Формирование традиций жилого интерьера крымских татар на территории Крымского полуострова

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются основные факторы, повлиявшие на формирование жилого пространства крымских татар на территории крымского полуострова. Основное внимание уделено особенностям планировки домов и внутреннему обустройству. Автором проанализированы предметы декоративно-прикладного искусства, мебели и их функциональное назначение.

Интерьер, этнос, крымские татары, декоративное искусство, мебель, орнамент

Короткий адрес: https://sciup.org/170186663

IDR: 170186663   |   DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11514

Текст научной статьи Формирование традиций жилого интерьера крымских татар на территории Крымского полуострова

Жилой интерьер является наиболее важным показателем развития культуры и искусства определённой этнической группы. Предметы, наполнявшие среду, выполняли различные утилитарные и художественные функции, служили украшением дома. На протяжении столетий формировалась традиция строительства жилых домов на территории полуострова. На это оказывала влияние местность, особенности жизни и быта.

Южнобережным посёлкам по сей день придают колорит домики, живописно расположившиеся на склонах крымских гор. Поселения южнобережных татар располагались вдали от моря. Как правило дом состоял из двух этажей. Крыши были земляные, на которых сушили табак, орехи, лук, чеснок и прочие продукты. Полы в комнатах таких домов смазывались цветной глиной и тщательно закрывались войлоком [2, с. 18].

На первом этаже располагались служебные помещения для скота и продуктов. Второй этаж был жилым, на него подымались по наружной лестнице. Жители степных районов строили иные дома. Для построек была характерна одноэтажность и наличие обширного двора, окружённого высокой оградой. Дома строили из обмазанного плетня или кирпича, перекрывали двухскатной крышей из черепицы без чердака. Второй этаж был разделён на две части – мужскую и женскую и выступал над первым. Открытые террасы располага- лись вдоль стены с деревянными колоннами [2].

Внутреннее пространство крымскотатарского жилища было довольно скромным. Жилые комнаты не загромождали вещами, тем самым зрительно увеличивая пространство, которое наполняли мягкие диваны, подушки, ковры – создающие обстановку восточного уюта. В холодное время года для отопления использовали мангал, наполняя его древесным углём, уже не имеющим угара. Из мебели в домах крымцев присутствовал переносный столик – «софра» и маленький шестиугольный столик – «корсю», высотой 60-70 см, диаметром 50-60 см. Такой стол был в каждом доме крымских татар. Под него клали небольшой ковёр, который помогал сохранять чистоту. Для гостей ставили деревянную подставку в мустафир-хане (гос-тинной), а уже сверху металлический поднос, на котором размещались угощения. Мусафир-хане отличалась от других помещений и имела открытые шкафчики (долбаны) [1, с. 188]. Так же по углам комнаты располагались вместительные ниши (камере). В спальне в них убиралась на день постель.

Такие столики были обильно украшены накладной инкрустацией из перламутра, панциря черепахи, кости. Необходимо отметить, что таким образом оформляли и другие предметы обихода – сундуки, шкатулки, столики, подставки под Коран.

В жилых комнатах мебель была только необходимая и состояла из сетов – низких диванов, которые расставлялись буквой «П» в помещении. Особый колорит и декоративность национальному интерьеру придавал текстиль, в том числе миндеры (матрасы), которые находились поверх диванов и состояли из соломы и овечьей шерсти. Важное место занимали подушки, с элементами орнамента.

На стенах висели узкие деревянные полки (рафы) выполненные из дуба или ореха. На них стояла начищенная медная посуда и висели вышитые полотенца. Особое внимание уделялось отделке потоков, вся площадь которых была разбита полукруглыми накладными валиками на квадраты, треугольники и ромбы. Разнообразные сочетания и комбинации накладок образовывали бесконечные варианты геометрических узоров. Потолки в некоторых домах поражают сложным орнаментальным переплетением деталей.

Во многом, планировка восточного дома была связанна с религиозными обычаями и верованиями. В исламе запрещалось активное общение женщин с внешним миром. Этим фактором объясняется изолированность женской половины от внешнего мира.

Планировка домов была устроена таким образом, что позволяла женщинам, не выходя на улицу проходить через сад и дворы на базар и в гости через «коньши капу» – соседскую калитку.

Особое внимание уделялось потолкам в жилых помещениях. По принципу декорирования они делились на сельский и дворцовый. Для первого типа была характерна конструкция из грубо обтёсанных балок. Потолки дворцового типа были настоящим произведением искусства. Они обильно декорировались геометрическими орнаментами, набивались деревянными рейками и вставками. Центральная часть состояла из шести или восьмиконечных звёзд, состоящих из орнаментов. В этих знаках был заключен смысл пребывания человека на земле, духовное и земное предназначение, утверждение права выбора жизненного пути [6, с. 123]. В знаковой системе исламского искусства, в том числе у крымцев шестиконечную звезду называют «печатью Сулеймана». Этот символ был на его перстне, что помогало ему понимать язык зверей и управлять джинами. Так же звезда символизирует пересечение мужского и женского начала. Существует и другая трактовка пересечения двух треугольников: верхняя вершина – рай, нижняя – ад. Пространство, которое образовалось между ними – место жизни человека.

Исследователь крымскотатарской символики О. Акчокраклы, принимавший активное участие в 1925 г. научной экспедиции писал: тамга в форме шестиконечной звезды «встречается в некоторых местах на надгробных памятниках, воздвигнутых на могилах хаджей и мулл... Такой же формы знак имеется среди настенных орнаментов большого ханского дворца в Бахчисарае и на надгробных мусульманских памятниках Эски-Крыма и Эски-Юрта» [7]. «Звезда Дауда» часто используется не только в архитектуре, но и в крымскотатарской вышивке, в ювелирных украшениях.

В отечественных исследованиях 8конечной звезде наибольшее внимание уделил К.М. Климов, посвятивший этому символу специальное исследование. Древнейшими изображениями звезды он считал фреску из Телль-Эль-Рассуля, датируемую IV тыс. до н.э. Далее символ распространялся в двуречье и Иране, становится от-рибутом богини Исиды в Енгипте, ис-поьзуется в различных культурах на территории Узбекистана и Анатолии. По мнению учёного, традиция изображения 8конечных звёзд «Бейт Лехем» в Палестине во времена Византийской империи перешла в христианскую традицию.

Так же отмечено широкое присутствие 8-конечной звезды в декоративноприкладном искусстве жителей Кипра, Турции. Далее через крымскотатарскую культуру звезда мигрировала к народам восточной Европы, болгарам и армянам, а через византийское искусство к южнославянским народам балканского полуострова [3].

В начале XIX века потолки в городских домах состоятельных жителей окрашивался в голубой или оранжевый цвет с встав- ками белого, декорировался набойками из мировалась на протяжении столетий. На полукруглых планок, имеющих определённую фигуру, тем самым создавая неповторимый узор. Как правило, центр потолка украшала разетка, от которой расходился лучами рельефный геометрический ор- намент или живописные орнаментальные мотивы. Важное место в деккоре занимали карнизы. Их украшали букеты тюльпанов и различных цветов.

Таким образом, нами выявлено, что это оказывала влияние местность, доступность природных строительных материалов, особенности жизни, быта и система верований. Все эти факторы в совокупности позволили создать особую атмосферу в жилых интерьерах крымских татар, в которых на ряду с простотой обустройства соседствовала функциональность и эсте- тическая наполненность характерными предметами декоративно-прикладного ис- традиция строительства жилых домов на кусства.

территории крымского полуострова фор-

Список литературы Формирование традиций жилого интерьера крымских татар на территории Крымского полуострова

  • Акчурина-Муфтиева Н. М. Декоративно-прикладное искусство крымских татар XV - первой половины XX вв. - Симферополь: ОАО «Симферопольская городская типография», 2008. - 335 с.
  • Акчурина-Муфтиева Н. М. Художественный ансамбль интерьера крымскотатарского народного жилища // Сходознавство. - 2007. - № 37. - С. 3-21.
  • Багрин Е.А., Карпова А.Н. Восьмиконечная звезда как символ интеркультурной коммуникации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.riatr.ru/2017/3/Russia_and_ATR_2017-3_127-145.pdf
  • Боданинский У.А. Археологическое и этнографическое изучение татар в Крыму: Реконструкция народного хозяйства в Крыму. - Симферополь: Мысль, 1930. - 318 с.
  • Куфтин Б.А. Жилище крымских татар в связи с историей заселения полуострова (Материалы и вопросы). - Москва, 1925. (Мемуары этнографического отдела Общества любителей, естествознания, антропологии и этнографии. Вып. 1).
  • Султанбеков Р.Т. Крымскотатарская символика / Составитель Р.Т. Султанбеков. - Симферополь, 2002. - 48 с.
  • Электронный ресурс. - Режим доступа: https://anaurt.com/ru/osman-akchokrakly-tatarskie-tamgi-v-krymu?qt-comments_tabs=1
Статья научная