Гендерная асимметрия профессиональной занятости

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14319248

IDR: 14319248

Текст статьи Гендерная асимметрия профессиональной занятости

Проблема разделения труда по полу является одной из центральных тем в гендерных исследованиях, и это не удивительно: представление о «мужской» и «женской» работе «делают гендер» в такой же мере, в какой и интерпретация биологических различий. В самом деле, маскулинность и фемининность, или мужественность и женственность, представляют собой, прежде всего, определённый тип поведения, и трудовое поведение играет здесь центральную роль. Классическая феминистская теория изначально рассматривала мужской труд как публичный, женский как приватный, «невидимый», но с начала 1980-х гг. стало появляться всё больше работ, посвящённых гендерным отношениям, социополовым ролям уже собственно на рынке труда, в публичной сфере.

Существуют так называемые псевдо-гендерные исследования, где понятие «гендер» используется как синоним термина «пол» или термина «социополовая роль». Псевдогендерными исследованиями являются также и популярные исследования по социологии труда, в которых описание «мужских и женских» профессий или рабочих мест не сопровождается анализом причин и смысла этой дифференциации. С позиций социополового подхода невозможно объяснить, почему подавляющую часть врачей, судей или банковских служащих в СССР составляли женщины, а в Европе и США это были в подавляющей массе мужчины. По мнению О.А. Ворониной, ситуация проясняется только тогда, когда с позиций гендерной теории исследователь анализирует, каковы престижность той или иной профессии в обществе и размер оплаты труда. Очевидно, что женщин среди врачей в СССР больше было не потому, что они «от природы более милосердны и склонны к самоотверженности» (как сказали бы биодетерминисты), и не потому, что такова социальная роль представительниц их пола (как сказали бы приверженцы социополовой теории), а потому, что эта работа была низкооплачиваемой (по сравнению, например, с работой в военно-промышленном комплексе) и в целом малопрестижной (например, рабочие имели гораздо больше социальных льгот, чем врачи). По определению Л.Г. Титаренко, гендерное разделение профессий – это традиционно сложившееся неравномерное распределение мужчин и женщин в пределах определённых профессий, имеющее следствием гораздо меньшую профессиональную специализацию женщин, чем мужчин. Существует ряд профессий, в кото- рых доля женщин очень высока, тогда как в других профессиях она чрезвычайно низка.

В России в середине 1990-х гг. женщины составляли 81 % служащих. В торговле, связи, общественном питании, здравоохранении, образовании доля женщин среди занятых достигла 71 – 89 %, причём во всех отраслях народного хозяйства их зарплата была ниже, чем у мужчин. Принятые женщины, как правило, занимают более низкие уровни в профессиональной иерархии. Существуют, однако, случаи занятости работников определённого пола, оговорённые трудовым законодательством, согласно которому ограничения для женщин введены на «тяжёлые работы, работы с вредными или опасными условиями труда, подземные работы, кроме нефизических работ по санитарному и бытовому обслуживанию. В пределах отдельных профессий (и в развитых западных, и в постсоциалистических странах) наблюдается гендерное неравноправие.

Если в современных западных государствах гендерное распределение профессий обычно связывают с более низким образованием женщин, то в современной России уровень образования работающих женщин выше, чем у работающих мужчин, что, однако, не меняет неэффективного характера использования женского труда. У женщин чаще имеет место несовпадение высокого уровня образования с более низким статусом занимаемой должности, на долю женщин приходится большая часть неквалифицированных работ. Не существует общепринятого объяснения существования профессиональной гендерной сегрегации и неравенства вознаграждений за труд.

Однако многие исследователи считают, что кроме фактора образования на гендерное разделение труда влияет более низкий уровень квалификации женщин и трудности его повышения, их двойная занятость на работе и дома, снижающаяся конкурентоспособность женщин, более низкий спрос на женские профессии, боязнь безработицы, вынуждающая многих женщин соглашаться на малооплачиваемую и неинтересную работу. Отмечается и негативная роль, которую играют усвоенные женщинами патриархальные социогендерные стереотипы, закрепляющие гендерное неравенство в области труда. При опросе о преобладании мужчин и женщин в разных профессиях 33 % опрошенных ответили, что «разделение профессий на «мужские» и «женские» предопределено анатомо-биологическими особенностями мужчин и женщин. На вопросы о том, в каких видах деятельности женщины и мужчины более или менее способны, большинство ответило, что мужчины и женщины различаются по своим способностям и задаткам. Как считают респонденты, женщины более способны к воспитанию детей и педагогике, домохозяйству, а также к работе в медицине, торговле, бухгалтерии. Мужчины способнее женщин в профессиях, связанных с физическим трудом и тяжёлыми условиями труда, техникой, а также в силовых структурах (военная служба, МЧС, милиция).

Согласно Л. Терман и К. Майлз, выбор профессии мужчинами и женщинами связан с выраженностью у них маскулинности или феминности. Мужчины проявляют интерес к профессиям, связанным с приключениями, требующими подвигов, физического напряжения, к работе вне помещения, к механизмам и инструментам, к науке, физическим явлениям и изобретениям. Женщины склонны к профессиям, связанным с эстетикой, с сидячей работой в помещении, с оказанием помощи, особенно детям, беззащитным и нуждающимся людям.

Однако исследования показывают, что позиции женщин обычно ниже. Многие заключены в пределах полуквалифицированной, конторской и обслуживающей работ. Так, женщины, как правило, заняты в образовании, здравоохранении, социальном обеспечении. Они преобладают в армии офисных клерков, торговых служащих, работников общественного питания и быстрого обслуживания. Не- мало женщин трудится на монотонных конвейерных линиях. Женщины намного реже появляются на высших и средних менеджерских постах. Мужчинам удаётся в основном сохранять свои руководящие позиции и лучшие карьерные возможности.

Некоторые сферы труда уже просто отождествляются с «женскими профессиями. Причём навешивание подобного ярлыка не лишено уничижительного смысла. «Женские профессии» идентифицируются как нечто не слишком привлекательное, малоквалифицированное, хуже вознаграждаемое.

Согласно социогендерным стереотипам, сложилось понятие «мужской и женский рынки труда», на котором явное предпочтение отдаётся мужчинам при заполнении вакансий на первичном рынке, для которого характерны более высокая зарплата, возможность профессиональной карьеры, повышение квалификации, гарантированная занятость. Рабочие места вторичного рынка труда с более низкой зарплатой, незначительными возможностями продвижения по службе и повышением квалификации, негарантированной занятостью обычно заполняются женщинами. Следовательно, гендерная асимметрия в разделении труда является в значительной мере результатом дискриминации женщин на рынке труда (когда работодатели не в состоянии применять к мужчинам и женщинам одинаковые критерии), на рабочем месте (когда работники-мужчины выдвигают требования, направленные на поддержание неравного положения женщины), в семье (когда «двойная» занятость женщин и традиционные семейные роли не стимулируют их к достижению высоких показателей на работе или заставляют работать неполный рабочий день).

Изучение структуры свободного времени, бюджетов времени позволило выявить диспропорции в нагрузке на мужчин и женщин в различных сферах жизнедеятельности. Результаты исследований позволяют установить, что гендерный диссонанс при- сутствует во всех сферах общественной жизни – быт, досуг, финансы, воспитание детей. Социальная занятость женщины в современном обществе характеризуется множественностью ролей и повышенным социальным давлением. Многим из них приходится совмещать гораздо большее количество обязанностей, чем мужчинам, что вызывает ролевую перезагрузку. При этом наблюдается отсутствие самореализации в трудовой деятельности.

Таким образом, социальный статус женщины по-прежнему определяется статусом домашней хозяйки и воспитательницы детей. Новое сегодня в том, что женщины вторгаются в сферу деловой активности быстрее и охотнее, чем мужчины в область домашнего хозяйства. Наблюдения показывают, что на фоне «общей социальной трансформации» женщины стали чаще подвергать сомнению традиционное распределение ролей в семье и добиваться нового гендерного уклада, основанного на равных возможностях в труде и общественной жизни.

Список литературы Гендерная асимметрия профессиональной занятости

  • Тартаковская, И. Мужская работа, женская работа/И. Тартаковская//Рубеж. 2001 № 16 -17.
  • Социология: энциклопедия/сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин. -Минск: Книжный Дом, 2003.
  • Вовк, Е. «Женские» профессии на фоне «мужских»/Е. Вовк//Социальная реальность. 2006. № 6.
  • Радаев, В. В. Социальная стратификация: учеб. пособие/В. В. Радаев, О. И. Шкаратан. -М.: Наука, 1995.
  • Дзебисова, А. А. Гендерные аспекты психического и психологического здоровья людей/А. А. Дзебисова, М. О. Зотова//Молодёжь и наука: реальность и будущее: материалы II Международной научно-практической конференции: в 9 т./под ред. В. А. Кузьмищёва, О. А. Мазур. -Невинномысск: НИЭУП, 2009. Т. 2.
  • Горлач, М. Г. Гендерный аспект семейно-ролевого диссонанса/М. Г. Горлач//Социологические исследования. 2002. № 1 (213).
Статья