Формула эффективности

Автор: Сиренко Виктор

Журнал: Прямые инвестиции @pryamyye-investitsii

Рубрика: Кодекс управления

Статья в выпуске: 1 (93), 2010 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/142169288

IDR: 142169288

Текст статьи Формула эффективности

Полет к Марксу

Советская экономика строилась на основе экономической теории Маркса. Однако он не был профессиональным экономистом, скорее, социальным философом, глубоко изучавшим труды предшественников. В основу своей теории Маркс положил гипотезу Давида Рикардо, согласно которой стоимость продукции определяется непосредственным живым трудом. Но Рикардо предупреждал, что это лишь научная гипотеза. Маркс же принял ее за догму: чем больше затраты, тем выше стоимость.

В советской экономике были приняты расценки оплаты за единицу продукции. Если внедрялась новая техника, тут же — пропорционально росту производительности труда — уменьшалась расценка за единицу продукции, дабы не повышать зарплату. И рабочий получал столько же, сколько и раньше. Поэтому важнейшим законом социализма стал преимущественный рост производительности труда по отношению к заработной плате.

Феликс Дзержинский в молодости был большевистским агитатором на польских предприятиях. Он организовывал забастовки рабочих, когда хозяева снижали расценки при внедрении новой техники. Когда же Дзержинский был назначен председателем ВСНХ, он стал говорить, что расценки должны снижаться, чтобы обеспечить государственные накопления. Так закладывалась лишенная здравого смысла система, которая дестимули-ровала работников. Повышать производительность труда было невыгодно, потому что за это просто не платили. Развращали и худших, и лучших. Худших тем, что они получали без усилий, а лучших тем, что их не поощряли.

Но в первые пятилетки производительность труда все же росла, отрицать этого факта нельзя. Дело в том, что тогда была введена бригадная организация труда и прогрессивно-сдельная заработная плата. Если бригада производила больше продукции, она больше и получала. Также, сверх плана, платили за дополнительную продукцию. Этот стимул работал.

С ним покончили при Хрущеве, в 1950-х годах. Идея была такой: страна идет к коммунизму, следовательно, нужно сокращать различия в оплате труда. Вводилась «уравниловка» — исходили из того, сколько человеку нужно для содержания семьи. То есть оплата зависела не от объективных факторов производства, а от субъективно сложившейся ситуации. Начался процесс дестимулирования советской экономики. Мы шли в глубочайший тупик.

В 1980-х и 1990-х годах мы начали переходить к рыночной экономике, но не смогли изменить сложившуюся систему. До сих пор у нас действует советский экономический механизм: стоимость определяется как сумма затрат плюс прибыль. Нет смысла повышать производительность труда и внедрять новые технологии. В результате, оставив советский механизм образования прибыли, мы саму прибыль просто передали олигархам. А они на нее покупают яхты и футбольные команды.

Метод «Дюпона»

В условиях кризиса правительство нашей страны активно субсидирует промышленность. Мне кажется, этого делать не стоит. Субсидирование всегда идет на покрытие убытков, а не на развитие. Что мы сейчас и наблюдаем

Виктор СИРЕНКО, заведующий Центром особых экономических зон и регионального развития ВНИИВС ГУ-ВШЭ

ВЛАДИМИР ХАХАНОВ

на примере АвтоВАЗа. Убытки — величина переменная: одни ликвидируются, тут же появляются новые, субсидии уходят в песок. Правительство США в 1950-х годах тоже занималось субсидированием судостроительной отрасли. В результате к 70-м она пришла в упадок. Американцы это поняли и вовремя прекратили пагубную практику. Мы же продолжаем ее до сих пор.

Конечно, в кризис надо поддерживать предприятия. Цель должна быть в том, чтобы компании как можно быстрее обновляли технологии, внедряли новое оборудование и выпускали качественную продукцию. Поскольку государство не может поддержать все производства, значит, нужно выделять лучшие.

Если на предприятии устанавливается новое оборудование (то есть затрачивается труд) и повышается качество продукции, то стоимость продукции увеличивается. Потребитель согласен больше платить за более качественные товары и услуги.

Необходимо создать механизм, при котором все будут заинтересованы в выпуске более высококачественных товаров, появятся люди, которые захотят внедрять инновации. Для того чтобы подтвердить высокое качество продукции, есть всевозможные сертификаты международного и внутреннего уровней.

В целом задача распадается на две части. Первая — как определить лучшие предприятия. Вторая — каким должен быть экономический механизм их поддержки.

Рентабельность производства (Р) зависит от трех компонентов: А, В, С.

Чистая        Выручка прибыль     от реализации

Р = ___   _ __ × _        _ _ ×

Выручка     Общая сумма от реализации основных фондов

Общая сумма основных фондов

Объем собственных основных фондов

АB  C

Достижение быстрой окупаемости инновационных технологий обеспечивается при одновременном воздействии на все три компонента «формулы Дюпона». Прежде всего, нужно увеличить отношение чистой прибыли к денежной выручке за произведенную продукцию (компонент А). Это можно сделать как с помощью роста добавленной стоимости, так и путем уменьшения переменных и постоянных издержек производства. Увеличение денежной выручки должно проходить как за счет повышения цены на качественную продукцию (прежде всего, на внешнем рынке), так и путем быстрого расширения выпуска, ускорения оборачиваемости всех используемых основных производственных фондов. Последнее обеспечивается с помощью увеличения доли активной части основных производственных фондов в общем их

\ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ \ объеме, путем повышения производительности нового оборудования и степени его загрузки (компонент В).

Управляющим механизмом в системе этих взаимосвязей выступает компонент С — «финансовый рычаг». Он воздействует на компоненты А и В в зависимости от увеличения отношения общей суммы основных производственных фондов к величине собственных основных фондов предприятия.

Инвестиционный налоговый кредит

Итак, «методом Дюпона» мы сумеем определить эффективные, рентабельные предприятия, которые смогут решить проблему импортозамещения, повысить цену своей продукции на мировом рынке, заработать валюту и направить ее на развитие производства.

Теперь перейдем ко второй части задачи: каким можно дать отсрочку по налогу на прибыль именно для лучших, конкурентоспособных. Компания же к своей чистой прибыли сможет добавить налоговую составляющую. И будет использовать эти средства как инвестиционные.

Возникает вопрос о сроках и гарантиях по таким кредитам. Инвестиционный налоговый займ предприниматель должен вернуть с процентами. Чем меньше срок — тем ниже процент. Государство, со своей стороны, должно выбирать такие предприятия, которые будут внедрять инновации в максимально короткие сроки.

Второй момент — в этот льготный период прибыль предприятия должна расти максимально быстро. Это и будет гарантией того, что оно расплатится по кредиту.

образом нужно поддерживать такие предприятия. Скажу сразу, ни в коем случае не субсидиями. Нужно применять методы косвенного финансирования. Один из них — инвестиционный налоговый кредит. Это средства, которые предприятие может использовать не на строительство промышленных зданий и сооружений, а на обновление уже существующего

Выручка должна расти за счет увеличения цены на качественную продукцию и расширения производства.

производства, то есть именно на инновационное развитие. Если предприятие использует прибыль на обновление оборудования, то та ее часть, которая идет государству в виде налога, передается ему в виде кредита под проценты. Такую схему применяли в США в 1960-е годы при Кеннеди и в 1980-е при Рейгане. За счет чего и был обеспечен рост американской экономики в те времена.

Современные технологии весьма затратны, но эффективны. Они требуют увеличения вложений на 30– 40%, а при этом дают рост выпуска продукции в 3–5 раз, но через некоторое время — через два, три, четыре года. Никто просто так внедрять новое оборудование не будет. Однако можно стимулировать предприятие к инновациям, отрегулировав для него во времени налоговую нагрузку.

Не нужно освобождать от налогов всех подряд — государственный бюджет должен выполняться. Правда, замечу, что у нас самая высокая налоговая нагрузка (среди сопоставимых экономик) на предприятия. Но

В заключение о том, как действует «финансовый рычаг». Прежде всего, он должен обеспечить оптимизацию структуры инвестиций. То есть создать условия для резкого увеличения активной части производственных фондов, чтобы осуществлялись проекты, направленные на модернизацию оборудования, а не на строительство зданий. Причем при такой схеме предприниматель будет заинтересован в приобретении самого современного и высокопроизводительного оборудования. Пусть оно дороже процентов на 30–50, чем устаревшее, но производительность его в 5–10 раз выше.

И третье — предприниматель будет заинтересован в максимальной загрузке нового оборудования. В том, чтобы рабочие не простаивали. Потому что это сократит ему срок возврата инвестиционного налогового кредита. Следовательно, повысится и производительность труда. Это очень простая схема, в которой заинтересованы все: и государство, и бизнес, и работники предприятий.

EAST NEWS

Статья