Гендерное пространство на современной политической арене Дагестана

Автор: Бутаева Марзижат Ахмедовна

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Социология

Статья в выпуске: 11, 2012 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается процесс развития гендерных отношений в Дагестане, подчеркиваются особенности социокультурных ролей мужчин и женщин в современном обществе республики.

Гендерные отношения, социокультурные роли, гендерная политика, политическое представительство

Короткий адрес: https://sciup.org/170166160

IDR: 170166160

Текст научной статьи Гендерное пространство на современной политической арене Дагестана

а инамика исторических событий и ее конкретная наполнен -ность перипетиями культурных влияний на Дагестан опреде-лили направление развития гендерных отношений, харак-емых как схожими с мировой практикой, так и отличными, вплоть до уникальности, вариантами социокультурной роли мужчин и женщин в современном поликультурном обществе Дагестана.

Для Дагестана гендерные исследования имеют исключительно важное значение в последние 10—15 лет. Обретение независимости и смена социально политического строя привели к решительному изменению социальной и политической структуры общества и его ценностных ориентиров.

Начавшиеся в конце 80-х гг. демографические и миграционные процессы резко усилились в 90 - е гг. Из - за длительного конфликта, критического падения уровня жизни и кризиса в экономике уве -личилось число выезжающих за пределы республики в поисках работы, что привело к новому дисбалансу между молодыми мужчи нами и женщинами репродуктивного возраста.

Нет никаких сомнений, что основной массив выезжающих из республики составило городское население, занятое на престиж ных и требующих высокой квалификации местах в промышленно сти, в сфере образования, здравоохранения, культуры. Вероятно, уже в промежуток с 1988 по 1992 г. население Махачкалы обнови -лось на треть, а в дальнейшем, когда из полумиллионного города (1987 г.) Махачкала превратилась в едва ли не в миллионный город, этот показатель увеличился еще более существенно.

Сельское население, которое было затронуто миграционными процессами еще в 1970 х гг. (так называемый штурм российских базаров), в 90-е гг. также пришло в решительное движение: миграция и качественное изменение гендерной ситуации в районах Дагестана стали еще более впечатляющими из за массовой миграции моло дежи в Россию. По различным данным, республику покинуло от 8 000 (официальные данные) до 20 000 чел.

Хотя большинство мужчин, выехавших в Россию на трудоустрой -ство и обосновавшихся там, предпочитают вернуться и жениться на своей соотечественнице, следует отметить, что многие отъезжающие уже женаты и их семьи остаются в республике в ожидании «посо-бия» с севера или возможности перебраться к главе семейства. Это не только способствует ухудшению репродуктивной ситуации, но и приводит к усилению роли женщин в обществе. Сегодня женщины начинают занимать в обществе те социальные позиции, которые раньше традиционно принадлежали мужчинам. Женщины доминируют в системе воспитания, образования и здравоохране -ния, значительно возросло их число в сфере торговли, социальных услуг, в области куль -туры и науки. На современном этапе 52% женщин (из всех женщин, занятых в про -изводстве) заняты в рыночной экономике. Женская часть населения начинает осваи вать сугубо «мужские» сферы деятельности — они широко представлены в политиче -ских партиях, общественных организациях и объединениях. Достаточно отметить, что в республике действуют немало зареги -стрированных женских неправительствен ных организаций, во многих функциони руют структуры по проблемам женщин. Все это приводит к совершенно новой гендерной ситуации в республике, которая требует своего изучения. Принципы демо-кратии и рыночной экономики, принятые Конституцией, пока еще слабо взаимосвя-заны с национальными и конфессиональ ными ценностями народа, спецификой его психологии и исторического развития. Как в будущем должны сосуществовать эти ценности, какова роль женщин и муж чин в переходный период и что ожидает нас в будущем? Эти вопросы показывают, что в республике необходимо проводить определенную гендерную политику, опи рающуюся на продуманную и взвешенную программу, принятую на государственном уровне.

Часто дискриминация женщины обу-словлена не столько давлением со сто роны мужчины, сколько ее собственной готовностью соответствовать тем нормам отношений, которые традиционно при няты в семье, в кругу родственников и знакомых, в социальной среде. Иными словами, поведение даже не одной, а обеих сторон определяется стереотипами, воспринятыми на очень ранних этапах воспитания. И эта воспринятая с самого детства модель поведения, с ранних лет усвоенная роль и регулирует впоследствии отношения между мужчиной и женщиной в обществе.

В республике с более менее традицио налистским укладом жизни само по себе понятие «политическая влиятельность» в отношении женщины применяется редко. За ориентир женщины республики берут российских лидеров, таких как Валентина Матвиенко: «Самая влиятельная жен -щина, как и самый влиятельный муж чина, — это человек, чьи идеи, поступки, деятельность ведут к зримым измене ниям в жизни общества, в жизни страны». Недавно нами было предложено предста вителям разных сфер общества — поли -тикам, бизнесменам, чиновникам, так или иначе вовлеченным в общественную жизнь, — составить свой список самых влиятельных женщин Дагестана и аргу ментировать позицию.

Первое место в нашем рейтинге принад лежит экс-депутату НС РД, а ныне члену президиума регионального политсовета «Единой России» Перзият Багандовой, которую многие из опрошенных без колебаний поставили в лидеры спи ска. Биография и послужной список Багандовой дают для этого повод: сна чала работала в газете, потом — пер -вым секретарем Левашинского райкома ВЛКСМ, затем — вторым секретарем Махачкалинского горкома партии, дол гое время была министром социальной защиты населения республики, два срока — депутатом Народного Собрания РД. Второе место в рейтинге отдано Зумруд Сулеймановой, возглавляющей министер ство культуры республики с 2006 г. Долгое время Сулейманова была первым секре тарем дагестанского обкома комсомола. Влиятельность ее показательна и безого ворочна. Она одна из немногих пережила смену власти. Министерство, подкон трольное Сулеймановой, — не самый лако-мый кусок, однако это не мешает Зумруд Запировне реализовывать подчас спор ные и дорогие проекты, такие как «Музей этнографии», или выставлять на конкурс инвестиционных проектов нашумевший «Дагестанский аул». Третье место отдано Антонине Идрисовой , женщине, генери -рующей финансовые потоки в республике, — заместителю председателя правитель -ства республики по вопросам бюджета, которая в свое время работала первым заместителем министра финансов и пред седателем правления РФОМС «Дагестан». «Идрисова — работник республиканского Минфина с большим стажем, по многим вопросам бюджетной практики равного ей специалиста в республике нет», — гово-рят о ней в правительстве. А подчиненные характеризуют Идрисову как железную леди, умеющую без лишних эмоций про считать ситуацию на много шагов вперед. Четвертое место у скромного и крайне недоступного для прессы руководителя

Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РД Элеоноры Омариевой. Главный санитарный врач республики, доктор медицинских наук, профессор и генерал Омариева — личность не публичная, в политику не вовлеченная, но определенное влияние, связанное, пре жде всего, с занимаемой ею должностью, в республике имеет. Пятое место у выпуск -ницы МГИМО, кандидата медицинских наук, государственного секретаря респу блики и жены мэра г. Каспийска Такибат Махмудовой. В разное время Махмудова была председателем Комиссии Верховного Совета ДАССР по вопросам социальной политики, заместителем Председателя Верховного Совета ДАС СР, членом Государственного Совета РД, советником Председателя Государственного Совета РД. В 1996, 1998, 2002 гг. избиралась заме -стителем Председателя Госсовета РД и занимала эту должность до 2006 г., когда была назначена Государственным секрета рем Республики Дагестан. Шестое место — Уммупазиль Омарова, омбудсмен, некото рое время — вице - премьер правительства. Эксперты отзываются об Омаровой как о порядочном человеке. Она не лишена определенного влияния, детерминиро ванного не столько должностью, сколько родственными связями с довольно влия тельным кланом республики.

Седьмое место уверенно заняла Фазу Алиева, народная поэтесса и народная гордость. Имя Фазу фигурирует в БСЭ, Википедии, ее знает вся страна. Алиева окончила Литературный институт им. М. Горького, много лет была членом КПСС, а печататься начала еще в 1949 г. Восьмое место в рейтинге редакция «НД» присудила директору ГТРК Луизе Алихановой. Впрочем, влиятельность ее не очевидна и продиктована скорее зани маемой должностью, нежели личными качествами лидера и управленца.

После Пекинской конференции усили лись требования к государствам увеличить роль женщины в социальной, экономиче ской и политической жизни. В Дагестане указом президента был создан Союз жен щин Республики Дагестан. Указом мэра города Махачкалы С.Д. Амирова учреждена Государственная комиссия по выра ботке политики по делам женщин и принят План действий по улучшению положения женщин в Дагестане на 2000—2015 гг.

Власть явно собирается опираться в самом ближайшем будущем на женщин и потому лично формирует их структуры. Тому свидетельство — постановление «О мерах, направленных на усиление роли дагестанской женщины» от 14 января 1998 г., предписывающее целый набор мероприятий. Недавно принят еще один указ главы республики — «О повышении роли женщины в жизни общества», кото рый, по сути, вновь вводит систему «жен ских квот» на власть. Вместе с тем следует признать, что отношение населения к этим организациям настороженное, и вряд ли цифры членства, оглашаемые изредка их лидерами, соответствуют реальности. С другой стороны, налицо раздражитель ное отношение властей к новому статусу общественных организаций, ностальгиче ское желание координирующего и патер налистского подхода к ним, попытки установления связей по вертикали, а не по горизонтали, фрагментарный интерес к НПО — от выборов до выборов. Да и в сознании людей прочно сидят метастазы подданнической политической культуры.

Существует мнение, что рост женских неправительственных организаций — это результат вытеснения женщин из сферы принятия решений. Признавая верность такой позиции, следует отметить, что без финансовой поддержки западных фондов мы вряд ли могли бы стать свидетелями такого роста. К счастью, волна роста НПО в постсоветский период совпала с пиком увлечения Запада гендерной проблемати-кой и особым отношением международ ных организаций к положению женщин в мире. Но верно и то, что женская толерант ность и интуиция сегодня жизненно важны для мира политики, находящегося в тисках патриархальных силовых стандартов.

Другая версия — во всех трех республи-ках Южного Кавказа произошла демо -графическая катастрофа, при которой число мужского населения значительно сократилось в связи с первой волной эми грации, войнами, высокой смертностью мужчин, широкомасштабным выездом за рубеж для заработков. Гендерная ситуация в республике крайне дестабилизирована, и женщины поневоле начинают играть не свойственные им социальные роли, быстро заполняя образовавшиеся ниши.

Ситуация в Дагестане характеризуется еще большей ориентацией общества на семейные ценности, более того, как и в советские времена, семья для дагестанца – это тот последний бастион, который он готов защищать всеми возможными средствами. Вместо структур и ячеек гражданского общества в Дагестане все еще семья является той первой и последней ячейкой, кое-как консолидизирующей общество.

Между тем, процессы, идущие во всех трех республиках, в первую очередь направлены против этих наиболее присущих региону ценностей. Мужская половина общества весьма болезненно относится к тому, что женщина постепенно превращается в основного добытчика средств пропитания и существования. «Женщина-челнок», осваивающая заграницу, – ранее запретная тема обсуждения – вдруг прорвалась на страницы печати, подвергнув сильному шоку мораль общества. Еще более болезненная и шоковая тема – «продажная женщина». Дагестанская женщина стала осваивать секс-индустрию и сферу развлечений ряда зарубежных стран. Какова будет роль женщины в этих процессах, какое место займет дагестанская женщина в новой структуре общества, как традиционные ценности будут соотноситься с новыми западными ценностями рынка, открытого общества и массовой культуры?

Дагестан – республика со сложным и противоречивым историческим развитием, наложившим отпечаток на народ. Важно показать, что почти все мировые религии формировали здесь особую культурную среду. Всегда имели место толерантность и восприимчивость к чужой религии и культуре. Поэтому даже тогда, когда почти на всей территории Дагестана утвердился ислам, эта восприимчивость продолжала существовать. Нормы и запреты по отношению к женщинам были более мягкими, чем в других мусульманских странах. Российское влияние и стремительное развитие промышленности, ускорившие процесс урбанизации, увеличивали терпимость населения и либерализм общественного мнения, в т.ч. и по вопросу образования женщин, наделения их гражданскими правами, в чем особенно преуспели дагестанские просветители. Вновь отметим тот факт, что в Дагестане демографическое соотношение населения было в пользу мужчин, что увеличивало ценность женщин, поднимало их статус. В наш стремительный, беспокойный век именно в женщинах, женских общественных объединениях идея сохранения мира и стабильности обретает своего самого бескорыстного и самоотверженного защитника. Эти важные вопросы и широкий круг социальных проблем в республике затрагивает Комиссия по делам семьи и демографии, которую возглавляют одни женщины.

Неоценимо их личное участие в вопросах укрепления мира на дагестанской земле, в утверждении прав и роли женщин в управлении делами в обществе, решении вопросов правовой и социальной защиты. Они – яркие творцы укрепления нравственного мира, духовности, культуры. На прошедшем 15 декабря 2010 г. III Съезде народов Дагестана с повесткой дня: «За мир, единство и развитие», состоявшемся по инициативе президента Дагестана М. Магомедова, женщины приняли самое активное участие. Главной целью столь высокого форума была консолидация дагестанского общества. Женщины объединяют все слои общества. В дагестанском менталитете сохраняется традиционно уважительное отношение к женщине, почитаются ее мудрость, доброта, самоотверженность, ее роль в воспитании детей и укреплении семьи1.

Уникальна роль женщины в вопросах нравственного, духовно-культурного воспитания подрастающего поколения. Женщины играют ключевую роль как хранительницы домашнего очага, семейных ценностей. Каждая женщина стремится к созданию такой атмосферы воспитания подрастающего поколения, в которой молодое поколение росло бы гармоничным, уважающим семейные и культурные ценности.

Как и на Западе, женское движение у нас начинает со слепого копирования патриархальных ценностей, подстраивания под мужчин. Пресса фиксирует этот момент, отражая перекос в пользу женской силовой, а не гендерной тематики. Нет понимания того, что необходима общегосударственная женская программа, взвешенно решающая экономические, политические, социальные и духовные проблемы женщин в контексте развития вс его общества.

Статья научная