Формирование системы управления рисками на предприятии

Бесплатный доступ

В статье анализируются проблемы, связанные с формированием риск-ориентированной системы управления непрерывной деятельностью хозяйствующего субъекта. В результате нарушения процесса непрерывной деятельности хозяйствующего субъекта могут возникнуть риски неполучения дохода, банкротства и его ликвидации. Целью формирования риск-ориентированной системы управления является минимизация ущерба от воздействия потенциальных рисков и обеспечение определенности внутренней среды хозяйствующего субъекта.

Риск, бизнес, риск-ориентированная система управления, банкротство

Короткий адрес: https://sciup.org/140299219

IDR: 140299219

Текст научной статьи Формирование системы управления рисками на предприятии

Отношение к изучению проблем риска и обеспечения безопасности хозяйствующего субъекта в нашей стране долгое время было противоречивым. Еще в 20-х годах прошлого века в России (практически в то же время, когда западные исследователи Ф. Найт и Дж. Кейнс занимались проблемой риска) понятие "нормального (приемлемого) производственно-экономического риска" был закреплен на законодательном уровне.

Термин “риск” является глубоким и всеобъемлющим. Одним из первых, кто определил это различие, был A. Уиллет [10]. По его мнению, риск напрямую коррелирует с фактором неопределенности при осуществлении нежелательного события и является объективным явлением.

Ф. Найт создал теорию, согласно которой неопределенность рассматривалась как измеримая и неизмеримая величина [8], сам риск является измеримой неопределенностью, в то время как классическая неопределенность "sensu stricto" (лат. - в узком смысле) не поддается измерению

Дж. Пфеффер обосновал взаимосвязь между неопределенностью и риском следующим образом: если неопределенность - это состояние воображения, то риск - это объективное состояние мира. Риск может быть измерен в терминах вероятности, неопределенности или уровня достоверности. По своей сути риск - это сочетание различных видов азартных игр [9].

В соответствии с концепцией COSO “Организационный риск Управление. Интегрированная модель”, риск рассматривается через вероятность наступления события, которое может оказать негативное влияние на достижение установленных целей. Сами по себе эти события могут привести к замедлению роста или прекращению непрерывной деятельности хозяйствующего субъекта. Таким образом, риск прерывания бизнеса требует регулярного анализа со стороны органов управления.

Стандарты FERMA не рассматривают подробно вопросы построения и развития риск-ориентированной системы управления для экономического субъекта. В соответствии с рекомендациями стандарта система управления рисками должна быть полностью интегрирована в культуру управления, принята и одобрена руководством, информация о ней должна быть доведена до сведения каждого сотрудника хозяйствующего субъекта. Система управления, основанная на рисках, в соответствии с FERMA, должна содержать процедуры контроля за выполнением поставленных задач, а также оценку эффективности и результативности деятельности, систему поощрения ответственных сотрудников.

Для анализа операционных рисков кредитных организаций Центральный банк Российской Федерации выпустил рекомендательное письмо, в котором отметил, что в целях минимизации экономического ущерба кредитные организации обязаны разработать планы обеспечения непрерывности бизнеса, в том числе операционной, и в случае неблагоприятных обстоятельств принимать комплексные меры для восстановления деятельности [5].

В связи с этим руководство обязано оценить способность экономического субъекта продолжать непрерывную деятельность, принимая во внимание влияние финансовых, производственных и других рисков в течение определенного периода. Следовательно, разработка экономических механизмов и соответствующих организационных и технических средств для снижения рисков непрерывной деятельности (внедрение чистых технологий, сокращение выбросов вредных веществ и т.д.) является одним из важных направлений инновационного развития экономики хозяйствующего субъекта. С целью более глубокого понимания проблемы рисков необходимо рассмотреть понятийный аппарат таких категорий, как "непрерывная деятельность" и "непрерывное производство".

Следует отметить, что допущение непрерывности деятельности является одним из требований жизненного цикла организации. Итак, в соответствии с государственным стандартом, оперативная непрерывность понимается как стратегическая и тактическая способность организации функционировать на заданном приемлемом уровне в случае нарушений ее деятельности, вызванных инцидентами [1]. По нашему мнению, непрерывное производство понимается как совокупность непрерывных технологических процессов, взаимосвязанных единой целью для производства конечной продукции, отвечающей определенным параметрам в соответствии с технологической схемой производства. Сюда также входят непрерывные организации, которые предоставляют услуги промышленным предприятиям и населению (производство электроэнергии, пара, тепла, трубопроводов и т.д.). Эти и другие особенности следует учитывать при управлении рисками.

Таким образом, непрерывная деятельность является более широким понятием, чем непрерывное производство, поскольку непрерывная деятельность, помимо операционной деятельности, также включает инвестиционную и финансовую деятельность.

Лучшая мировая практика, а также отечественный опыт управления непрерывными операциями позволили разработать определенные финансовые инструменты, которые позволяют нам выявлять, анализировать и разрабатывать меры по снижению уровня рисков для обеспечения бесперебойной работы сложной экономической системы.

Эти инструменты включают в себя:

тестирование планов обеспечения непрерывности бизнеса; величина чистых активов и их динамика;

структура и динамика денежных потоков;

платежеспособность и ликвидность;

организация внутреннего контроля за операционной деятельностью вне обычного хода бизнеса и т.д.

Наиболее важным моментом в теории управления непрерывностью деятельности является организация внутреннего контроля за деятельностью, выходящей за рамки обычного ведения бизнеса. Как правило, в соответствии с принятой "линией защиты", эта процедура выполняется на третьей "линии защиты" в качестве независимого анализа и проверки превентивных мер для контроля бизнес-процессов и систем управления непрерывностью бизнеса. Эта независимая проверка должна проводиться квалифицированными специалистами, которые не участвуют в разработке и использовании систем управления непрерывностью деятельности, которые полностью соответствуют требованиям международных стандартов внутреннего аудита.

Для более глубокого понимания необходимо определить термины "нормальная деятельность" и "деятельность, выходящая за рамки обычной деловой деятельности".

Отечественная практика финансовой и аудиторской деятельности в процедурах внутреннего контроля уже давно использует понятие “обычная предпринимательская деятельность”. К обычной предпринимательской деятельности относятся те хозяйственные операции и сделки, которые осуществляются систематически и необходимы для обеспечения нормальной предпринимательской деятельности и не отличаются по своим экономическим условиям от аналогичных операций и сделок. Как показывает лучшая мировая практика, под разумными экономическими целями для целей данной исследовательской работы понимаются операции, направленные на обеспечение нормального функционирования производственного процесса.

В практике делового оборота сходство условий контрактов означает одинаковый набор обязательств сторон сделки, например, во всех сделках поставщик поставил и принял оплату, а покупатель оплатил и принял товар. Если вводятся дополнительные финансовые инструменты, например, замена сторон в обязательстве, уступка или заем, то сходства по условиям сделки не наблюдается.

Под схожестью сделки понимается заключение сделок с одинаковыми юридическими последствиями для сторон, например, закупка сырья у разных поставщиков, но без тендера и примерно одинакового объема и схожей стоимости, получение кредитных средств в случае нехватки собственных оборотных средств капитал, продажа продуктов и получение средств.

Таким образом, существует два условия, при которых хозяйственная операция может выходить за рамки обычной хозяйственной деятельности:

  • 1)    хозяйственная операция не носит аналогичного характера и не отражается в основной деятельности хозяйствующего субъекта;

  • 2)    заключенная сделка приводит к прекращению деятельности хозяйствующего субъекта или изменению его типа или существенному изменению его масштаба.

Далее мы рассмотрим характер сделки, которая может привести к существенному изменению масштаба деятельности. К ним относятся такие факторы, как:

  • -    увеличение капитализации хозяйствующего субъекта в результате успешного размещения свободных средств на рынке;

  • -    увеличение объема доходов за счет эффективного использования материальных ресурсов;

  • -    рационализация производства и сокращение непроизводственных потерь;

  • -    увеличение доли товарного рынка в производстве и реализации продукции

Критерий уровня существенности определяется хозяйствующими субъектами самостоятельно и закрепляется в учетной политике для целей составления финансовой отчетности.

Целью анализа рисков банкротства хозяйствующего субъекта является выявление и предотвращение рисков, которые могут привести к экономической несостоятельности, а также подготовка предложений по предотвращению банкротства. Основными факторами, лежащими в основе наступления банкротства, являются:

  • 1)    не погашаются долги кредиторов; не выплачивается заработная плата работникам хозяйствующего субъекта;

  • 2)    обязательные платежи просрочены более чем на три месяца с даты, когда они должны были быть исполнены.

В условиях развития вируса COVID-19 проблемы хозяйствующих субъектов, которые не в состоянии погасить свои долги, становятся особенно актуальными. В этом случае необходимо проанализировать две группы рисков. Первая группа - риски ухудшения общеэкономических показателей на фоне снижения деловой активности, вторая группа - риски криминального банкротства с целью уклонения от уплаты своих обязательств. С точки зрения предположения о непрерывности бизнеса анализ фиктивных банкротств является актуальной задачей субъектов корпоративного управления. Однако, как показывает практика процедур банкротства, проверка хозяйствующих субъектов на наличие признаков фиктивного банкротства практически никогда не проводится из-за неспособности арбитражных управляющих обработать огромное количество информации с целью доказательства незаконной деятельности должника.

Данные Федресурса свидетельствуют о том, что в России растет число банкротств хозяйствующих субъектов (таблица 1).

Таблица 1.

Количество судебных решений о введении процедур в отношении юридических лиц и крестьянских фермерских хозяйств

Название процедуры

2016

2017

2018

2019

2020

О признании должника банкротом и открытии конкурсного производства

13044

12549

13541

13117

12401

О введении наблюдения

10198

10487

11495

10547

10134

О введении внешнего управления

434

372

363

278

209

О введении финансового оздоровления

38

52

32

19

19

О прекращении производства по делу

1943

2342

2495

2802

3817

Доля случаев, в которых кредиторы ничего не получили в результате процедуры, %

68%

67%

67%

65%

68%

Доля случаев, в которых должник не имеет имущества, согласно данным инвентаризации

41%

41%

38%

37%

37%

Источник: Составлено автором на основе источника [6].

Из таблицы 1 видно, что в 2020 году по сравнению с 2019 годом количество обанкротившихся хозяйствующих субъектов сократилось на 5,5%. Это явление можно объяснить сезонным характером, поскольку количество заявлений о банкротстве продолжает расти.

В российском законодательстве выделен ряд аспектов применения риск-ориентированного подхода, при этом основное внимание уделяется контрольно-надзорной деятельности, осуществляемой государственными надзорными и регулирующими органами. Так, Федеральный закон "О защите прав юридических субъектов при осуществлении государственного контроля" [3] определяет, что в целях повышения эффективности использования всех видов ресурсов, задействованных в осуществлении процедуры государственного надзора и контроля, оптимизации затрат юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и обеспечения высокой эффективности работы органы государственного контроля осуществляют процедура государственного контроля и надзора должна основываться на риск-ориентированном подходе. В то же время подход, ориентированный на риск, представляет собой способ подготовки и выполнения процедуры государственного надзора и контроля, при котором интенсивность, продолжительность и форма контрольных мер рассчитываются на основе классификации деятельности юридического лица или организации.

По нашему мнению, использование риск-ориентированного подхода в непрерывной деятельности хозяйствующих субъектов должно быть связано не только с контрольно-ревизионной деятельностью, но и с основной деятельностью, включая производственную, финансовую и инвестиционную деятельность. Полноценное применение риск-ориентированного подхода в управлении хозяйствующим субъектом должно означать интеграцию системы управления рисками в общую систему управления хозяйствующим субъектом, а также в основные бизнес-процессы и сферы деятельности.

Внедрение риск-ориентированной системы управления для продолжения операций должно быть направлено на обеспечение выявления и оценки всех существенных потенциальных рисков во всех сферах деятельности. Выявление и оценка рисков на всех этапах бизнес -процесса позволяет не только правильно прогнозировать и, при необходимости, корректировать цели хозяйствующего субъекта до их утверждения, но и экономить на выявлении и оценке рисков за счет синергетического эффекта от перекрытия двух бизнес-процессов: управления непрерывностью деятельности и управление рисками. Риски, влияющие на достижение целевых показателей, должны учитываться во всех бизнес-процессах.

Например, при разработке бюджета доходов и расходов при определении прогнозируемого объема доходов не учитывались риски, связанные с выпуском инновационной продукции конкурентами хозяйствующего субъекта. Следовательно, любые изменения во внешней среде с точки зрения определения спроса на производимую продукцию хозяйствующего субъекта могут привести к невыполнению бюджетных показателей, дефициту выручки от реализации продукции и, как следствие, к снижению финансовой устойчивости. Кроме того, на складе готовой продукции может образоваться избыток этих продуктов, которые могут на короткое время потерять свои потребительские свойства, что представляет собой риски, влияющие на процесс управления непрерывными операциями. Другой пример: организационная структура не учитывает значительные риски.

Если таковые имеются, то это выявление и оценка рисков, обусловленных синергетическим эффектом дублирования двух бизнес -процессов: управления непрерывностью деятельности и управления рисками. Риски, влияющие на достижение целей, должны учитываться во всех бизнес-процессах, например, риск потери прав на интеллектуальную собственность, это может привести к значительным финансовым потерям в судебных разбирательствах, а также к остановке производственного процесса.

Обобщая эти примеры, мы можем сформулировать правило, согласно которому анализ рисков должен быть неотъемлемой частью бизнес-процессов и учитываться при постановке всех операционных и вспомогательных целей экономического субъекта. Любая система управления непрерывностью деятельности, основанная на рисках, имеет ряд ограничений, связанных с организационной структурой и философией управления.

В то же время, являясь объектом влияния, сама риск-ориентированная система управления подвергается влиянию внутренней среды, включая такие системы, как система корпоративного управления и система производственной культуры и т.д.

Руководство экономического субъекта должно обеспечить, чтобы работал не только процесс управления рисками, но и инфраструктура, позволяющая этому процессу функционировать должным образом. Инфраструктура управления рисками включает в себя методологию, организационные меры, организационную структуру и взаимосвязь управления рисками с соответствующими бизнес-процессами.

Список литературы Формирование системы управления рисками на предприятии

  • ГОСТ Р 53647.4-2011 / ISO/PAS 22399:2007: Управление непрерывностью бизнеса. Руководство по обеспечению готовности к инцидентам и непрерывности бизнеса. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200089438.
  • Международный стандарт аудита 570 "Непрерывность бизнеса". URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/720644.
  • О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) за муниципальным контролем": [Федер. закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 01.05.2016), Статья 8.1] [Электронный ресурс] / правовая информационная система "Гарант". - Режим доступа: http://base.garant.ru/12164247.
  • Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008, утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2008 № 106н. URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=2260 положение_по_бухгалтерскому_учету_учетная_политика_организации_пбу_12008_с_изменением_внесенным_м_приказом_минфина_россии_от_7_февраля_2020_г.__18н.
  • Письмо Банка России от 16.05.2012 № 69-Т "О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору "Принципы надлежащего управления операционными рисками", URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70080444.
  • Статистический бюллетень ЕФРСБ. URL: : https://www.fedresurs.ru/news.
  • FERMA. Стандарт управления рисками [Электронный ресурс] // Федерация европейских ассоциаций по управлению рисками. - 2017. - Режим доступа: http://www.ferma.eu/risk-management/standards/risk-management-standard.
  • Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль, 1921 год.
  • Пфеффер Дж. Страхование и экономическая теория, 1956 год.
  • Уиллетт А.Х. Экономическая теория страхования рисков / А.Х. Уиллетт, 1951 год.
Еще
Статья научная