные высшие социальные слои, обладающие атрибутами власти и влияния, богатства и престижа, сосредоточившие в своих руках важнейшие командные позиции в бизнесе, государственных структурах и армии. В книге «Властвующая элита» [2] он анализировал правящий слой США 1950-х гг. Термин прижился и со временем стал широко применяться как название господствующего класса других государств и исторических эпох. Властвующая элита, свойственная для индустриального общества, делится на два вида: элита, типичная для стран с развитой рыночной экономикой, описанная Ч.Р. Миллсом, и номенклатура, правящий класс государств с командной экономикой (работы М. Джиласа [3] и М. Восленского [4]). Исследование номенклатуры выходит за рамки данной статьи, так как она начала складываться несколько позднее интересующей нас эпохи. В российской историографии понятие «властвующая элита» используется достаточно редко, что несправедливо. Данный термин актуален для понимания причин Февральской и Октябрьской революций 1917 г. Тогда политическая борьба шла как внутри политической элиты, так и среди различных борющихся за власть группировок.
До революции 1905–1907 гг. Российская империя была самодержавным государством. В управлении страной император Николай II опирался на централизованный и строго иерархизированный бюрократический аппарат, состоявший из министров и советников, назначенных им самим, консультативных органов, в которые входили высшие представители двора и бюрократии. Несмотря на то что дворянство уже перестало быть социальной базой монархии, при рекрутировании в состав военно-бюрократической элиты предпочтение отдавалось этому сословию. Устаревшая форма правления тормозила развитие политических процессов в быстро меняющемся обществе. Нежелание Николая II изменить методы руководства страной в соответствии с требованиями времени стало одной из причин нестабильности в государстве.
Серьезные политические проблемы в стране начали назревать с 1890-х гг. Именно тогда появились первые протоэлитные образования, которые немедленно начали борьбу за изменение сложившейся политической системы. Идеологические обоснования своего «права» на будущее господство в обществе у них были разные: от свержения самодержавия и демократизации режима до построения того или иного вида социализма. Но настоящий смысл их конфликта с монархией заключался в стремлении захватить власть и низвергнуть существующую правящую элиту. В противостоянии принимали участие несколько протоэлитных группировок, одна из которых в итоге одержала победу. Из ее представителей в будущем сформировалась новая властвующая элита страны – советская номенклатура.
Первым этапом в процессе становления новой элиты является формирование протоэлиты. Протоэлита – социальная группа, которая предшествует уже сложившейся политической элите. Она состоит из политически активных индивидов, способных со временем попасть в состав правящей элиты или, по крайней мере, активно борющихся за такую возможность.
Протоэлита, как правило, находится в оппозиции по отношению к стоящей у власти элите. Это происходит потому, что она пополняется людьми, которые по тем или иным причинам не могут или не хотят реализовать свои политические амбиции в сложившейся системе общественных отношений.
Неэффективная военно-бюрократическая элита проигрывала в энергичности сложившимся общественным силам. Стремясь сохранить свое господство, она искусственно ограничивала проникновение в свой состав чужаков. П.А. Сорокин по этому поводу писал: «Когда аристократия сильна и талантлива, то никакие искусственные барьеры не нужны для ее защиты от посягательств со стороны “выскочек”. Но когда она бесталанна, то в искусственных препонах ощущается такая же острая необходимость, как костыль инвалиду, что, собственно, и происходит в истории» [5, с. 291]. Сословные, национальные и религиозные барьеры вели к тому, что представители большинства групп населения были лишены возможности сделать политическую и социальную карьеру. Энергичным, талантливым, волевым людям, которым было тесно в рамках установленных порядков, приходилось создавать для себя новые социальные ниши. Если им не удавалось влиться в элиту в рамках существовавшей системы, то они были готовы разрушить ее и построить новую.
Протоэлитарные группы сплачиваются вокруг лидеров и стремятся к объединению в союзы. Сначала образуются группы по интересам, потом из среды единомышленников выделяются лидеры. Лидеры ищут и находят контакты с другими подобными объединениями. Из политических кружков складываются политические партии и союзы, которые могут создавать коалиции, охватывающие различные группы элит и населения. Переход от стадии кружков к партиям и союзам может занимать длительное время. Первая марксистская группа образовалась в 1883 г. В 1880–1890 гг., несмотря на репрессии властей, марксистских кружков было уже несколько десятков. В 1898 г. на их базе возникла РСДРП. В 1903 г. у партии появились общепризнанные лидеры, и она начала активную политическую борьбу. В 1894 г. в Саратове возник кружок, состоявший из неонародников. Во второй половине 1890-х г. народническо-социалистические группы существовали в Петербурге, Пензе, Полтаве, Воронеже, Харькове, Одессе. Часть их объединилась в 1900 г. в «Южную партию социалистов-революционеров», другая в 1901 г. – в «Союз эсеров». В конце 1901 г. «Южная партия эсеров» и «Союз эсеров» соединились, в январе 1902 г. возникла партия социалистов-революционеров. Уже в апреле этого года боевая организация эсеров совершила террористический акт против министра внутренних дел Дмитрия Сипягина. На рубеже XIX–XX вв. на базе земского движения сформировались либерально-оппозиционные протоэлитные группы. В 1896 г. в Нижнем Новгороде состоялось первое неформальное совещание либеральных председателей губернских управ. В 1899 г. образовался полулегальный кружок «Беседа», состоявший из помещиков. В 1903–1904 гг. либеральные кружки объединились в нелегальное движение «Союз освобождения». Среди его участников оказались такие будущие деятели Государственной думы и Временного правительства, как: кн. П.Д. Долгоруков, кн. Г.Е. Львов, кн. Д.И. Шаховской, Н.И. Гучков, С.Н. Прокопович, А.И. Шингарев. 8–9 мая 1905 г. в Москве прошел I съезд «Союза союзов» объединивший в одно движение 14 либеральных политических союзов [6, с. 19–20]. Возглавил его П.Н. Милюков. В конце 1905 г. либеральные союзы трансформировались в политические партии.
После выборов в I Государственную думу часть представителей протоэлитных образований инкорпорировалась во властвующую элиту. Во время мировой войны их лидеры получили достаточные политические ресурсы, чтобы продолжить борьбу с теряющей популярность монархией. После Февральской революции царская военно-бюрократическая элита была уничтожена. Не укоренившаяся в политическом пространстве буржуазно-либеральная элита была свергнута. Эсеры, поначалу игравшие большую роль в Советах, были вытеснены большевиками. Попытка противостоять большевистской власти в ходе Гражданской войны закончилась поражением. Воспользовавшись политическим кризисом 1917 г., большевики завоевали власть. В 1920-е гг. сформировался советский тип властвующей элиты – номенклатура.
Таким образом, на примере истории России можно прийти к таким выводам. В эпоху резких социальных перемен появляются новые силы, стремящиеся к власти. Правящая элита становится неспособной противостоять сложившимся протоэлитарным объединениям и теряет господство. Из состава победивших протоэлитарных групп формируется новая политическая элита, более адекватная сложившимся общественно-политическим отношениям.
Ссылки:
-
1. Гаман-Голутвина О.В. Политические элиты России: вехи исторической эволюции. М., 2006. 448 с.
-
2. Mills Сh.W. The Power Elite. N. Y., 2000. 448 p.
-
3. Джилас М. Лицо тоталитаризма. М., 1992.
-
4. Восленский М. Номенклатура. Господствующий класс в СССР. М., 1991. 624 с.
-
5. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. 543 с.
-
6. Черменский Е.Д. Буржуазия и царизм в первой русской революции. М., 1970. 446 с.
Список литературы Формирование протоэлитных образований в России на рубеже XIX-XX вв.
- Гаман-Голутвина О.В. Политические элиты России: вехи исторической эволюции. М., 2006. 448 с.
- Mills Сh.W. The Power Elite. N. Y., 2000. 448 p.
- Джилас М. Лицо тоталитаризма. М., 1992.
- Восленский М. Номенклатура. Господствующий класс в СССР. М., 1991. 624 с.
- Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. 543 с.
- Черменский Е.Д. Буржуазия и царизм в первой русской революции. М., 1970. 446 с.