Фотопоэзия и фототеория русской эмиграции: В.В. Вейдле
Автор: Волкова Галина Викторовна, Марков Александр Викторович
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Филология плюс…
Статья в выпуске: 2 (53), 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются противоречия в теории фотографии В.В. Вейдле, стимулировавшие его позднее поэтическое творчество. Вейдле критически относится к фотографии и кинематографу как к подмене искусства развлечением и восприятием поверхности предметов, но размышления над свойствами поверхности самого медиа и изменение ситуации в искусстве после Второй мировой войны заставили его изменить позицию. Вейдле заменил исторический критерий риторическим и стал противопоставлять украшенную риторику живописи и простую риторику фотографии. При этом исторический взгляд на фотографию внутри ценностного анализа был вытеснен оценкой эффектов фотографии как эффектов простой и искренней речи. В статье доказывается, что такой переход был поддержан и поэтическим творчеством Вейдле, который в стихотворении «Похвала фотографии» дал ключи к своей поздней теории. Внимательный анализ стихотворения позволил вскрыть в нем отсылки к истории царскосельского парка, истории русской драматургии и театральной практики, а также намеки на сюжет стихотворения в прозе Тургенева «Мы еще повоюем», которое тоже по сути оспаривает старую риторику жеста ради новой риторики непосредственного чувства. Тем самым примирение Вейдле с фотографией оказывается частью такой поздней «простоты», которая обосновывается как отказ от риторики, дискредитированной политическими злоупотреблениями и поспешным вписыванием в ценностные ряды. Проведенное исследование показывает перспективность исследования поэзии, написанной теоретиками искусства, которая будучи «культурной» и интертекстуальной, может раскрыть теоретический подход автора там, где в самом теоретическом тексте у него или нее фигуры умолчания или лакуны, вызванные спецификой изложения в эссеистике, ее условностями и ограничениями, или же сломами в самом способе производства искусства, не позволяющими выработать теоретический аппарат на основе старых стратегий аргументации и описания.
Вейдле, фотография, теория фотографии, поэтика, теория культуры, интенция в фотографии, фигура умолчания, украшенная речь, риторичность, простой стиль
Короткий адрес: https://sciup.org/149127436
IDR: 149127436
Список литературы Фотопоэзия и фототеория русской эмиграции: В.В. Вейдле
- Вейдле В. На память о себе. Стихотворения 1918-1925 и 1965-1979. Париж, 1979.
- Вейдле В. О поэтах и поэзии. Париж, 1973.
- Вейдле В. Умирание искусства: Размышления о судьбе литературного и художественного творчества. Москва; Берлин, 2016.
- Волкова Г.В. Фотодокументы в контексте актуальных проблем источниковедения российского зарубежья XX - начала XXI веков // Вестник РГГУ Философия. Социология. Искусствоведение. 2019. № 4. (В печати).
- Джумайло О.А. «Венецианский текст» и эстетика отражений в фильме Пола Шредера «Утешение странников» по роману Иэна Макьюэна // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2018. Т. 10. № 4. С. 118-124.
- Коковин А.Ф. А.А. Фет и Я.П. Полонский: биографические и творческие связи: дис. ... к. филол. н.: 10.01.01. Тверь, 2010.
- Колотаев В.А. Фотоискусство как система поэтически эксплицируемых репрезентаций // Артикулы. 2017. № 25(1). С. 18-32.
- Самаркина М.Д. Фотография в цикле романов о Гарри Поттере // Артикулы. 2016. № 24(4). С. 67-72.
- Сухоева Д.А. Осмысление феномена кинематографа в творчестве В.Ф. Ходасевича периода эмиграции: от 1920-х к 1930-м гг. // Артикулы. 2018. № 31(3). С. 52-59.
- Тургенев И.С. Мы еще повоюем // Тургенев И.С. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 10. М., 1982. С. 171-172.
- Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. Берлин, 1988.
- Фоминых Т.Н. Венеция в стихах В.В. Вейдле // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2013. № 2. С. 126-131.
- Чиннов И.В. Собрание сочинений: в 2 т. Т. 2. М., 2002.
- Якобсон Р. Поэзия грамматики и грамматика поэзии // Семиотика. М., 1983. С. 462-482.