Гендерные различия в восприятии власти
Автор: Музыка Екатерина Владимировна
Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica
Рубрика: Политология
Статья в выпуске: 12, 2015 года.
Бесплатный доступ
В статье проводится анализ современных научных подходов, представленных зарубежными и российскими исследователями, к классификации различий в восприятии власти между мужчинами и женщинами. Дана авторская классификация гендерных особенностей восприятия власти по трем основным параметрам: эмоциональным, когнитивным и поведенческим характеристикам.
Гендер, различия, восприятие власти, политическая культура, эмоциональный компонент, когнитивный компонент, поведенческий компонент
Короткий адрес: https://sciup.org/14937187
IDR: 14937187
Текст научной статьи Гендерные различия в восприятии власти
Гендерные отличия восприятия власти обусловлены психологическими, физиологическими и социальными характеристиками мужчин и женщин, а также влиянием политической культуры. Рассмотрим существующие отличия в восприятии власти мужчинами и женщинами и, следуя методологии изучения восприятия власти, разработанной сотрудниками кафедры социологии и психологии политики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова под руководством Е.Б. Шестопал, классифицируем их по трем основным параметрам различия:
– эмоциональным;
– когнитивным;
– поведенческим.
Начнем с рассмотрения различий в области эмоциональных компонентов в восприятии власти мужчинами и женщинами.
По мнению С.Г. Айвазовой, женщинам свойствен более конформный характер голосования, в то время как мужчины проявляют более критический, а также склонность к абсентеизму в случае, если считают исход выборов заранее предрешенным [1]. Автор приводит результаты исследования электорального цикла парламентских и президентских выборов 2003–2004 гг., исходя из которых скептицизм в адрес политических новостей у мужчин выше: 30 % из них подчеркивают, что информации из СМИ можно доверять, 52 % ей не доверяют, в то время как у женщин эти показатели составляют 35 и 44 % соответственно [2].
Женщины проявляют большую лояльность к существующей власти и государству, что может быть объяснено их установками на государственную регламентацию отношений, а также патернализм. Мужчины, в свою очередь, больше, чем женщины, готовы к протестным и гражданским акциям [3].
Исследователи Дж. Уильямс и Д. Бэст отмечают, что мужчины проявляют большую независимость, они амбициозны и рациональны, в то время как женщины общительны, эмоциональны и более чувствительны [4].
По мнению Дж. Джост и А. Кэй, в современном обществе доминирует гендерный стереотип, согласно которому женщины более коммуникабельны, ориентированы на отношения и зависимы; деятельность же мужчин направлена на достижения. Мужчины демонстрируют большую независимость и компетентность в профессиональной сфере. Авторы замечают, что данный стереотип поддерживается в обществе как мужчинами, так и женщинами [5].
-
В.В. Знаков считает, что женщины и мужчины при интерпретации любой ситуации обращают внимание на разные аспекты: женщины фокусируются на психологических характеристиках людей (на степени близости и доверии, на эмоциях), а также на желании сохранить связь с людьми. Мужчины концентрируются на внешних обстоятельствах и на социальных и статусных позициях субъектов общения [6].
И.В. Грошев приводит результаты исследования отношения мужчин и женщин к власти, согласно которым женщины более послушны: они в 2,7 раза более склонны признавать над собой власть закона и государства, однако мужчины активнее женщин признают над собой власть отдельных людей. Среди мужчин в 4,8 раза больше тех, кто не признают вообще над собой никакой власти (то есть анархистов). Женщины более эффективны в общении, мужчины - в действии [7].
Т.В. Степаненко отмечает, что женщины более положительно относятся к институтам государственной власти и так же оценивают деятельность политических лидеров [8].
Продолжим рассмотрение гендерных различий с точки зрения когнитивных характеристик. Так, по мнению Саймона Барона-Коэна, женщины обладают «эмпатическим» мозгом, тогда как мозг мужчин можно назвать «систематизирующим». Данная дифференциация может объяснить различия в поведении и восприятии мужчин и женщин: женщины склонны проявлять заботу, эмпатию и сопереживание, а мужчины стремятся к накоплению и систематизированию знаний, а также завоеванию и удержанию власти [9].
-
М. Легато и Дж. Билезикян считают, что мужчинам свойственна констатация фактов, а женщинам - интерпретация социальной информации, при этом женщинам важно донести свое отношение к фактам и построить свою речь так, чтобы она была разнообразна и красива [10].
М.В. Суслина отмечает, что при анализе речи политических лидеров мужчины обращают внимание на содержательные аспекты речи, в то время как женщины больше внимания уделяют манере политика говорить [11].
С.Г. Айвазова в своих исследованиях демонстрирует, что мужчины осведомлены о политике и политических процессах лучше женщин. Женщины обладают меньшим уровнем знаний о политических понятиях, например, таких как патернализм, экстремизм, патриотизм, инаугурация и т. д. [12]. Также на основе проведенных в 2003 г. исследований автор делает вывод, что мужчины интересуются политикой больше, чем женщины: так, среди мужчин 55 % тех, кто интересуется политикой, среди женщин этот показатель составляет 40 %.
Мужчины (43 %) чаще, чем женщины (36 %), обсуждают с близкими и друзьями политические новости, а также ход выборов. Женщины, в свою очередь, чаще отмечают, что не делятся политическими новостями, а делают это в случае возникновения особого события [13].
Представители феминистического подхода замечают, что исследования, которые проводятся в области знаний мужчин и женщин о политике, не уделяют внимание специфике этих знаний. Например, мужчины демонстрируют знания в области политической культуры, в то время как эта информация не так актуальна для женщин, в отличие от информации о государственных программах, которые необходимы для благополучия семьи. В связи с этим М. Смайли подчеркивает, что более походящим критерием для оценки женских знаний о политике могут быть знания о том, как получить доступ к государственным услугам для семьи [14].
Анализируя гендерные особенности в восприятии власти в современной России, М.В. Суслина отмечает, что при рассмотрении личности политического лидера мужчины и женщины обращают внимание на разные параметры: мужчины уделяют внимание деловым и профессиональным качествам лидера, а также эффективности его деятельности (сдержанность, рассудительность, настойчивость и сильная воля). С точки зрения мужчин отрицательными качествами политика являются «феминные черты»: медлительность, мягкость и нерешительность. Восприятие женщин направлено на морально-психологические качества политиков и власти: порядочность, доброту, спокойствие и отношение к семье [15].
-
С. Хансег, К. Канзака и Дж. Виктор, анализируя мотивы, которые побуждают мужчин и женщин голосовать за конкретных кандидатов, утверждают, что женщины акцентируют внимание на таких параметрах, как моральная ответственность и сочувствие кандидата, а мужчины отдают предпочтение стилю руководства политического лидера [16].
Завершим рассмотрение гендерных особенностей восприятия власти анализом поведенческих компонентов.
С точки зрения Е.В. Кочкиной, анализирующей происходящие изменения в электоральных процессах в России, сложившаяся ситуация неопределенности способствует тому, что основная часть женщин, которая находится в режиме «борьбы за выживание», смещает собственную ценностную ориентацию от общественной и политической к семейной.
Таким образом, женская семейно-индивидуальная ориентация создает впечатление, что женщины менее честолюбивы и не готовы принимать активное участие в политическом процессе [17].
Р.А. Вардарян также замечает, что у большинства женщин в России преобладает семейноиндивидуальная ценностная ориентация [18].
Изучая вопросы участия женщин в российской политике, можно выделить два аспекта:
-
- в силу доминирования традиционной политической культуры в России происходит отчуждение женщин от участия в политической жизни в качестве политика разного уровня власти [19];
– женщины, несмотря на то что проявляют меньший интерес к политике, голосуют более активно, чем мужчины, о чем могут свидетельствовать результаты выборов, начиная с 1999 г. Среди электората преобладает численный перевес женщин [20].
В рамках электоральных циклов можно выделить следующие параметры гендерных различий:
-
– явка избирателей на выборы (численное преобладание женщин);
-
– степень интереса к политической рекламе (у мужчин она выше, чем у женщин);
-
– доверие к лидерам партий (среди женщин больше тех, кто доверяет политическим лидерам);
-
– в поддержке кандидатур президента РФ (женщины более склонны поддерживать кандидатуры президента);
-
– в голосовании «против всех» (% мужчин, голосующих «против всех» выше) [21].
Таким образом, стоит отметить, что, рассматривая вопрос восприятия власти, необходимо обратить внимание на существующие особенности в восприятии власти мужчинами и женщинами. В рамках политического восприятия эти особенности сказываются на эмоциональных, когнитивных и поведенческих характеристиках людей.
Ссылки:
-
1. Айвазова С.Г. Гендерные особенности политического поведения россиян в контексте избирательного цикла парламентских и президентских выборов 2011–2012 гг. // Женщина в российском обществе. 2012. № 3. С. 3–11.
-
2. Айвазова С.Г., Кертман Г.Л. Мы выбираем, нас выбирают. Гендерный анализ парламентских и президентских выборов 2003–2004 годов в России. М., 2004. 90 с.
-
3. Айвазова С.Г. Указ. соч.
-
4. Williams J.E., Best D.L. Sex stereotypes and intergroup relations // Psychology of intergroup relations / ed. by S. Worshel, W.G. Austin. Chicago, 1986. P. 244–259.
-
5. Jost J.T., Kay A.C. Exposure to Benevolent Sexism and Complementary Gender Stereotypes: Consequences for Specific and Diffuse forms of System Justification // Journal of Personality and Social Psychology. 2005. Vol. 88. № 3.
-
6. Знаков В.В. Половые, гендерные и личностные различия // Психологический журнал. 2004. Т. 25, № 1. С. 41–51.
-
7. Грошев И.В. Гендерные представления о власти // Социологические исследования. 2000. № 12. С. 33–41.
-
8. Степаненко Т.В. Характеристика гендерных особенностей отношения к власти [Электронный ресурс]. URL:
-
9. Baron-Cohen S. The Essential Difference Male and Female Brains and the Truth about Autism. New York, 2003. 228 p.
-
10. Legato M.J., Bilezikian J.P. Principles of Gender-Specific Medicine. Amsterdam ; Boston, 2004. 1245 p.
-
11. Суслина М.В. Гендерные аспекты восприятия России // Образ России в контексте формирования культуры толерантности внутри страны и за рубежом : сб. тезисов Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 13–15 ноября 2009. М., 2009. С. 70–74.
-
12. Айвазова С.Г., Кертман Г.Л. Женщины на рандеву с российской демократией. М., 2001. 80 с.
-
13. Айвазова С.Г., Кертман Г.Л. Мы выбираем, нас выбирают ...
-
14. Smiley M. Democratic Citizenship: A Question of Competence? // Citizen Competence and Democratic Institution / ed. by S.L. Elkin, K.E. Sultan. 371–383. Pennsylvania, 1999.
-
15. Суслина М.В. Указ. соч.
-
16. Hansen S.B., Kanthak K., Victor J.N. Candidate Traits, Gender Roles, and the 2008 Vote // New Research on Gender in Political Psychology Conference. New York, 2011. P. 2–27.
-
17. Кочкина Е.В. Российский электорат: обретение гендерных различий [Электронный ресурс]. URL: http://ecsoc-man.hse.ru/data/735/698/1219/Kochkina.pdf (дата обращения: 19.06.2015).
-
18. Варданян Р.А. Демография, общественное мнение и различия в электоральном поведении женщин и мужчин // Гендерная реконструкция политических систем / под ред. Н.М. Степановой, М.М. Кириченко, Е.В. Кочкиной СПб., 2003.
-
19. Айвазова С.Г., Кертман Г.Л. Мы выбираем, нас выбирают ...
-
20. Кочкина Е.В. Указ. соч.
-
21. Айвазова С.Г., Кертман Г.Л. Мы выбираем, нас выбирают ... ; Кочкина Е.В. Указ. соч.
(дата обращения: 19.06.2015).
Список литературы Гендерные различия в восприятии власти
- Айвазова С.Г. Гендерные особенности политического поведения россиян в контексте избирательного цикла парламентских и президентских выборов 2011 -2012 гг.//Женщина в российском обществе. 2012. № 3. С. 3-11.
- Айвазова С.Г., Кертман Г.Л. Мы выбираем, нас выбирают. Гендерный анализ парламентских и президентских выборов 2003-2004 годов в России. М., 2004. 90 с.
- Williams J.E., Best D.L. Sex stereotypes and intergroup relations//Psychology of intergroup relations/ed. by S. Worshel, W.G. Austin. Chicago, 1986. P. 244-259.
- Jost J.T., Kay A.C. Exposure to Benevolent Sexism and Complementary Gender Stereotypes: Consequences for Specific and Diffuse forms of System Justification//Journal of Personality and Social Psychology. 2005. Vol. 88. № 3.
- Знаков В.В. Половые, гендерные и личностные различия//Психологический журнал. 2004. Т. 25, № 1. С. 41-51.
- Грошев И.В. Гендерные представления о власти//Социологические исследования. 2000. № 12. С. 33-41.
- Степаненко Т.В. Характеристика гендерных особенностей отношения к власти . URL: http://rustudent.com/harakteristika-gendernyih-osobennostey-otnosheniya-k-vlasti (дата обращения: 19.06.2015).
- Baron-Cohen S. The Essential Difference Male and Female Brains and the Truth about Autism. New York, 2003. 228 p.
- Legato M.J., Bilezikian J.P. Principles of Gender-Specific Medicine. Amsterdam; Boston, 2004. 1245 p.
- Суслина М.В. Гендерные аспекты восприятия России//Образ России в контексте формирования культуры толерантности внутри страны и за рубежом: сб. тезисов Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 13-15 ноября 2009. М., 2009. С. 70-74.
- Айвазова С.Г., Кертман Г.Л. Женщины на рандеву с российской демократией. М., 2001. 80 с.
- Айвазова С.Г., Кертман Г.Л. Мы выбираем, нас выбирают..
- Smiley M. Democratic Citizenship: A Question of Competence?//Citizen Competence and Democratic Institution/ed. by S.L. Elkin, K.E. Sultan. 371-383. Pennsylvania, 1999.
- Hansen S.B., Kanthak K., Victor J.N. Candidate Traits, Gender Roles, and the 2008 Vote//New Research on Gender in Political Psychology Conference. New York, 2011. P. 2-27.
- Кочкина Е.В. Российский электорат: обретение гендерных различий . URL: http://ecsoc-man.hse.ru/data/735/698/1219/Kochkina.pdf (дата обращения: 19.06.2015).
- Варданян Р.А. Демография, общественное мнение и различия в электоральном поведении женщин и мужчин//Гендерная реконструкция политических систем/под ред. Н.М. Степановой, М.М. Кириченко, Е.В. Кочкиной СПб., 2003.