Формы выражения кризисного сознания в литературе и культуре рубежа веков

Автор: Бочкарева Нина Станиславна

Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология @vestnik-psu-philology

Статья в выпуске: 2 (8), 2010 года.

Бесплатный доступ

В статье предпринимается попытка осмыслить понятие «рубеж веков» через обобщение исследований русской и западноевропейской литературы и культуры XIX-XX вв. Выявляются факторы, свидетельствующие о кризисе духовного (в частности - художественного) сознания порубежных эпох (усталость и исчерпанность; парадигмы начала и конца, смерти и возрождения, разрушения и творения). Сопоставительный анализ литературы и культуры «двух рубежей» (модерна и постмодерна) позволит обнаружить типологические закономерности отражения и преодоления кризисных ситуаций (синтез искусств, культур, жанров; мифологизация и религиозный поиск; эссеизация политической жизни), отчасти объяснить противоречивые явления современной культуры и ее возможные перспективы.

Еще

Кризис сознания, рубеж веков, модерн, постмодерн, синтез, жанр, стиль

Короткий адрес: https://sciup.org/14728833

IDR: 14728833

Список литературы Формы выражения кризисного сознания в литературе и культуре рубежа веков

  • Агеносов В.В. Идеалы серебряного и фантомы железного ХХ века в прозе русского зарубежья (М.Осоргин и Н.Нароков)//Время Дягилева. Универсалии серебряного века: материалы Третьих Дягилевских чтений. Вып.1/сост. В.В.Абашев. Пермь: Арабеск, 1993. С.19-26.
  • Анцыферова О.Ю. Литературная саморефлексия и творчество Генри Джеймса. Иваново, 2004. С.468 с.
  • Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика/пер. с фр.; сост., общ. ред. и вст. ст. Г.К.Косикова. М.: Прогресс, 1989. 616 с.
  • Бахтин М.М. Эпос и роман//Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. С.247-483.
  • Бирич И.А. Человек -многомерное существо. Феномен триединства//Знание. Понимание. Умение. 2010. №9. http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/9/Birich/
  • Блум Х. Страх влияния. Карта перечитывания/пер. с англ., сост., примеч., послесл. С.А.Никитина. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. 352 с.
  • Бочкарева Н.С. Методология «другой истории литературы» в контексте постмодернизма//Человек в мире культуры: материалы III Всероссийской научн.-практ. конф. Екатеринбург, 2004. С.4-8.
  • Бочкарева Н.С. «Парадокс об актере» в романе П.Акройда «Последнее завещание Оскара Уайльда//Проблемы творческого освоения действительности в литературе Великобритании: статьи участников XIII Международной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы. М., 2004а. С. 21-28.
  • Бочкарева Н.С. «Последнее завещание Оскара Уайльда» П.Акройда: опыт культурологического прочтения//Вестник Пермского университета. Серия: Иностранные языки и литературы. Вып.4. Пермь, 2004б. С.13-20.
  • Бройтман С.Н. Поэтика художественной модальности//Бройтман С.Н. Историческая поэтика. М.: РГГУ, 2001. С.253-383.
  • Вейдле В. Умирание искусства. Гл.IV//Самосознание европейской культуры ХХ в. М.: Изд-во полит. лит., 1991. С.268-290.
  • Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного/пер. с нем. М.: Искусство, 1991. 367 с.
  • «Гамлет» Бориса Пастернака: версии и варианты перевода шекспировской трагедии/сост. и подготовка текста В.Поплавского. М., СПб.: Летний сад, 2002. 255 с.
  • Дневник Марата Гельмана. Кто такой вообще Черный Гельман? Откуда он появился? 5.04.2010. http://maratguelman.livejournal.com/1459204.html>
  • Женетт Ж. Пруст-палимпсест/пер. с фр. Е.Гальцовой//Женетт Ж. Фигуры: Работы по поэтике: В 2 т. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. С.79-101.
  • Загороднева К.В., Бочкарева Н.С. Три эссе о Джорджоне в эссеистике Дж.Рескина, У.Пейтера и П.Муратова//Вестник Вятского гуманитарного университета. 2010 (в печати).
  • Зенкин С. Испытание тезаурусом//НЛО, 2005. №72. http://magazines.russ.ru/nlo/2005/72/ze31-pr.html>
  • Каменский В. Пермь//Каменский В. Танго с коровами. Степан Разин, Звучаль веснеянки. Путь энтузиаста. М.: Книга, 1990. С.30-31.
  • Князева Е.А. ХХ век: проблема «рубежей»//Два рубежа: материалы научно-практической конференции. Пермь, 1998. С.92-94.
  • Лейдерман Н.Л. Постреализм: теоретический очерк. Екатеринбург, 2005. 244 с.
  • Лиотар Ж.-Ф. Заметка о смысле "пост"/пер. с фр. А.Гараджи//Иностранная литература. 1994а. №1. С.56-59.
  • Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: Что такое постмодерн?/пер. с фр. А.Гараджи//Ad Marginem ' 93. Ежегодник Лаборатории постклассических исследований Института философии РАН. М.: Ad Marginem, 1994б, С.307-323. http://sociologist. nm.ru/articles/lyotard_01.htm
  • Луков Вл.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: учеб.пос. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2005. 512 с.
  • Минералова И.Г. Русская литература серебряного века. Поэтика символизма: учеб. пос. М.: Флинта, Наука, 2003. 272 с.
  • Мамонова Е.Ю. Мотив «второго рождения» в немецкоязычном романе первого десятилетия ХХ в.: Т.Манн, Г.Гессе, Р.Музиль, Р.М.Рильке: автореф. дис. … канд. филол. наук. Пермь, 2006. 20 с.
  • Ортега-и-Гассет Х. Искусство в настоящем и прошлом//Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. С.296-308.
  • Пикулева И.А. Проблема синтеза в литературном наследии Обри Бердсли: автореф. дис. … канд. филол. наук. Пермь, 2008. 20 с.
  • Полякова Н.А. Советские культурные локусы в романе Е.Попова «Подлинная история "Зеленых музыкантов"»//Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2010. Вып. 1(7). С.100-105.
  • Раков В.М. Трансмутация европейской культуры в конце XIX -начале ХХ века//С.П.Дягилев и современная культура: материалы международного симпозиума VII Дягилевские чтения. Пермь, 2009. С.194-201.
  • Раков В.М. Философия «серебряного века» между прошлым и будущим//Два рубежа: материалы научно-практической конференции. Пермь, 1998. С.15-17.
  • Сегал Д.М. Литература как охранная грамота. М.: Водолей, 2006. С.50-155.
  • Синергетическая лингвистика vs. лингвистическая синергетика: материалы международной научн.-практ. конф. Пермь: ПГТУ, 2009. 349 с.
  • Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: новая философия, новый язык. СПб.: Невский простор, 2001. 416 с.
  • Суслова И.В. Типология «романа о романе» в русской и французской литературах 20-х гг. ХХ в.: автореф. дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2006. 22 с.
  • Таганов А.Н. Концепт «палимпсест» и палимпсестные структуры во французской литературе второй половины XIX -начала ХХ века//Художественное слово в пространстве культуры. Иваново, 2005. С.140-149.
  • Тезаурусный анализ мировой культуры: сб.ст. Вып.1-19. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 2005-2009.
  • Тишунина Н.В. Личность писателя как литературный претекст в романе П.Акройда «Последнее завещание Оскара Уайльда»//Проблемы творческого освоения действительности в литературе Великобритании: статьи участников XIII Международной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы. М., 2004. С.122-130.
  • Толкачев В.М. Рубеж веков как историко-литературное и культурологическое понятие//Зарубежная литература конца XIX -начала ХХ в.: учеб. пособие. М.: Академия, 2003. С.6-28.
  • Трыков В.П. Французский литературный портрет XIX века. М., 1999. 360 с.
  • Уайльд О. Портрет Дориана Грея: Роман, повести, пьесы, сказки, афоризмы/пер. с англ. В.Чухно, М.Благовещенской. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 672 с.
  • Фрэнк Д. Пространственная форма в современной литературе/пер. с англ. В.Л.Махлина//Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.: Трактаты, статьи, эссе/сост., общ. ред. Г.К.Косиков. М.: МГУ, 1987. С.194-213.
  • Хапаева Д. Готическое общество: Морфология кошмара. М.: НЛО, 2007. 152 с.
  • Хорольский В.В. Два «рубежа» веков: от синтеза к атрофии жанров//Жанровая теория на пороге тысячелетий: сб. тезисов и материалов. М., 1999. 13-14.
  • Цветков Ю. Литература венского модерна. Постмодернистский потенциал. Иваново: Изд-во МИК, 2003. 432 с.
  • Шварева Е.В. Литературный автопортрет: постановка проблемы//Вестник Пермского университета. Серия: Иностранные языки и литературы. 2007. Вып.2(7). С.92-100.
  • Шекспир У. Гамлет, принц Датский/пер. с англ. М.Лозинского//Шекспир У. Полн. собр. соч. В 8 т. М., 1960. Т.6. С.5-157.
  • Шекспир В. Гамлет/пер. Б.Пастернака//Шекспир В. Трагедии. Сонеты. М.: Худож. лит., 1968. С.123-246.
  • Энциклопедия читателя: литературные, библейские, классические и исторические аллюзии, реминисценции, темы и сюжеты, мифологические и сказочные герои, литературные маски, персонажи и прототипы, реальные и вымышленные топонимы, краткие биографии и рекомендуемые библиографии/под ред. Ф.А.Еремеева. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, ИД "Сократ", 1999. Т.1: А-Д. 792 с.
  • Эпштейн М.Н. Постмодерн в русской литературе: учеб. пос. для вузов. М.: Высш. шк., 2005. 495 с.
  • Adaptations of The Picture of Dorian Gray. http://en.wikipedia.org (Дата обращения: 21 марта 2010 г.)
  • Kemper D. Moderneforschung als literaturwissenschaftliche Methode//Germanistisches Jahrbuch GUS "Das Wort". 2003. S.161.
  • Petrie G. Adaptation//Schirmer Encyclopedia of Film/ed. by Barry Keith Grant. Thomson Gale, 2007. P.37-47.
  • Sanders J. Adaptation and appropriation: The new critical idiom. London & New York: Routledge, Taylor and Francis group., 2006. 184 с.
  • Shakespeare W. Hamlet, Prince of Denmark//Complete works of W.Shakespeare Glasgow: HarperCollins, 1994. P.1079-1125.
  • Waugh P. The Theory and Practice of Self-conscious Fiction. London, New York, Routledge, 1989.
Еще
Статья научная