Газ и украинский кризис
Автор: Андреев Юрий Валерианович
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Политика в фокусе
Статья в выпуске: 9, 2014 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируется геостратегическое значение «газовых» отношений между РФ и Украиной, их место в общей системе экономических и политических отношений между нашими странами.
Газовое соглашение, "бери или плати", предоплата
Короткий адрес: https://sciup.org/170167616
IDR: 170167616
Текст научной статьи Газ и украинский кризис
М ир переживает сегодня, пожалуй, самый опасный кризис с времен Второй мировой войны. Еще не слышно бряцания ядерным оружием, что пугало всех нас в 1962 г. в момент обострения Карибского кризиса, этот лязг сегодня заменили орудия информационной войны, которые сметают все возможные и мыслимые пределы и ограничения. Чудовищная аберрация зрения и сознания как будто ведет нас через дни и ночи настоящей войны, хотя и действительно живой, не фантомной крови уже пролито достаточно.
Почему вдруг возникла эта острота? Дело в том, что сейчас происходит переформатирование всей системы современных международных отношений. После 1991 г., после исчезновения СССР была провозглашена победа Запада в «холодной войне». Это была стратегическая ошибка; время от времени все же утверждалось, что в «холодной войне» не было победителей и побежденных. Однако Запад, и прежде всего США, установили свое господство в мире, добиваясь целей как без выстрелов, тем более без ядерного оружия, что имело место в отношениях с Россией, так путем бомбежек и оккупации – в случаях, где они не опасались серьезного ответа (Югославия, Афганистан, Ирак, Ливия).
После Мюнхенской речи В.В. Путина в 2007 г. и войны 2008 г. стало ясно, что однополярный мир идет к своему закату.
И 2013 г. выдвинул на мировую геополитическую арену Украину, которая стала тем центром, где развернулся главный фронт борьбы не только за ее судьбу, но и за судьбу России, за судьбу всего Русского мира. Запад понимает, что без Украины Россия, да и весь Евразийский союз будут драматически ослаблены, как и их роль одного из центров многополярного мира. Отсюда и этот невиданный накал борьбы.
Очень важную роль в этой борьбе играл, играет и будет играть так называемый газовый фактор. В 2005–2006 гг. он привел к первым напряженностям между Украиной и Россией. Затем в 2008–2009 гг. разразилась настоящая война, длившаяся 13 дней.
В 2009 г. было заключено знаменитое «газовое соглашение», за которое получила свой тюремный срок Ю. Тимошенко. Сегодня она полностью реабилитирована, значит, и признан совершенно законным этот договор, который в будущем войдет, не сомневаюсь, в учебники по международным экономическим отношениям как подписанный весьма экзотическим образом. Не вдаваясь здесь в детали этого подписания, можно отметить, что соглашение и особенно раздел цен на газ стали одной из причин ухудшения финансового положения Украины, что потребовало нашей чрезвычайной помощи, оказанной 17 декабря 2013 г. в размере 3 млрд долл. (полный объем обещанной помощи – 15 млрд долл.). Соглашение явилось раздражителем в российско-украинских отношениях, об этом неоднократно заявлял тогдашний премьер-министр Н. Азаров, который выступал за тесные связи с Россией.
Как мне представляется, важным принципиальным моментом соглашения является положение «бери или плати» (take-or-pay), которое вряд ли можно считать подходящим для экономического взаимодействия двух союзных государств. Оно предусматривает оплату установленного в договоре количества газа, даже если покупающая сторона решила его сократить в одностороннем порядке.
Однако нельзя не признать, что соглашение 2009 г. было соглашением отнюдь не союзных государств. Народ украинский и русский могут быть одним народом или двумя братскими народами. Другое дело – государства. Наше соглашение с правительством Ю. Тимошенко – В. Ющенко отвечало сути этого украинского руководства, которое не было нацелено на российско-украинскую интеграцию, на российско-украинский союз. Однако приход к власти правительства Н. Азарова – В. Януковича требовал пересмотра этого соглашения, с которым мы, пожалуй, запоздали.
Это соглашение продолжает играть исключительно важную роль в экономических и политических отношениях между нашими странами. Украина задолжала за полученный от России газ огромные суммы. Если рассмотреть весь долг с учетом отказа от наших скидок в 100 долл. за 1 000 куб. м газа в 2010 г. (по Харьковскому соглашению о пребывании Черноморского флота в Севастополе после 2017 г.) и скидок еще в 100 долл. за 1 000 куб. м газа в декабре 2013 г., а также с учетом штрафов по системе take-or-pay , то он составит, по подсчетам некоторых экспертов, более 35 млрд долл. Стороны согласовали долг в размере более 4 млрд долл., половина которого и должна была быть оплачена 16 июня. Развернувшееся после переворота в Киеве в феврале 2014 г. «газовое сражение» между Украиной и Россией шло, прежде всего, вокруг цены на газ: украинцы настаивали на обещанной нами в декабре 2013 г. цене в 268,5 долл. за 1 000 куб. м газа и хотели бы к тому же для оплаты признаваемого ими долга получить от России дополнительные кредиты. Российская сторона, обещав в декабре 2013 г. помощь в общем-то дружественному режиму Азарова – Януковича, не хотело, что абсолютно естественно, предоставить такую помощь враждебному, совершенно русофобскому, практически и сегодня нелегитимному правительству Киева. В процессе переговоров, которые шли до 16 июня сего года, российская сторона все же предлагала Украине существенные скидки, которые были Киевом отвергнуты.
Серьезная «газовая война» уже разгорелась. Наша сторона обращалась к руководству 18 европейских стран, покупающих российский газ, с предложением воздействовать на их киевских партнеров, чтобы они не помешали транзиту российского газа через Украину в эти страны. Но позиции стран ЕС характеризуются, говоря очень мягко и дипломатично, заметным флером русофобии. Активизировались разговоры о реверсных поставках газа на Украину некоторыми странами ЕС, что не предусмотрено действующими газовыми соглашениями. Вряд ли возможны в ближайшей перспективе поставки в замещающих русский газ количествах СПГ из США, да и цена на него должна быть заметно выше. Определенные надежды питают на Украине относительно сланцевого газа, который планируют добывать там некоторые американские компании. Район предполагаемой добычи – юго-восток страны, где сейчас идут упорнейшие боестолкновения ополченцев ДНР и ЛНР с киевскими военными. Думается, что американский сланцевый интерес подогревает общую геостратегическую заинтересованность США в украинских делах. Именно США, как считают эксперты, определяют жесткий курс киевской хунты на Донбассе и в Луганщине, где они и думают впоследствии развернуть добычу. Здесь слились, как представляется, геостратегические и экономические интересы американских глобалистов. Однако никто не может поручиться за выполнение всех этих планов и задумок. К тому же нельзя не видеть, что в Западной Европе, особенно в «старых» странах – членах ЕС, все чаще приходят к мысли, что без должного учета законных и обоснованных интересов России решить весь этот клубок украинских проблем, включая газовую, не представляется реальным.
На нынешнем этапе произошло совершенно справедливое отключение Украины от поставок российского газа и перевод ее на систему предоплаты. Кстати, общий долг Украины возрос за время российско-украинских газовых переговоров до 5,3 млрд долл. Будут ли украинцы воровать транзитный газ – покажет время, но из Киева звучат наглые заявления о том, что они будут покрывать свои потребности из транзитной трубы, увеличив в одностороннем порядке «до небес» плату за транзит. И не будут платить за газ ничего, пока Россия не заключит с ними новый договор на их условиях!
Сейчас борьба перешла в новую стадию. Кукловоды из США всеми силами пыта- ются спасти свою клиентуру из Украины от неминуемого газового краха хотя бы за счет западноевропейских стран, а лучше – за счет Москвы. Речь идет о всевозможных препятствиях и придирках в вопросе о строительстве «Южного потока», который положит конец безумным провокациям украинской стороны. Американскому нажиму подверглись многие, особенно южноевропейские страны ЕС. Досталось и Болгарии, чье правительство пытается заморозить стройку в своей стране. Однако национальные интересы, я уверен, возьмут свое, и «Южный поток», как и северный аналог, создадут устойчивую и надежную линию поставок российских углеводородов нормальным бизнес-партнерам.
Газовые войны отражают не только экономические проблемы, они олицетворяют и серьезные противоречия политического, стратегического плана. Что будет с нашей торговлей газом и нефтью не только с Украиной, но и с Европой? Смогут ли на Западе уменьшить свою зависимость от Москвы в обеспечении углеводородами? Как США организуют поставки СПГ в Европу для сокращения их зависимости от России? Есть много экономических, технологических, финансовых вопросов, и их решение зависит не в последнюю очередь от развития украинского кризиса. Ведь один из сценариев возможного развития событий рассматривает военные действия России в Украине, к чему нас упорно подталкивают как украинские неонацисты, так и их западные покровители. А это может втянуть весь мир в глобальную катастрофу!
Нельзя не видеть, что сейчас речь идет о важнейших вопросах нашего цивилизационного будущего. Да и будущего всего человечества. Так что битва предстоит ожесточенная.