Фронтиспис как репрезентант эмблематичности энциклопедии Д. Дидро и Ж. Даламбера

Бесплатный доступ

Исследование, результаты которого представлены в статье, находится в русле актуальных проблем, связанных с изучением пространства научного дискурса, и относится к предметной сфере «семиотика». Выявлена прагматическая роль одного из околотекстовых элементов французской Энциклопедии, созданной Д. Дидро и Ж. Даламбером, - фронтисписа, релевантного для целостного понимания адресатом (потенциальным читателем) содержания и структуры многотомного издания. Доказано, что, находясь в сильной предтекстовой позиции, фронтиспис выполняет проспективную функцию в ориентировании адресата: данный паратекстовый элемент предваряет языковую составляющую текста и в соединении со словом образует семиотическое целое. Энциклопедия характеризуется как поликодовый текст, в котором научные знания кодируются вербальным и иконическим текстом. Описаны структурно-семантические отношения иконического и вербального компонентов Энциклопедии. Фронтиспис как изобразительный компонент осуществляет семасиологическую связь с вербальным знаком, обозначая ассоциативно соотносимые между собой предметные ситуации. Установлено, что роль фронтисписа заключается в расширении и углублении содержания вербальной составляющей крупнейшего справочного издания XVIII века. Семантические отношения между фронтисписом и текстом осуществляются посредством визуализированного символичного образа, обнаруживающего их связность в рамках целого книжного пространства.

Еще

Поле коммуникации, поликодовость, фронтиспис, гравюра, энциклопедия д. дидро и ж. даламбера, аллегория, научный текст

Короткий адрес: https://sciup.org/14970357

IDR: 14970357   |   DOI: 10.15688/jvolsu2.2018.1.16

Список литературы Фронтиспис как репрезентант эмблематичности энциклопедии Д. Дидро и Ж. Даламбера

  • Акимова А. А., 1963. Дидро. М.: Молодая гвардия. 480 с. (Жизнь замечательных людей. Серия биографий. Вып. 12 (368)).
  • Артемьева Т. В., Микешин М. И., 2004. Плоды «энциклопедического древа», или Два великих проекта//Философский век: альманах. Вып. 27. Энциклопедия как форма универсального знания: от эпохи Просвещения к эпохе Интернета/отв. ред. Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей. С. 13-24.
  • Афанасьев А. Д., 2008. Развитие видов учебных изданий для высшей школы (1960-1980 гг.). М.: Изд-во МГОУ. 110 с.
  • Борщ Е. В., 2016. Гравюры по рисункам Ш.-Н. Кошена-младшего во французских книгах XVIII века из собраний Екатеринбурга//Известия Уральского федерального университета. Серия 2, Гуманитарные науки. Т. 18, № 2 (151). С. 169-183.
  • Бычков С. С., 2014. «Хроники» раннего Нового времени в рамках текстового альянса «книжных театров»//Вестник Майкопского государственного технологического университета. № 1. С. 13-18.
  • Викулова Л. Г., 2001. Волшебная французская литературная сказка конца XVII -начала XVIII вв.: прагмалингвистический аспект. Иркутск: ИГЛУ. 286 с.
  • Каск А. Н., 2010. Графика аллегорий и умонастроений в русских журналах XVIII века: фронтиспис//Декоративное искусство и предметнопространственная среда. Вестник МГХПА. № 2. С. 159-169.
  • Мильчин А. Э., 1998. Издательский словарь-справочник. М.: Юристъ. 472 с.
  • Мисонжников Б. Я., 2001. Феноменология текста (соотношение содержательных и формальных структур печатного издания). СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та. 490 с.
  • Седых А. П., 2012. Национальная литература и коммуникативная культура нации//Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. № 2 (10). С. 16-20.
  • САРТ -Словарь архитектурно-реставрационных терминов. URL: http://terms.archodessa.com/all/triangulyaciya/.
Еще
Статья научная