Жанровые конвенции в криминальной литературе
Автор: Федунина О.В.
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Теория литературы
Статья в выпуске: 3 (66), 2023 года.
Бесплатный доступ
В статье ставится вопрос о существовании конвенций, определяющих поэтику каждого из основных жанров криминальной литературы расследования: классический детектив, «авантюрное расследование» (в терминологии Н.Н. Кириленко), полицейский роман, «расследование жертвы» (в терминологии автора статьи). В отличие от сложившейся традиции выделять правила написания некоего абстрактного «детектива», предлагается обратиться к системе криминальных жанров, обозначенных с опорой на трехмерную модель М.М. Бахтина. Исходя из этого, выделяется несколько жанровых конвенций, которые, осознанно или нет, соблюдаются и авторами, и читателями. В основе их разграничения лежит восприятие игры, формирующее в системе криминальной литературы своего рода полюса: игровые взаимоотношения между сыщиком, преступником и представителями официальных властей в классическом детективе и «авантюрном расследовании» противостоят сугубо негативной игре преступника с жертвой и/или сыщиком в полицейском романе и «расследовании жертвы». Рассматриваются и другие наиболее важные жанровые конвенции: принципиальная непогрешимость Великого сыщика в классическом детективе, которая, напротив, не релевантна для «авантюрного расследования»; командное расследование профессионалов в полицейском романе -и вынужденное расследование, которое ведет жертва ради спасения своей жизни. Итоговые выводы: каждый из криминальных жанров воплощает свою определенную конвенцию, по которой построены произведения и их восприятие читателем; нарушение такой конвенции размывает границы жанра и может быть формой авторской игры.
Жанр, конвенция, криминальная литература, расследование, игра, сыщик, преступник, жертва
Короткий адрес: https://sciup.org/149143547
IDR: 149143547 | DOI: 10.54770/20729316-2023-3-38