Фортуна как символ изменчивости жизни в европейской культуре от Античности до Нового времени
Автор: Кашубина Анастасия Васильевна
Журнал: Историческая и социально-образовательная мысль @hist-edu
Рубрика: Исторические науки и археология
Статья в выпуске: 5-2 т.7, 2015 года.
Бесплатный доступ
В статье проанализирована эволюция символа Фортуны - одного из символов, отражающих переменчивость бытия человека в мире. Показано, как из символа слепой удачи в языческой Античности Фортуна включается в систему символов христианского универсума, отражая, с одной стороны, справедливость божественного управления миром, а с другой - открытие в христианстве «внутреннего человека», для которого собственная жизнь становится предметом постоянной рефлексии. Далее в статье анализируется то, как в период европейского Возрождения понимание Фортуны включает в себя противоречивые мотивы как подчинения, так и активного взаимодействия с Фортуной, подчинения ее воле активно действующего индивида. Снижение напряженного внимания к Фортуне как к символу переменчивости судьбы связано, по мнению автора, с процессами секуляризации мира, утраты ощущения человеком «длани Бога» над собой, с одной стороны, с другой - с пониманием мира как движимого естественными законами идеально отлаженного механизма, рационально познаваемого, не оставляющего места потаенности бытия, которая мгновенно схватывалась бы в интуиции и постигалась в символе.
Символ, дике, ананке, логос, адрастия, нус, фортуна, тюхе, провидение, удача, счастье, провиденциализм, экзистенциальный опыт
Короткий адрес: https://sciup.org/14950722
IDR: 14950722 | DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-5/2-52-57
Список литературы Фортуна как символ изменчивости жизни в европейской культуре от Античности до Нового времени
- Родзинский Д.Л. Образы античной идеи судьбы и их роль в формировании этических добродетелей мудреца: автореф. дис. … канд. филос. наук. -М., 1999.
- Художественно-исторический музей. Фортуна, дарующая любовь . URL: http://smallbay.ru/artbarocco/reni_06.html (дата обращения 05.06.2015).
- Аверинцев С.С. Неоплатонизм перед лицом платоновской критики мифопоэтического мышления. Образ античности. -СПб.: Азбука-классика, 2004.
- Блаженный Августин. О граде Божьем. Творения Блаженного Августина, епископа Иппонийского. Изд. 2-е. Ч. 3. -Киев, 1906.
- Уколова В.И. «Последний римлянин» Боэций. М., 1987.
- Уколова В.И. Фортуна в мире западного Средневековья//Вестник истории, литературы, искусства. Т. 1. -М.: Собрание; Наука, 2005.
- Боэций. Утешение философией и другие трактаты. -М.: Наука, 1990.
- Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. VIII. Кн. I. -М.: Искусство, 1992.
- Anicii Manlii Severini Boetii Philosophiae consolationis. Libri quinque. Rec. Peiper R. Lipsiae. 1871./Рус. пер.: Боэций. Утешение философией и другие трактаты. -М.: Наука, 1990.
- Котельникова Т.М. Тема Фортуны у Ульриха фон Гуттена и в немецкой изобразительной традиции//Культура Возрождения XVI века. -М.: Наука, 1997.
- Стасюк Ю.А. Преодоление судьбы в «Утешении философии» Боэция//Наука. Университет: мат-лы II науч. конф. -Новосибирск, 2001.
- Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой. -М., 2000.
- Причал. Христианское творчество. Переписка Абеляра и Элоизы. Письмо 3-е . URL: http://www.priestt.com/rtvor/rtvor_725.html (дата обращения 05.06.2015).
- Матерова Е.В. Поэзия вагантов: генезис и жанры: автореф. дис. … канд. филол. наук. -М., 2007.
- Лирика вагантов в переводах Льва Гинзбурга. Колесо Фортуны. -М.: Художественная литература, 1970.
- Данте о Фортуне . URL: http://mylove.ru/mariya30575/diary/dante-o-fortune/(дата обращения 10.06.2015).
- Макиавелли Н. Государь . URL: http://lib.ru/POLITOLOG/MAKIAWELLI/gosudar.txt (дата обращения 10.06.2015).
- Кудрявцев О.Ф. Античные представления о Фортуне в ренессансном мировоззрении. Античное наследие в культуре Возрождения. -М.: Наука, 1984.
- Котельникова Т.М. Тема Фортуны у Ульриха фон Гуттена и в немецкой изобразительной традиции. Культура Возрождения XVI века. -М.: Наука, 1997.