Гендерная идентичность в подростковом и юношеском возрасте: результаты исследования
Автор: Артюхова Т.Ю.
Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j
Статья в выпуске: 12-1 (18), 2016 года.
Бесплатный доступ
В статье представлены результаты исследования гендерной идентичности в подростковом и юношеском возрасте. Показано, что существуют различия гендерной идентичности у обучающихся кадетской и общеобразовательной школы.
Подростковый и юношеский возраст, гендерная идентичность
Короткий адрес: https://sciup.org/140267845
IDR: 140267845
Текст научной статьи Гендерная идентичность в подростковом и юношеском возрасте: результаты исследования
Современное общество характеризуется различными особенностями, в т.ч. на формирование гендерной идентичности.
Э. Эриксон вводит в научный обиход понятие «психосоциальная идентичность»; это центральное интегративное начало личности. Ученый считает, что идентичность начинает формироваться достаточно рано, т.к. с первых дней жизни ребенок включен в определенную социальную группу. В онтогенезе, наряду с формированием различных процессов, у ребенка постепенно формируется индивидуальная идентичность – чувство устойчивости и непрерывности своего «Я». Таким образом, индивидуальная идентичность означает сознание тождественности самому себе, непрерывности во времени собственной личности и связанное с этим ощущение, что другие также признают это. Если идентичность – состояние, то идентификация – процесс его формирования. Идентификация всегда связана с другими людьми, которые в течение определенного времени могут служить «образцами» [3].
Как отмечает И.С. Кон, важной составляющей идентичности выступает гендерная идентичность – внутреннее самоощущение человека как представителя того или иного гендера, т.е. мужчины или женщины, при этом наиболее значимо, как человек сам себя определяет [2].
Возникшая в результате взаимодействия Я и других, гендерная идентичность проявляется как субъективный опыт психологической интериоризации мужских или женских черт [1].
Для изучения гендерной идентичности в подростковом и юношеском возрасте нами было проведено диагностическое исследование с привлечением учеников кадетского корпуса с 6 по 11 класс в количестве 117 человек, а также учеников МОУ СОШ (далее – школа) с 6 по 11 класс в количестве 162 человек. Всего выборка составила 279 человек: из них 75 девочек и 204 мальчика.
Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап: изучение теоретических источников по теме исследования, отработка понятийного аппарата, определение объекта, предмета и цели исследования; подбор диагностического инструментария.
Второй этап: экспериментальное изучение гендерной идентичности у мальчиков подросткового возраста, обучающихся в кадетском корпусе, в течение 2 лет.
Третий этап: количественный и качественный анализ результатов исследования; разработка рекомендаций педагогам и родителям по сопровождению процесса развития гендерной идентичности в подростковом и юношеском возрасте для обучающихся в кадетском корпусе.
В рамках данной работы представим данные, полученные с помощью методики «Полоролевой опросник» С. Бем.
Изучаемые нами индивидуализированные характеристики будут рассматриваться и анализироваться сквозь призму трех выделенных категорий:
-
1 .Феминные характеристики – личностные черты, традиционно приписываемые образу женщины (например, я – нежная, мечтательная, чувствительная);
-
2 .Маскулинные характеристики – личностные черты, традиционно приписываемые образу мужчины (например, я – сильный, мужественный, смелый, агрессивный);
-
3 .Нейтральные характеристики – личностные черты, традиционно не включаемые в стереотипные характеристики маскулинности – феминности (например, я – веселый, красивый, добрый, верный, аккуратный).
Интерпретация полученных результатов предполагает оформление вывода о наличии или отсутствии полотипизированной Я–концепции у испытуемых. Большое количество гендерномаркированных определений указывает на то, что осознание себя представителем определенного пола имеет важное значение для обследуемого. Если в числе первых трех ответов есть самоописание, обозначающее пол, а семейные роли и феминные характеристики у женщин доминируют над профессиональными и маскулинными (у мужчин - наоборот), то можно сделать вывод о наличии у этого испытуемого полотипизированной Я-концепции. Если пол не упоминается вообще или упоминается в конце списка, а такие категории, как «другие социальные роли» и «нейтральные характеристики» имеют большее число упоминаний, чем иные категории, то можно говорить о неполотипизированной Я-концепции.
В процессе обработки полученных результатов нами были проанализированы ответы испытуемых с позиции процентного соотношения гендерных характеристик, традиционно относимых к мужским и женским качествам.
Все полученные результаты исследования представлены в процентном соотношении по принципу большинства ответов по конкретному параметру среди испытуемых.
Из числа испытуемых кадетского корпуса 83,8 % имеют мужской андрогинный тип идентичности (А), который фиксируется при сочетании принадлежности к мужскому полу с одинаковой выраженностью маскулинных и феминных черт; 4,3 % мужской маскулинный тип гендерной идентичности (М), характеризующийся сочетанием принадлежности к мужскому полу с выраженностью маскулинных черт. Мужской феминный тип, определяющийся по сочетанию принадлежности к мужскому полу с выраженностью феминных черт характерен для 2,6 % испытуемых (Ф). Для 5% испытуемых характерен мужской андрогинный тип гендерной идентичности с тенденцией к маскулиннному типу идентичности (А->М). 4,3 % имеют мужской андрогинный тип идентичности с тенденцией к мужскому феминному типу гендерной идентичности (А->Ф).
Из числа участников исследования школы 87 % имеют андрогинный тип идентичности, характеризующийся одинаковой выраженностью феминных и маскулинных черт. Из них 50 % – это мужской андрогинный и 37 % женский андрогинный тип гендерной идентичности. Для 8,6 % характерен феминный тип идентичности: из них 0,6 % мужской феминный и 8 % женский феминный тип гендерной идентичности. Маскулинный тип имеют 1,9 % учащихся: из них 1,9 % – это мужской маскулинный тип гендерной идентичности. Такой тип идентичности среди девушек отсутствует. Андрогинный тип с тенденцией к феминному характерен для 1,2 % (2 человека): из них для 0,6 % характерен мужской андрогинный с тенденцией к феминному тип гендерной идентичности и 0,6 % (1 человек) имеют женский андрогинный с тенденцией к феминному тип гендерной идентичности. 1,2 % (2 человека) свойственен андрогинный с тенденцией к феминному тип: из них 0,6 % это мужской андрогинный с тенденцией к маскулинному типу гендерной идентичности и 0,6 % (1 человек) женский андрогинный с тенденцией к маскулинному тип гендерной идентичности. Таким образом, процентный показатель количества испытуемых с андрогинным типом идентичности больше в школе, чем в кадетском корпусе. Большее количество испытуемых с маскулинным типом идентичности приходится на воспитанников кадетского корпуса, с феминным типом идентичности на учащихся школы. Такое разделение может быть связано со спецификой образовательных учреждений, а именно, с совместным обучением мальчиков и девочек в школе. На формирование гендерной идентичности также оказывают влияние следующие факторы: стиль учебной деятельности каждого ученика в классе (мужской, женский и смешанный); стиль преподавания, методы и приемы обучения, используемые учителем (мужской, женский и смешанный); содержание материала, представленного в текстах учебников. Для выявления значимости различий между данными выборками был произведен расчет t-критерия Стьюдента. Полученное эмпирическое значение t = 2,7 (при p ≤ 0.05 = 1,96) находится в зоне значимости, что свидетельствует о сформированности маскулинности, феминности, андрогинности между учащимися кадетского корпуса и МОУ «СОШ».
Далее нами были исследованы особенности формирования идентичности и степень выраженности гендерных характеристик в разных возрастных группах, а именно, в подростковом и юношеском возрасте.
Процентные показатели выраженности андрогинного типа идентичности у испытуемых 6-9-х классов школы выше, чем у испытуемых кадетского корпуса. Среди воспитанников 10,11 классов кадетского корпуса процентный показатель количества испытуемых с андрогинными чертами больше, чем в школе. Мы установили, что среди обучащихся кадетского корпуса мужской маскулинный тип идентичности распространен чаще, чем в школе. Феминный тип идентичности в большей степени характерен для учащихся школы. В кадетском корпусе, по сравнению со школой, у испытуемых андрогинный тип тенденцией к маскулинному и андрогинный с тенденцией к феминному распространен более чаще.
В кадетском корпусе маскулинный тип идентичности в большей степени характерен для обучающихся 7 класса. Феминный тип идентичности имеет больший процентный показатель среди испытуемых школы в 7,10,11 классах. В кадетском корпусе выявлен показатель феминного типа наблюдается у учащихся 7 класса. Важно обратить внимание на этих воспитанников, учитывая специфику образовательной организации. Наибольший процентный показатель андрогинности в кадетском корпусе характерен для 10 класса, в школе – для 8 класса. Следовательно, количество испытуемых, у которых выявлено доминирование гендерных характеристик, в соответствии с половой принадлежностью, равномерно распространено как среди подросткового, так и юношеского возраста, т.е.
мы не наблюдаем закономерности в распределения испытуемых с гендерными характеристиками, соответствующими полу, на определенном возрастном этапе.
Результаты ответов мальчиков и девочек по методике «Полоролевой опросник» С. Бем позволяют констатировать, что андрогинные черты среди девочек имеют 80 % испытуемых, среди мальчиков – у 87,7 %. Маскулинный тип идентичности характерен только для 3,9 % испытуемых мужского пола. Процентный показатель феминного типа идентичности гораздо выше у испытуемых женского пола – 17,33 %; только 2 % мальчиков имеют мужской феминный тип гендерной идентичности.
Таким образом, выраженность феминных черт выше у девочек, а маскулинных – у мальчиков. Следовательно, по сравнению с мальчиками у девочек сильнее развиты те черты, которые традиционно присущи женскому полу, у мальчиков черты, традиционно присущие мужскому полу.
Расчет t-критерия Стьюдента показал, что различия в уровне сформированности гендерных качеств между мальчиками и девочками является значимыми, о чем свидетельствует показатель t эмпирического равное 4,6 (при p≤0.05 = 1,96).
На основании результатов проведенного нами исследования с интервалом в 2 года в кадетском корпусе мы можем проследить динамику изменений в формировании гендерной идентичности.
Обращаясь к результатам исследований, проведенных в кадетском корпусе на 1 этапе эксперимента, мы отмечаем, что по сравнению с первичными данными, у учащихся 7 класса снизилось количество испытуемых с андрогинным типом идентичности, увеличилось количество кадетов с мужским маскулинным и мужским феминным типом идентичности. Анализируя результаты исследования в 7 классе на первом и втором этапах эксперимента, констатируем, что за этот период снизилось количество испытуемых с мужским андрогинным типом идентичности, увеличилось количество человек с мужским маскулинным типом идентичности; появились категории испытуемых с мужским андрогинным с тенденцией к маскулинному и мужским андрогинным с тенденцией к феминному типу идентичности. Таким образом, мы видим, что в данных возрастных группах прослеживаются изменения в формировании идентичности подростков, т.е. происходит увеличение числа испытуемых с гендерно маркированными характеристиками, соответствующими половой принадлежности.
Результаты исследования (2 этап эксперимента) в 10 классе, по сравнению с 1 этапом эксперимента (9 класс) свидетельствуют о том, что происходит уменьшение количества испытуемых с мужским маскулинным типом идентичности и увеличение мужского андрогинного до 100 %. У испытуемых 11 класса настоящего года, по сравнению с предыдущим, отмечается также тенденция увеличения андрогинных черт, уменьшение количества кадетов с мужским маскулинным и мужским андрогинным с тенденцией к маскулинному типу идентичности. Наблюдается увеличение количества участников исследования с мужским андрогинным с тенденцией к феминному типом идентичности.
Таким образом, в старших классах кадетского корпуса наблюдается отрицательная динамика развития гендерной идентичности, т.е. уменьшается количество мальчиков с выраженными маскулинными чертами. И, наоборот, увеличивается количество испытуемых, у которых в одинаковой степени выражены маскулинные и феминные черты, а также проявляется тенденция увеличения количества испытуемых, у которых индекс гендерной идентичности близок к значению показателя выраженности феминности.
Полагаем, что полученные результаты могут стать поводом осуждения и понимания необходимости уделять значительное время во внеучебное время формированию гендерной идентичности растущего подростка и юноши.
Список литературы Гендерная идентичность в подростковом и юношеском возрасте: результаты исследования
- Большой толковый социологический словарь. В 2-х томах. Джери Д., Джери Дж. - М.: АСТ, Вече, 1999; Т.1 - 544с. Т.2 - 528 с.
- Кон И.С. Психология юношеского возраста. (Проблемы формирования личности). - М.: Просвещение, 1979.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. - М.: Флинта, 2006.