Жанровые трансформации рассказа о художнике в современной узбекской литературе
Автор: Марков А.В., Камилова С.Э.
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Зарубежные литературы
Статья в выпуске: 1 (68), 2024 года.
Бесплатный доступ
Современная узбекская литература, обращаясь к представлениям современного читателя, разрабатывает новые подходы и приемы письма на основе синтеза традиций западного и исламского культурных миров. Узбекская литература создала новый жанр, «ма’рифий роман», романное повествование, основанное на притче восточного типа. Биографический роман о художнике оказывается частью притчи, в которой изображается внутренний мир художника. Художник может выступать как социально активный, только обосновывая свое отношение к себе и другим. Тем самым, притча становится механизмом актуализации внутренней жизни героя, когда она не встраивается в мелодраматический сюжет, но непосредственно обращается к итоговому моральному суждению. Если узбекская литература досоветского и советского времени говорила о художнике как вдохновенном проводнике идеала и носителе прогрессивных идей, то в наши дни миметическая концепция искусства сменилась конструктивной. Художник изображается как творец второй реальности и универсального кода культуры, в том числе морального. Это позволяет острее изобразить моральные коллизии в жизни художника. Такая новая концепция требует как усиления черт притчи, так и введения экфрасиса как модели непосредственного воздействия эстетической программы на понимание реальности. Экфрасис позволяет не просто указать на непосредственное восприятие живописи изображаемой в повествовании аудиторией художника, но показать, что личный опыт художника соответствует социальному опыту аудитории, то есть показать считывание кода аудиторией. Считывание кода как совокупности творческих идей художника, существенных для национальной культуры, ускоряется через использование универсальных символов, таких как Дом, Сад, Творчество, История. В целом можно говорить, что притча превращается в фабулу со сравнительно свободным развитием, благодаря упоминанию разных произведений искусства. При этом произведения искусства становятся символами, вполне в духе интриги в западных литературах, когда мотивации персонажей, их внутренний монолог и рефлексия прочитываются через картины. Нравственный выбор героя тогда продолжает внутренние монологи и его, и его аудитории.
Образ художника в литературе, повествование о художнике, экфрасис, биографическое повествование, социальный статус искусства, ответственность художника, культурная миссия художника, жанровые трансформации, литературы центральной азии, традиции литератур исламского мира
Короткий адрес: https://sciup.org/149144909
IDR: 149144909 | DOI: 10.54770/20729316-2024-1-339