Формирование урожая лекарственных культур (Tanacetum vulgare L., Echinacea purpurea L.) под влиянием эссенциальных микроэлементов
Автор: Жаркова Наталья Николаевна, Сухоцкая Валентина Владимировна, Ермохин Юрий Иванович
Журнал: Овощи России @vegetables
Рубрика: Агрохимия
Статья в выпуске: 5 (49), 2019 года.
Бесплатный доступ
Актуальность. Широкий спектр фармакологического действия пижмы обыкновенной и эхинацеи пурпурной определяют постоянный интерес к изучению этих культур. Лекарственные культуры содержат не только большое количество биологически активных веществ, но и микроэлементов, необходимых для нормального роста и развития. Агрономическое биообогащение лекарственного сырья позволяет повысить урожайность, управлять качеством продукции в сторону усиления фармакологического действия. Таким образом, целью работы было изучить влияние различных доз ацетата цинка на продуктивность двух лекарственных культур пижмы обыкновенной и эхинацеи пурпурной. Материалы и методы. Исследования проводили в период с 2012 по 2018 годы на луговочернозёмной почве южной лесостепи Западной Сибири. В качестве объектов исследований были выбраны многолетние лекарственные культуры - пижма обыкновенная и эхинацея пурпурная. Цинковые удобрения использовали в ацетатной форме и вносили по фону (N125, N135P45K45). Результаты...
Урожайность, пижма обыкновенная (tanacetum vulgare l.), эхинацея пурпурная (echinacea purpurea l.), эссенциальный микроэлемент, цинк, лугово-чернозёмная почва
Короткий адрес: https://sciup.org/140245789
IDR: 140245789 | DOI: 10.18619/2072-9146-2019-5-72-76
Текст научной статьи Формирование урожая лекарственных культур (Tanacetum vulgare L., Echinacea purpurea L.) под влиянием эссенциальных микроэлементов
Vegetable crops of Russia. 2019;(5):72-76 (In Russ.)
Ц инк – важный микроэлемент для роста растений, играющий большую роль в каталитических реакциях ряда ферментов [1]. У растений ферменты, содержащие цинк, участвуют в метаболизме углеводов, синтезе белка, поддержании целостности клеточных мембран, регуляции синтеза ауксина и образовании семян и пыльцы. Многие исследователи наблюдали, что цинк тесно связан с метаболизмом азота у растений, что приводит к снижению синтеза белка при дефиците Zn [1, 2].
Цинк необходим растениям в небольших, но оптимальных количествах. Он участвует в нескольких ключевых физиологических функциях, включая: мембранную структуру, фотосинтез, активность фитогормонов, метаболизм липидов и нуклеиновых кислот, регуляцию генов и защиту от засухи и болезней. В качестве кофактора цинк активирует различные гормоны (например, ауксин), которые необходимы для роста и развития растений [3, 4]. Он играет существенную роль во многих биологических процессах и является важным микроэлементом для растений, животных и человека [5, 6, 7]. У людей дефицит цинка связан с качеством питания, что является следствием недостатка цинка в почвах [8, 9].
Дефицит цинка из всех питательных микроэлементов в сельскохозяйственных почвах считается наиболее географически распространённым, ограничивающим производство сельскохозяйственных культур (потери урожая могут превышать до 40%) [6, 10, 11].
Основными причинами недостатка Zn в сельскохозяйственных культурах являются, главным образом, почвенные условия: низкое содержание подвижного Zn в почве и его низкая доступность растениям, потери органических веществ из почвы, высокое содержание азота, кальция, фосфатов и др. [6, 9, 12].
Лекарственные культуры также являются важными источниками микронутриентов, включая Zn. Для восполнения недостатка микроэлементов в мире широко используется приём агрономического биообогащения растениеводческой продукции. Основой этого приёма является использование микроудобрений (Zn) для повышения содержания микроэлементов в сельскохозяйственных растениях, а также для повышения продуктивности культур [13, 14, 15].
В исследованиях зарубежных авторов изучалось влияние различных методов (корневое и внекорневое внесение) и концентраций цинка на рост и некоторые биохимические показатели, а также на содержание питательных веществ в масле Chrysanthemum balsamita L. В эксперименте было установлено, что применение цинка способствовало повышению показателей роста растений, содержанию белка, хлорофилла, антиоксидантной способности растений, а также оказывало положительное влияние на содержание фенолов по сравнению с контрольными растениями [16].
В Индийском институте садоводческих исследований (IIHR) в Бангалоре изучали влияние цинка и фосфора в различных комбинациях на лекарственное растение стевия. Исследования показали, что общий урожай биомассы был значительно увеличен с применением Zn и P в различных комбинациях и параметрах [17].
Для изучения влияния действия и последействия цинковых удобрений были выбраны две многолетние, популярные среди средств фитотерапии лекарственные культуры – пижма обыкновенная (Tanacetum vulgare L.) и эхинацея пурпурная (Echinacea purpurea L.). Пижма является распространённым лекарственным растением, которое применяют в медицинской практике как желчегонное, противоглистное, спазмолитическое средство за счёт широкого спектра значимых биологически активных веществ [18]. Tanacetum vulgare L. является природным биоаккумулятором ряда микроэлементов Cd, Mn и Zn, поэтому может использоваться как биоиндикатор этих элементов [19].
Эхинацея пурпурная используется в медицине и ветеринарии в качестве эффективного иммунокорректора. Фундаментальные и клинические исследования доказали её широкий спектр действия: антивирусное, антибактериальное, противогрибковое, антиоксидантное и противовоспалительное [20]. В литературе отсутствуют данные об аккумулирующей способности цинка эхинацеей пурпурной, вследствие этого изучение данного вопроса представляет особый интерес.
Целью исследований являлось изучение действия и последействия цинковых удобрений на урожайность пижмы обыкновенной и эхинацеи пурпурной.
Материалы и методы
Исследования проводили в 2012–2018 годах на опытном поле ФГБОУ ВО «Омский ГАУ», расположенном на третьей надпойменной террасе р. Иртыш (г. Омск). Почва опытного поля – лугово-чернозёмная среднегумусовая среднесуглинистая. Содержание гумуса в слое 0…20 см – 5,2%, нитратного азота (по Кочергину) – 7-10 мг/кг почвы, подвижного фосфора (по Чирикову) – 216-349, калия – 419-749 мг/кг почвы, рН водной вытяжки – 6,5-6,8. Обеспеченность нитратным азотом перед посадкой растений была низкая, фосфором и калием в опыте с пижмой – средняя, в опыте эхинацеей – высокая. Содержание подвижных форм цинка определяли атомно-адсорбционным методом на спектрометре «VarianAA-140» (ГОСТ 30178-96) в корнеобитаемом слое – 0,30-0,65 мг/кг почвы (низкое). Материалом для исследования служили многолетние лекарственные культуры пижма обыкновенная и эхинацея пурпурная (рис.1, 2).
Схема однофакторного полевого опыта предусматривала изучение следующих вариантов:
Пижма обыкновенная (опыт №1)
-
1. Без удобрений (контроль);
-
2. Фон (N 135 P 45 K 45 );
-
3. N 135 P 45 K 45 + 0,25 ПДК Zn;
-
4. N 135 P 45 K 45 + 0,5 ПДК Zn;
-
5. N 135 P 45 K 45 + 0,75 ПДК Zn;
-
6. N 135 P 45 K 45 + 1,0 ПДК Zn.
Эхинацея пурпурная (опыт №2)
-
1. Без удобрений (контроль);
-
2. Фон (N 125 );
-
3. N 125 + 0,25 ПДК Zn;
-
4. N 125 + 0,5 ПДК Zn;
-
5. N 125 + 0,75 ПДК Zn;
-
6. N 125 + 1,0 ПДК Zn.
-
Опыт закладывали в четырёхкратной повторности, делянки размещали в опыте с пижмой обыкновенной систематически, последовательно в один ярус; в опыте с эхинацеей пурпурной варианты размещали со смещением на две делянки. Учётная площадь – 10 м2. Предшественник – чистый пар, основная обработка почвы общепринятая для зоны – вспашка плугом на глубину 22…24 см.
Цинковые удобрения вносили в виде ацетата цинка на фоне макроудобрений в расчёте N 135 P 45 K 45 (опыт с пижмой обыкновенной), N 125 (опыт с эхинацеей пурпурной). Дозы цинковых удобрений вносили в дозах 20; 40; 60; 80 кг д.в./га (опыт №1) и 10,7, 21,4, 32,4, 42,8 кг д.в./га (опыт №2), исходя из содержания в почве до посадки и предельно допустимой концентрации цинка (23 мг/кг).
Математическую обработку данных полевого опыта проводили по Б. А. Доспехову с использованием программ для Microsoft Excel.
Результаты и их обсуждение
Погодные условия вегетационных периодов 2012-2018 годов были типичными для зоны южной лесостепи Западной Сибири: резкие колебания суточных температур и недостаток влаги.

Рис. 1. Пижма обыкновенная (Tanacetum vulgare L.) в фазы весеннего отрастания, бутонизации и цветения Fig. 1. Tanacetum vulgare L. in the phases of spring regrowth, budding and flowering

Рис. 2. Эхинацея пурпурная (Echinacea purpurea L.) в фазы отрастания, бутонизации и цветения Fig. 2. Echinacea purpurea L. in the phases of regrowth, budding and flowering
В 2012 году преобладала жаркая с недостаточным количеством осадков погода. Вегетационный период 2013 года характеризовался неравномерным распределением осадков. Средняя температура за период вегетации была ниже среднемноголетних значений. Погодные условия 2014 года характеризовались достаточно большим количеством влаги и неравномерным ее распределением. Температурный режим был ниже среднемноголетних значений, за исключением июня и августа. Вегетационный период 2016 года характеризовался повышенными температурами и отсутствием осадков, что привело к острой ранневесенней засухе. В 2017 году наблюдалась раннелетняя засуха, среднесуточные температуры воздуха незначительно превышали среднемноголетние показатели. В 2018 году преобладала дождливая погода, температура воздуха была близка к среднемноголетним значениям.
Цинковые удобрения положительно влияли на продуктивность изучаемых лекарственных культур (пижмы обыкновенной и эхинацеи пурпурной).
В опыте с пижмой обыкновенной ацетат цинка оказал более значимое воздействие по сравнению с фоном, где вносились только макроудобрения. На контроле и фоне урожайность пижмы обыкновенной была близкой и составила 14,1-14,4 т/га (табл. 1). В вариантах с применением расчётных доз цинка наблюдается повышение продуктивности биомассы пижмы обыкновенной. Так, при внесении ацетата цинка в дозах 20, 40 и 60 кг д.в./га прибавка урожайности составила 1,3, 2,6, 4,8 т/га, соответственно. Снижение прибавки до 3,4 т/га, а, следовательно, и урожайности отмечалось в варианте ПДК Zn (80 кг д.в/га).
Дозы цинковых удобрений в пределах 20-40 кг д.в./га обеспечивали равную окупаемость 0,07 т. Максимальная окупаемость 0,08 т/га отмечается в варианте Фон+0,75ПДКZn (60 кг д.в/га).
Проведенный корреляционно-регрессионный анализ подтверждает наличие зависимостей между дозами цинковых удобрений и урожайностью пижмы обыкновенной (рис. 3).
Полученные уравнения прямой зависимости указывают на сильную связь (r=0,88-0,99) вносимого в почву микроэлемента с урожайностью культуры. Каждый кг Zn до максимально вносимой дозы (80 кг д.в./га) повышал урожайность пижмы обыкновенной в среднем за годы исследований на 0,05 т/га (уравнение 1). В пределах оптимальной дозы (60 кг д.в./га) урожайность пижмы при внесении 1 кг д.в./га повышалась на 0,08 т (уравнение 2).
В опыте с эхинацеей пурпурной внесение азотных удобрений (фон) повышало урожайность данной культуры на 1,5 т/га по сравнению с контролем (табл. 2). Урожайность воздушно сухой массы при использовании цинка варьировала в пределах 7,7…9,8 т/га. Максимальная урожайность эхинацеи отмечалась при внесении Zn в дозе 21,4 кг д.в./га и составила 9,8 т/га, дальнейшее увеличение доз приводило к снижению продуктивности (7,7-8,0 т/га) до уровня контрольных и фоновых значений. Наибольшая прибавка (1,55 т/га) и окупаемость (0,07 т) наблюдались на варианте 0,5 ПДК Zn на фоне N 125 .
Статистический анализ экспериментальных данных позволил установить зависимости между дозами и урожайностью эхинацеи пурпурной (рис. 4).
При внесении цинковых удобрений в дозах от 10,7 до 42,8 кг д.в./га урожайность подчинялась полиноминальной зависимости, связь средняя ( η = 0,63). Для выявления коэффициента интенсивности действия была установлена прямая зависимость до оптимальной дозы вносимого цинка (21,4 кг д.в./га). Оба уравнения показывают, что 1 кг Zn удобрений повышал среднюю урожайность на 0,07 т (уравнения 3-4).
Уравнения 2, 4 и коэффициенты интенсивности действия
Таблица 1. Урожайность Tanacetum vulgare L., в пересчете на сухое вещество (г. Омск, Омская область, в среднем за 2012-2014 годы) Table 1. Productivity of Tanacetum vulgare L., in terms of dry matter (Omsk, Omsk region, on average for 2012-2014)
Вариант опыта |
Урожайность, т/га |
Прибавка урожайности к фону, т/га |
Окупаемость 1 кг д.в. Zn урожаем, т |
Без удобрений (контроль); |
14,1±3,14 |
- |
- |
Фон (N 135 P 45 K 45 ) |
14,4±2,73* |
- |
- |
Фон+0,25ПДКZn (20 кг д.в/га) |
15,7±0,92* |
1,3 |
0,07 |
Фон+0,5ПДК Zn (40 кг д.в/га) |
17,0±0,88* |
2,6 |
0,07 |
Фон+0,75ПДКZn (60 кг д.в/га) |
19,2±3,92* |
4,8 |
0,08 |
Фон + ПДК Zn (80 кг д.в/га) |
17,8±1,99* |
3,4 |
0,04 |
НСР 05 |
0,08 |
Примечание: *различия между опытными вариантами (контролем и фоном) достоверны при р<0,05.


Список литературы Формирование урожая лекарственных культур (Tanacetum vulgare L., Echinacea purpurea L.) под влиянием эссенциальных микроэлементов
- Fageria, N.K. Influence of micronutrients on dry matter yield and interaction with other nutrients in annual crops. Pesq. Agropec. Bras. 2002;(37):1765-1772.
- Fageria, N.K. Dry matter yield and nutrient uptake by lowland rice at different growth stages. J. Plant Nutr. 2004;27(6):947-958.
- Begum, M.C., Islam M., Sarkar M.R., Azad M.A.S., Huda A.N., Kabir A.H. Auxin signaling is closely associated with Zn efficiency in rice (Oryza sativa L.). J. Plant Interact. 2016;(11):124-129.
- Chang, H.B., Lin C.W., Huang H.J. Zinc-induced cell death in rice (Oryza sativa L.) roots. Plant Growth Regul. 2005;(46):261-266.
- Lebourg, A., Sterckeman T., Ciesielski H., Proix N. Trace metal speculation in three unbuffered salt solutions used to assess their bioavailability in soil. J. Environ. Qual. 1998;(27):584-590.
- Alloway, B.J. Zinc in Soils and Crop Nutrition (second ed.), IZA and IFA, Brussels Belgium, Paris, France. 2008. 136 p.
- Cakmak, I. Enrichment of cereal grains with zinc: agronomic or genetic biofortification? Plant Soil. 2008;(302):1-17.
- Cakmak, I., Kalayci M., Ekiz H., Braun H.J., Kilina Y., Yilmaz A. Zinc deficiency as a practical problem in plant and human nutrition in Turkey: a NATO-science for stability project. Field Crop Res. 1999;(60):175-188.
- Alloway, B.J. Soil factors associated with zinc deficiency in crops and humans. Environ. Geochem. Health. 2009;(31):537-548.
- Singh, B., Natesan S.K.A., Singh B.K., Usha K. Improving zinc efficiency of cereals under zinc deficiency. Curr. Sci. 2005;(88):36-44.
- Sadeghzadeh, B. A review of zinc nutrition and plant breeding. J. Soil Sci. Plant Nutr. 2013;13(4):905-927.
- Alloway, B.J. Micronutrient Deficiencies in Global Crop Production, Springer, Dordrecht, Netherlands. 2008. P.181-200.
- Shahzad, Z., Rouached H., Rakha A. Combating mineral malnutrition through iron and zinc biofortification of cereals Compr. Rev. Food Sci. Food Saf. 2014;(13):29-346.
- Montalvo, D., Degryse F., R.C. da Silva, Baird R., McLaughlin M.J. Agronomic effectiveness of zinc sources as micronutrient fertilizer. Adv. Agron. 2016;(139):215-267.
- White, P.J. Biofortifying crops with essential mineral elements / P.J. White, M.R. Broadley. Trends Plant Sci. 2005;(10):586-593.
- Derakhshani, Z., Hassani A., Rasouli-Sadaghiani M.H., Bagher Hassanpouraghdam M. Effect of Zinc Application on Growth and Some Biochemical Characteristics of Costmary (Chrysanthemum balsamita L.). Communications in Soil Science and Plant Analysis. 2011;(42):2493-2503.
- Das, K., Dang R., Shivananda T.N., Sur P. Interaction Between Phosphorus and Zinc on the Biomass Yield and Yield Attributes of the Medicinal Plant Stevia (Stevia rebaudiana).The Scientific World Journal. 2005;(5):390-395.
- Половецкая, О.С. Химический анализ флавоноидных соединений пижмы обыкновенной (Tanacetum vulgare L.). Научный форум: Медицина, биология и химия. 2017;2(4):52-57.
- Jasion, M., Samecka-Cymerman A., Kolon K., Kempers A.J. Tanacetum vulgare as a Bioindicator of Trace-Metal Contamination: A Study of a Naturally Colonized Open-Pit Lignite Mine. Arch Environ Contam Toxicol. 2013;65(3):442-448.
- Хасина, Э.И. Эхинацея пурпурная как средство коррекции экологически обусловленных патологий. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014;16,5(2):1030-1032.