Футбольные фанаты в поле политики
Автор: Илле Алексей Михайлович
Журнал: Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований @teleskop
Рубрика: Социология спорта
Статья в выпуске: 3, 2018 года.
Бесплатный доступ
В статье делается попытка проанализировать деятельность футбольных фанатов в поле политики. Имманентно присущая фанатской субкультуре склонность и готовность к насилию, сделала их идеальным актором механизма неконституционной насильственной смены власти. Некоторые тезисы, изложенные в данной статье, были представлены на международной конференции «Дискурс футбольных фанатов в национальных и транснациональных проекциях» (27-30.05.2018, Смоленск).
Футбольные фанаты, насилие, "цветные революции", протест, поле политики
Короткий адрес: https://sciup.org/142222940
IDR: 142222940
Текст научной статьи Футбольные фанаты в поле политики
Алексей Илле кандидат социологических наук независимый исследователь массовые протесты и беспорядки.
Как считает известный российский политолог, профессор НИУ ВШЭ Дмитрий Евстафьев, произошло это потому, что «футбольные болельщики и в России, и в мире остаются одной из немногих не атомизировавшихся социальных групп, сохранивших надэкономический и, как правило, неидеологический характер»4. На фоне кризиса традиционных социальных групп и институтов (традиционные партии, профсоюзы, религиозные общины) они оказались сильны, мобилизованы и готовы действовать.
Успешность новых политических технологий придала проблеме вовлечения фанатов в поле политики особую остроту. Стало очевидно, что наличие нескольких тысяч активных участников акций протестов, готовых к насилию, способны обрушить власть в государстве, если она недостаточно сильна. В этой связи футбольные фанаты — идеальный актор, так как они организованы, готовы к насилию и придерживаются националистических взглядов. «Какая социальная группа, какой социальный институт присутствовал практически во всех революциях (кажется, этого не было только в Тунисе и Киргизии, но насчет последнего случая я не уверен)?5» — задает риторический вопрос тот же Евстафьев.
Египетский кейс
Характерный пример — роль футбольных фанатов в крушении режима Мубарака в Египте. Фанаты клубы «Аль-Ахли» в египетском фан-движении одни из самых многочисленных и традиционно рекрутируют в свой состав националистически настроенную «городскую бедноту». Именно ультрас и hooligan's6 «Аль-Ахли» стали основой протестного движения.
Когда власть применила к протестующим насилие, столичные ультрас поддержали демонстрации, взяв на себя роль «силовиков протеста». Это оказало протестующим существенную (в том числе и психологическую) поддержку, они почувствовали себя защищенными.
После победы революции фанатское движение обрело безумную популярность — неофиты массово устремились в «фирмы». Поэтому, когда после революции власть вновь перешла в руки военных, они взяли курс на изоляцию и сдерживание фанатов, подавление потенциального центра силы. В 2012 году произошли события, которые многие трактовали как акцию устрашения.
1 февраля 2012 года после окончания матча чемпионата Египта болельщики «Аль-Масри» выбежали на поле, напали на футболистов и тренерский штаб
«Аль-Ахли», а потом жестоко избили каирских фанатов. Потасовка спровоцировала панику и давку на трибунах. В результате бойни погибло 73 человека, не меньше тысячи ранены. Многие свидетели утверждали, что полицейские бездействовали, а некоторые даже поддерживали нападавших.
Инцидент стал поводом для изоляции фанатского сообщества и агрессивной полицейской кампании правительства. После этого в Египте был прерван национальный чемпионат, а потом два года действовал запрет на посещение фанатами футбольных матчей.
В итоге, хотя футбольные фанаты Египта до сих пор являются серьёзной альтернативной силой и правительству, и религиозной оппозиции, никто из лидеров группировок не спешит выводить имеющийся потенциал в поле институциональной политики.
Кстати, все победившие «цветные революции», несмотря на либерально-демократическую обертку («свержение деспотических режимов»), по сути своей были националистическими либо традиционалистскими. На севере Африки они привели к образованию исламских (традиционных для данных регионов) режимов, а на Украине — радикально националистическому.
Украинский кейс
Смена поколений и внутренняя политика украинского государства привела к объединению фанатов практически всех футбольных клубов страны на основе идеологии украинского национализма.
24 января 2014 года о своей поддержке Евромайдана объявили ультрас днепропетровского «Днепра», луганской «Зари», харьковского «Металлиста», одесского «Черноморца» и донецкого «Шахтера». Организация «Заря Ультрас», например, провела сбор на стадионе «Авангард» и постановила, что будет бороться против «титушек»7, разместив на своей страничке «ВКонтакте» следующий пост: «Повторю информацию, которая уже была сказана сегодня на сборе. Если кто из движа поведётся на деньги и поедет в Киев «зарабатывать», могут не возвращаться!!! Также если будет какая-то информация о людях, предлагающих данный вид заработка, просьба писать админам!!! Реакция будет незамедлительная!!! Помните про свою честь!!!8»
13 февраля 2014 года все (!) украинские ультрас объявили бессрочное перемирие для совместной «борьбы против беззакония, лжи и пропаганды» (фактически, для поддержки майдана).
Ультрас также составляли костяк многих националистических и экстремистских организаций, включая запрещенный в России «Правый сектор». В результате, объединившиеся с национал-активистами ультрас составили «ударные группировки», захватившие власть в региональных центрах и крупных городах. Они же активно участвовали в эскалации конфликта в Киеве, закончившегося сменой власти.
Весной 2014 года украинские ультрас стали активными участниками столкновений с пророссийски-ми активистами 23-24 апреля в Мариуполе, 27 апреля в Харькове и 2 мая в Одессе. Впоследствии многие из них шли в добровольческие батальоны, активно участвовали в конфликте на юго-востоке Украины.
Национализм и сепаратизм
Надо понимать, что футбольные фанаты, хотя в большинстве своем всегда были аполитичны, по своим идеологическим установкам придерживаются националистических взглядов. Сам факт «боления» за какую-либо команду подразумевает гордость за свой регион, противопоставление его другим, что способствует формированию национал-патриотических взглядов.
В силу своего происхождения (средний или нижний средний класс), склонности к насилию (анти-толерантность), цвету кожи (не-европейцы слабо представлены в фанатских движениях), сексуальной ориентации (гетеро) футбольные фанаты во всей Европе естественным образом тяготеют к правым партиям.
Правда стоит отметить, что некоторые фанатские группировки поддерживают радикально левую и антифашистскую идеологию. Однако в случае с антифашистскими фанатскими «фирмами» Испании и Италии надо понимать, что здесь ситуация наложилась на гражданские конфликты первой половины XX века. Лидеры тогдашних фашистских режимов болели за определенные футбольные клубы и противоборствующие им группировки примеривали по отношению к себе «антифашистские знамена».
Помимо проблем, связанных с ассимиляцией мигрантов и вызывающих противостояние по линии национализм-мультикультурализм и фашизм-антифашизм, футбольных фанатов в поле политики активно вовлекают проблемы сепаратизма. На ключевое противостояние Испании «Барселона» — «Реал» существенный отпечаток наложила проблема каталонского сепаратизма. На южной трибуне барселонского стадиона «Ноу Камп» (там располагается крупнейшее объединение фанатов «Барселоны» «Бойхос Нойс») наряду с флагами клуба развеваются каталонские знамена и звучат сепаратистские лозунги. В то же время их злейшие враги «Ультрас Сур» и «Френте Атлетико» (соответственно, фанаты мадридских клубов «Реал» и «Атлетико»), являются сторонниками крайнего испанского национализма.
В этой связи, сложно однозначно объяснить, почему фанаты клубов с Юго-Востока Украины поддержали западно-украинский проект Евромайдана. По факту, можно лишь констатировать, что национальная идентичность «украинец», строящаяся на противопоставлении с идентичностью «русский», оказалась для футбольных фанатов сильнее региональных противоречий.
Кстати, скорее всего, именно восприятие в фанатской среде протестов на Болотной площади в Москве в 2011 году как анти-националистичных, привело к тому, что российские фанаты массово не поддержали эту акцию. Хотя свою роль сыграла также и правильная реакция власти на события, происходившие ранее на Манежной площади в Москве.
События на Манежной
После убийства в Москве футбольных фанатов Юрия Волкова и Егора Свиридова (в ночь с 5 на 6 декабря 2010 года) футбольные фанаты сначала перекрыли Ленинградский проспект в Москве, а потом организовали массовую протестную акцию на Манежной площади, на которую вышло до 10.000 человек. Аналогичные, но менее масштабные акции поддержки прошли и в других городах, например, в Петербурге акция собрала 2.000 человек (опять же стоит отметить, что ради этой акции объединились все фанатские движения, в том числе и находящиеся в конфликте друг с другом).
Причиной протеста стала убежденность фана- тов в том, что убийцы будут оправданы из национальной солидарности (в убийстве подозревались выходцы с Северного Кавказа, которых, несмотря на улики, почти сразу выпустили из КПЗ).
Несмотря на то, что фанаты, по сути, требовали лишь беспристрастного расследования, акции быстро приобрели националистический оттенок. Также произошли столкновения фанатов с бойцами ОМОНа. После того как власти пообещали провести справедливое расследование (в итоге, так и произошло), акции протеста прекратились.
Итог ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^н
Футбольные фанаты оказались одной из немногих реальных социальных групп в современном атомизирующемся обществе, а потому их значение, в том числе как политического актора, резко возросло.
Несмотря на то, что большинство фанатов изначально были аполитичны, придерживаясь скорее позиции социального изоляционизма, в последние годы явно прослеживается тренд на их втягивание в политику через механизм «цветных революций».
Идеология футбольных фан-движений националистична и базируется на традиционных ценностях, хотя иногда внеш- ние интересанты пытаются придать их действиям иную идеологическую трактовку.
Успешность и регулярность попыток «цветных революций» делает данную тематику крайне актуальным объектом для изучения, в том числе и со стороны социологии.
Список литературы Футбольные фанаты в поле политики
- Козлов Л. Е. Косовский кризис и московские футбольные фанаты: субкультура между национализмом и глобализацией // Российская молодежь и глобализация: Сб. статей научно- практической конференции 3-6 октября 2002 г. / отв. ред. Агеев А. И., Кудинов В. А. М.; Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2002. С. 25-31.
- Бримсон Д., Бримсон Э. Куда бы мы ни ехали. За кулисами футбольного безумия. М.: Амфора, 2006. 352 с.
- Илле А.М. Футбольный фанатизм в России: фан-движение и субкультура футбольных фанатов. Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга (социологический и антропологический анализ) / под ред. В. В. Костюшева. СПб: «Норма», 1999. 304 с.
- Горюнов П.Ю. Околофутбольные сообщества Санкт-Петербурга. Болельщики, фанаты, хулиганы. Структура, нормы, практики. СПб, 2013, ООО «Таро». 200 с.
- Илле А.М. Социально-политические факторы эволюции фанатских движений в России и Европе. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, социология, педагогика, 2012, №1.