Генетико-эпидемиологическое исследование железодефицитной анемии в этнически и экологически подразделенных группах женщин Андижана

Автор: Исмоилов Д.М., Мамаджанова М. Р., Солиев Д.К.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Рубрика: Основной раздел

Статья в выпуске: 12 (67), 2019 года.

Бесплатный доступ

Рассмотрен современный взгляд на проблему железодефицитной анемии (ЖДА) с точки зрения эпидемиологии, этиологии, этнически и экологически подразделенных группах женщин Андижана. Описаны известные в настоящее время механизмы регуляции обмена железа, приведены наиболее важные данные литературы и результаты собственных исследований. Основываясь на рекомендациях по лечению больных ЖДА, авторы представляют описанный в литературе и собственный клинический опыт использования железосодержащих препаратов и рассматривают полученные результаты. В рамках статьи авторы объясняют механизмы низкой эффективности лечения при ЖДА и предлагают способы решения проблемы с учетом опубликованных в литературе последних научных исследований.

Еще

Анемия, обмен железа, сидеропенический синдром, лечение железодефицитной анемии

Короткий адрес: https://sciup.org/140247368

IDR: 140247368

Текст научной статьи Генетико-эпидемиологическое исследование железодефицитной анемии в этнически и экологически подразделенных группах женщин Андижана

Актуальность. Железодефицитная анемия (ЖДА) является одним из самых распространенных заболеваний на планете, а поражение многих органов и систем, связанных с ней, определяет актуальность и важность изучения данной проблемы. По данным Всемирной Организации Здравоохранения (1998) ЖДА выявляется у 1,8 млрд. человек нашей планеты, а дефицит железа (ДЖ) в той или иной степени выраженности имеется у каждого третьего жителя Земли -это 3,6 миллиардов человек, т.е. 30 % населения.

Результаты исследований последних лет отечественных и зарубежных ученых позволили ответить на многие вопросы патогенеза, этиологии, диагностики, лечения и профилактики железодефицитных состояний. При ЖДА развиваются морфофункциональные нарушения, которые не ограничиваются только системой крови, дистрофия внутренних органов и их функциональные нарушения, вторичная иммунная недостаточность, осложнения во время беременности и в родах, задержка роста и развития детей, изменения интеллекта и поведенческих реакций сопровождают это заболевание.

Гематологические болезни относятся к категории комплексных заболеваний, в проявлении которых определенную роль играют и генетические, и средовые факторы.

Актуальность картирования генов таких комплексных заболеваний связана с тем, что они составляют более 90% общей патологии и служат одной из важнейших причин преждевременной смертности и инвалидности человека. В современной генетике отмечается существенный прогресс в генетическом картировании онкологических, психических и сердечнососудистых заболеваний, а также болезней аутоиммунной природы [3,5,9] .

Одним из наиболее распространенных в популяциях человека комплексных гематологических болезней является железодефицитная анемия (ЖДА). ЖДА характеризуется снижением содержания железа в сыворотке крови, костном мозге и депо в связи с его потерей или увеличенной потребностью. Следствием этого является нарушение образования гемоглобина. (НЬ) с развитием гипохромной анемии и трофических расстройств в тканях. В генезе ЖДА также играют нарушение всасывания, недостаточное поступление с пищей, иммунные и генетические факторы. По данным ВОЗ (1998) анемии составляют 90% всех гематологических заболеваний. До 20% населения земного шара страдают ЖДА, а ее частота у беременных колеблется от 21% до 90% [1,6,12].

В соответствии с принятой классификацией, основанной на особенностях патогенеза, различают две группы анемии: 1) вызванные кровопоте-рей и 2) обусловленные недостаточностью эритропоэза (железодефицитные; связанные с дефицитом витамина Bi2; фолиеводефицитные; гипопластические) [2,4,9] .

Несмотря на определенные успехи в области гематологии, достигнутые исследователями многих стран по выяснению эпидемиологии, генеза, клиники, лечения и профилактики этой болезни, число людей с данной патологией не только не снижается, но и продолжает расти. Хотя ЖДА и не является летальным и при правильном лечении излечивается полностью, тем не менее, эта болезнь имеет большое социальное значение. Так, тяжелые формы заболевания оказывают серьезное отрицательное влияние на организм больных: ведут к ослаблению сопротивляемости к инфекциям, нарушению функции многих ферментативных систем, дистрофическим поражениям сердца, печени и других органов, вторичным атрофическим процессам в слизистой желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), сосудистым нарушениям и к целому ряду других изменений в организме [4,7,11] .

Более того, ЖДА оказывает негативное влияние на здоровье потомства. Дефицит железа нарушает процессы метаболизма, приводя к формированию морфофункциональных нарушений, а в системе крови отражается на синтезе и функции многочисленных железосодержащих и железозави-симых структур [6,8,14] .

Высокая частота ЖДА оказывает негативное влияние на физическое и умственное здоровье наций, так как способствует интеллектуальному инфантилизму и недоразвитию вследствие отягощения течения многих заболеваний, угнетения иммунного статуса. Очевидна особая опасность такихпоследствий ЖДА для ухудшения генофонда малочисленных народов Андижана.

Известно, что в генезе анемии большую роль играют социальные факторы (бедность, плохие условия жизни), традиции питания (малобелковая, преимущественно углеводистая пища, вегетарианство, религиозные взгляды) [2,5,13] .

В Андижане ситуация усугубляется отсутствием бережного отношения к здоровью, традиционно ущербным питанием женщин, недостаточным уровнем здравоохранения на селе. Все это приводит к увеличению частоты^ латентного дефицита железа и ЖДА в областе.

Близнецовые и семейные исследования показали, что практически все гематологические заболевания в существенной степени генетически обусловлены. Об этом свидетельствуют также и выявляемые этнические и популяционные различия в эпидемиологии гематологических заболеваний, наличие семейной агрегации при тромбоцитопениях, дизэритропоэтических анемиях и т.д.

Установление конкретных генов, обуславливающих данное комплексное заболевание, а также взаимодействующих с ними средовых факторов, определяющих степень проявления клинического фенотипа, во многом еще остается сложной задачей из-за его генетической гетерогенности, неполной пенетрантности и наличия фенокопий. Недостаточно изученной является также проблема профилактики железодефицитных состояний, для решения которой необходимо эпидемиологическое изучение анемий иих клинических проявлений и разработка на их основе эффективных методов лечения и профилактики. Изучение факторов, влияющих на проявление. ЖДА, позволит выделить группы лиц с факторами риска, ведущими ктяжелому течению болезни. Выявленные генетические факторы, влияющие на возникновение ЖДА, могут учитываться при ее профилактике, рационализации стационарного и-постстационарного лечения различных форм болезни.

Современные методы, картирования генов комплексных заболеваний связаны, с поисками ассоциаций, неравновесия по сцеплению и геномных сцеплений [1,5,12] .

Вместе с тем, относительно более простой метод ассоциаций, выявляемых при изучении группбольных и здоровых, зачастую может приводить к артефактам, возникшим вследствие популяционной стратификации. При этом ассоциации, выявленные врамках одной популяции, редко подтверждаются в других популяциях [7,13,14] .

Данный подход позволяет преодолеть известные проблемы с повторяемостью (надежностью; устойчивостью) результатов картирования генов комплексных заболеваний с использованием методов ассоциаций;и генетических сцеплений ДНК маркеров с конкретным заболеванием. Определение устойчивых ассоциаций этих патологий с различными маркерами может помочь в решении,диагностических вопросов, прогнозирования и предупреждения конкретного комплексного заболевания.

Цель исследования. Генетико-эпидемиологическое изучение ЖДА в этнически и экологически подразделенных группах женщин Андижана, определение роли основных генетических и средовых факторов в развитии ЖДА и разработка на их основе превентивных рекомендаций.

Материалы и методы исследования. Под наблюдением в составе основной группы исследования находилось 149 больных с диагнозом анемии.

Результаты исследования.Статистически значимые различия между больными ЖДА и здоровыми выявлены лишь по генотипам АСЕ, 5В19_3, Н84_32, АРО и В65. Генотипы ! 11 у больных ЖДА встречаются с частотой 40% по локусу АСЕ; у здоровых этот генотип встречается только у 6%, тогда как 60% и 94% этих групп имеют генотипы Ю и ЭЭ. Аналогичные, статистически достоверно высо- ( кие, частоты генотипа II впервые выявлены в нашей работе по локусам Н84_32 и БВ19_3 в выборке больных ЖДА, по сравнению со здоровыми.

Средняя наблюдаемая гетерозиготность по совокупности 5 указанных локусов в группе больных составляет 0,28, а в группе здоровых 0,31. Больные отличаются от здоровых относительно меньшим уровнем гетерозиготности этих локусов, что вероятно является следствием бо- : лее высокого уровня инбридинга у больных, по сравнению со здоровыми. При детальном изучении роли инбридинга, установлено, что у потомков родственных и неродственных браков частота гомозиготного инсерционных генотипов примерно одинакова, а частота генотипов ОЭ и ГО у потомков от родственных браков существенно ниже.

Установлены различия в заболеваемости ЖДА между этническими группами женщин Андижана, проживающими в разных экологических зонах относительный риск заболеваемости ЖДА выше у лачек (1,94) и кумычек (1,15), по сравнению с аварками, лезгинками и даргинками, риск у которых варьирует в пределах 0,80-0,93

Генетически гомогенные потомки эндогамных и инбредных бра-коз, независимо от географической среды обитания, характеризуются высоким относительным риском заболеть ЖДА

Получены данные в пользу устойчивых ассоциаций ЖДА с 5 из 10 изученных Alu локусов АСЕ, АРО, В65, HS4_65 и SB19_3, которые свидетельствуют в пользу высокой частоты инсерционного генотипа II у больных ЖДА, по сравнению со здоровыми.

Вывод. Генетически гомогенные потомки эндогамных и инбредных браков, независимо от географической среды обитания, характеризуются высоким относительным риском заболеть ЖДА.Получены данные в пользу устойчивых ассоциаций ЖДА с 5 из 10 изученных Alu локусов: АСЕ, АРО, В65, HS465 и SB193, которые свидетельствуют в пользу высокой частоты инсерционного генотипа II у больных ЖДА, по сравнению со здоровыми.

У потомков от родственных браков частота генотипов DD и ID существенно ниже, чем у потомков экзогамных браков, что, скорее всего, отражает особенности исторически сложившейся адаптивной генетической структуры популяций коренных народов Андижана.

Установлены ассоциации между ЖДА и фенотипом группы крови системы Rh-, чувствительности к ФТК, влажным типом ушной серы SER и гиполактазией: больные ЖДА чаще, чем здоровые, являются носителями генотипов Rh-, SER2 (влажного типа ушной серы), tt - (неощущение вкуса ФТК) и характеризуются непереносимостью молока (гиполактазией).

Список литературы Генетико-эпидемиологическое исследование железодефицитной анемии в этнически и экологически подразделенных группах женщин Андижана

  • Козинец Г.И., Сарычева Т.Г., Луговская С.А. и др. Гемато-логичекий атлас: настольное руководство врача-лаборанта. М.: Практическаямедицина; 2008.
  • The prevalence of anaemia in women: a tabulation of availablein-formation. Geneva, World Health Organization, 1992(WHO/MCH/ MSM/92.2).
  • Шеффер Р.М., Гаше К., Хух Р., Краффт А. Железное письмо: рекомендации по лечению железодефицитной анемии. Гематол. и трансфузиол. 2004; 49 (4): 40-8.
  • Стуклов Н.И., Семенова Е.Н. Безопасная терапия железодефи-цитной анемии. Сравнение данных метаанализа 30 исследований (1077 пациентов) тотема с данными переносимости других препаратов. В кн.: Материалы VI научно-практической конференции "Современная гематология. Проблемы и решения". М.; 2012: 30-1.
  • Стуклов Н.И., Козинец Г.И., Леваков С.А., Огурцов П.П.Анемии при гинекологических и онкогинекологических заболеваниях. М.: МИА; 2013.
  • Демихов В.Г., Морщакова Е.Ф., Павлов А.Д. Роль гепцидина в патогенезе анемии хронических болезней. Гематол. и транс-фузиол. 2006; 5: 31-4.
  • Левина А.А., Казюкова Т.В., Цветаева Н.В., Сергеева А.И., Мамукова Ю.И., Романова Е.А. и др. Гепсидин как регулятор гомеостаза железа. Педиатрия. 2008; 87 (1): 67-74.
  • Цветаева Н.В., Левина А.А., Казюкова Т.В., Романова Е.А., Цыбульская М.М., Сергеева A.M. и др. Гепсидин как регулятор гомеостаза железа. Педиатрия. 2008; 1: 67-74.
  • Kemna E., Pickkers P., Nemeth E. et al. Time course analisis of hepcidin, serum iron and plasma cytokine levels in humans injected with LPS. Blood. 2005; 106 (5): 1864-6.
  • Deicher R., Horl W.H. New insights into the regulation of iron homeostasis. Eur. J. Clin. Inv.2006; 36: 301-8.
  • Detivaud L., Nemeth E., Boudjema K. et al. Hepcidin levels in humans are correlated with hepatic iron stores, hemoglobin levels and hepatic function. Blood. 2005; 106 (2): 746-8.
  • Papanikolaou G., Tzilianos M., Christakis J.I. Hepcidin in iron overload disorders. Blood.2005; 10: 4103-5.
  • Park C.H., Valore E.V., Waring A.J. et al. Hepcidin: a urinary antibacterial peptide synthesized in the liver. J. Biol. Chem. 2001; 276: 7806-10.
  • Левина А. А., Цибульская М. М., Щербинина С. П., Романова Е. А., Мамукова Ю. И. Диагностическое значение комплексного исследования показателей метаболизма железа в клинической практике. Гематол. и трансфузиол. 2005; 5: 23-8.
Еще
Статья научная