Германские университеты: новое развитие после воссоединения страны
Автор: Михальченкова Наталья Алексеевна
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Экспертиза
Статья в выпуске: 12, 2016 года.
Бесплатный доступ
В период объединения Германии университеты ГДР пережили крайне сложный и связанный с многочисленными конфликтами процесс: личные трагедии людей, драматические изменения для учебных заведений, начинавших новую жизнь после четырех десятилетий функционирования в условиях тотального контроля над интеллектуальной и духовной жизнью общества. Статья посвящена анализу политической среды, в которой происходили изменения. Демократия, право выбора потребовали формирования нового мировоззрения и самостоятельности мышления, академические свободы поставили преподавателей, исследователей, студентов перед необходимостью функционировать автономно и нести ответственность за принятое решение. Потери на этом пути были значительными. Изменения затронули не только учебные заведения на бывшей территории ГДР, но и западногерманские университеты.
Объединение, политизация, идеологизация, тотальный контроль, политическая среда, академические свободы
Короткий адрес: https://sciup.org/170168242
IDR: 170168242
Текст научной статьи Германские университеты: новое развитие после воссоединения страны
П адение Берлинской стены 8 ноября 1989 г. вполне можно рассматривать как событие, с политической точки зрения равнозначное германской революции 1918 г., положившей конец существованию монархии Гогенцоллернов. Как ни покажется странным, но ситуация, возникшая в момент объединения страны, для многих людей, а также учреждений и организаций в обеих частях Германии, а в особенности на территории бывшей Германской Демократической Республики, была аналогичной той, которая сложилась после создания демократической республики. В полной мере это относилось к образовательным учреждениям, которым предстояло изменить содержание образования, а также организацию учебного процесса и исследовательской деятельности.
Прежде чем рассматривать конкретные особенности процесса адаптации германских университетов к новой политической и экономической ситуации, необходимо обратиться к документу, подписанному 31 августа 1990 г. и завершившему первый этап объединения ФРГ и ГДР. Официальное название документа – «Договор между Федеративной Республикой Германией и Германской Демократической Республикой о восстановлении единства Германии (Договор об объединении)»1. В формулировке названия договора обе стороны выступают как равноправные партнеры, однако уже в гл. I «Воздействие вступления» ( Wirkung des Beitritts ) и далее отчетливо проступает политический смысл происходящего: ГДР вступает в Федеративную Республику, т.е. присоединяется к ней на условиях этой крупной системы, которая является гораздо более мощной с политической и экономической точки зрения, а также пользуется значительным авторитетом в мировом, особенно западном, сообществе. Соответственно, в гл. II Основного закона ( Grundgesetz ) предусматривается вступление Основного закона ФРГ в силу на всей территории ГДР сразу после присоединения ее к территории ФРГ.
Глава VIII рассматриваемого документа посвящена проблемам воссоединения в сфере культуры, образования и науки, а также спорта. При этом на первом месте стоят вопросы культуры и радиовещания (ст. 35 и 36), и лишь затем внимание уделяется вопросам образования и науки (ст. 37 и 38 соответственно). В основном они регулируют признание на всей территории объединенной Германии равнозначности дипломов, а также академических степеней и званий, полученных как на территории ГДР, так и на территории ФРГ. Обе статьи содержат оговорки, которые позволяли в дальнейшем исключить из процесса образовательной и научной деятельности значительную часть работников университетов, других высших учебных заведений и научных кадров исчезнувшего в одночасье государства.
Можно констатировать, что в процессе присоединения ГДР не предполагалось вносить какие-либо серьезные изменения в правовую и политическую систему ФРГ, что имело исключительно важное значение для дальнейшего развития системы образования, в т.ч. и для университетов. В течение 40 лет (с 1949 г.) наука и образование в ГДР существовали под сильным влиянием советской системы – крайне идеологизированной, не допускавшей трактовок и позиций, отклонявшихся от линии КПСС. В 1990 г. в СССР также происходили значительные изменения, связанные с перестройкой и гласностью, осуществлявшимися М.С. Горбачевым, и именно его позиция сделала возможным объединение Германии.
Объединение, как казалось многим в 1990 г., открывало новые горизонты перед германскими университетами. Как мы указывали ранее в статье, посвященной деятельности этих учреждений до 1990 г., стремление к демократизации и либерализации системы высшего образования неоднократно возникало в истории Германии. Уже Гумбольдт и его соратники в начале XIX в. ратовали за свободный, независимый исследовательский университет, на который государство оказывает минимум воздействия (только оказание финансовой поддержки и соблюдение законности и правопорядка). Однако в полной мере реформаторам не удалось реализовать свои идеи, в т.ч. и в связи с сопротивлением самих университетов и их профессоров, видевших в таком направлении развития угрозу своим традиционным привилегиям. За свободный университет, играющий роль проводника прогрессивных политических идей и противостоящий тоталитарному и авторитарному господству, выступал К. Ясперс после Первой мировой войны и позже, после поражения фашизма. Но в обоих случаях многие консервативные и даже ретроградные тенденции в сфере высшего профессионального образования преодолеть не удалось.
Университеты ФРГ, которые должны были стать образцом для развития университетов ГДР в условиях политической и экономической свободы, по ряду позиций сохраняли к 1990 г. организационные структуры, стереотипы и образцы поведения студентов и преподавателей не только эпохи Веймарской республики, но и эпохи монархии. При этом далеко не все влияние прошлого играло негативную роль. Однако интенсивное развитие глобализации, появление новых информационных технологий и других инноваций конца XX столетия требовали радикальных изменений в германской системе образования, начавшей отставать от своих европейских и североамериканских, а также азиатских конкурентов1. Это отчетливо осознавалось в самой Германии, где в момент объединения возлагались серьезные надежды на обновление всей системы в целом.
В статье в журнале «Шпигель» ( Spiegel-on-line ) немецкий журналист Карл-Хайнц
Рейт писал: «После объединения идеи вырастали как сорняки: продать в розницу университет Гумбольдта? Допустить свободную конкуренцию между Академией наук ГДР и исследователями ФРГ? В конечном итоге университеты ГДР были преобразованы гораздо быстрее и без всякого шума по сравнению с другими учреждениями и организациями Восточной Германии» [Reith 2010]. Речь шла о попытке реанимировать университет Гумбольдта, славный своими давними традициями, но очень сильно снизивший научный и образовательный потенциал в период ГДР, путем его продажи частному инвестору за символическую сумму (например, 1 марку) с целью создания частного научно-образовательного фонда. Цель фонда – организовать обучение полностью на основе самых современных образовательных технологий и инновационного содержания образования –пред-ставляет значительный интерес с точки зрения образовательной политики. Как подчеркивает Рейт, уже в 2010 г. никто в университете даже не хотел признавать сам факт возможности принятия такого решения в первые годы после объединения.
После объединения наука и образование в масштабах всей Германии и на территории бывшей ГДР столкнулись со значительными управленческими, организационными, а также кадровыми трудностями. Так, многие ученые и специалисты по управлению в сфере образования, работавшие на Западе, не желали отправляться на Восток, считая территорию ГДР «пустыней», где все нужно начинать с самого начала. Для университетов, академий и научных учреждений ГДР переход оказался очень тяжелым: до 1995 г. половина из 218 тыс. научных кадров и других работников потеряли работу [Reith 2010]. У новой объединенной системы не было цельной концепции развития науки и образования на всей территории Германии. Ситуация воспроизводила модель, как ни странно, имевшую место и во время реформ в Пруссии в начале XIX столетия, в рейхе после его образования, в 1918 г., даже в нацистской Германии и после Второй мировой войны. На этапах радикальных изменений образование всегда оставалось в арьергарде и с трудом вписывалось в общий контекст.
Анализ процесса эволюции системы образования и науки в Германии после объединения страны в 1990 г. можно также осуществить, исходя из синергетического подхода к общественным процессам. С точки зрения синергетики в моменты бифуркаций (резких изменений в функционировании системы и протекающих в ней процессов) открываются «окна возможностей», позволяющие выбрать новое направление движения и путем внедрения инноваций разрешить конфликты и решить проблемы, с которыми система не могла справиться в своем прежнем состоянии. Однако далеко не всегда эти новые возможности используются и дают результаты [Пригожин, Стенгерс 1986].
Авторы докладной записки специальной комиссии по развитию высшего образования, сформированной конференцией ректоров Западной Германии еще в 1958 г., отмечали, что особенности системы высшего образования в ГДР, ориентированной полностью на советский образец, будут создавать серьезные проблемы при объединении Германии. К таким особенностям авторы относили жесткое руководство образовательными учреждениями, тотальный контроль над деятельностью преподавателей и студентов; узкую специализацию, направленную исключительно на формирование профессиональных навыков, не типичную для западных университетов; жесткий контроль над исследованиями, а в сфере общественных наук – ярко выраженную политизацию образовательного и исследовательского процессов [Wiedervereinigung DDR-Hochschulen… 1958].
Следует отметить, что наряду с серьезными недостатками системы образования ГДР германские исследователи выделяют и ее преимущества перед системой ФРГ. Так, число студентов на одного преподавателя, численность семинарских групп были существенно ниже, а интенсивность взаимодействия преподавателей и студентов, соответственно, выше [Günther, Schmerbach].
Практически сразу после падения Берлинской стены, в феврале 1990 г. были установлены первые контакты между университетами, находившимися в Западной и Восточной Германии, в первую очередь в Берлине, где высшие учебные заведения были расположены в границах одного города. Некоторые известные ученые, работавшие на Западе, начали читать лекции в качестве приглашенных преподавателей в университетах Восточной Германии, не получив еще никакого политического заказа. Одновременно в самом начале процесса трансформации в восточногерманских университетах начался болезненный процесс внутренней оценки уровня подготовки преподавательских и научных кадров, а также научной значимости исследований. Необходимость такого анализа была вызвана фундаментальными отличиями в содержании образования в ГДР, не соответствовавшего условиям рыночной экономики и свободного демократического общества. Ученые в ГДР были лишены возможности свободно выражать свое мнение, а также были отрезаны от актуальных результатов научных исследований в других странах, лишены права свободно публиковать свои работы. Особенно острой была ситуация в сфере гуманитарных и социальных наук.
Так же, как и в процессе денацификации, процесс обновления кадров в университетах на территории бывшей ГДР привел к многочисленным потерям. Авторы статьи «Германские университеты в период перемен – 20 лет после перелома» пишут, что преподаватели и научные сотрудники старше 40 лет практически не имели шансов сохранить свои рабочие места, и их даже называли «потерянным поколением» [Günther, Schmerbach]. Авторы констатируют также, что в конце 80-х гг. система образования ФРГ также имела ряд недостатков: кроме переполненности университетов, она отличалась избыточной академической свободой, которой не все обучающиеся умели пользоваться, что часто приводило к их уходу из университета до получения диплома или затягиванию сроков обучения.
В процессе объединения открылось «окно возможностей»: объединить достоинства и преодолеть недостатки обеих систем, однако этот шанс не был использован. Западногерманская система была воспроизведена на территории бывшей ГДР практически «один к одному» вместе со всеми своими недостатками. Как подчеркивают германские исследователи, это произошло в связи с недостатком финансовых ресурсов и ограниченностью времени, в течение которого было необходимо адаптировать университеты Восточной Германии к общегерманским стандартам. О том, насколько это удалось, свидетельствуют сегодня данные Академического рейтинга и рейтинга университетов по версии Times Higher Education 1.
Основой развития всей системы образования в целом, в состав которой были включены и университеты Восточной Германии, служил рамочный закон ФРГ «О высшей школе» в версии 1985 г.2 Главными целями реализации положений закона в восточногерманских университетах были формирование в них органов самоуправления при участии преподавателей, студентов и представителей других категорий персонала, а также обеспечение в вузах свободы учебного и исследовательского процессов, которые должны были основываться на принципах орга- низации высшей школы, действовавших в Западной Германии. В работе немецкой студентки Сабины Хоффман [Hoffman] (что особенно ценно, т.к. данные положения были озвучены даже в студенческой работе) усилия по приведению университетов бывшей ГДР к западногерманским стандартам объединены в пять основных направлений.
-
1. Деполитизация образовательного и исследовательского процессов. Были закрыты все факультеты марксизма-ленинизма и все высшие школы, связанные с политикой (партийные, полицейские, военные), а также проведена оценка политического поведения научного персонала1. Одновременно открывались и создавались заново (уже с другим персоналом) факультеты и отделения, научные основы которых были тесно связаны с политической системой. В первую очередь это касалось экономики, юриспруденции и социальных наук.
-
2. Реорганизация и оценка внеуниверситетских исследовательских структур. Были закрыты многие научные институты Академии наук ГДР. Создавались новые исследовательские группы и институты по направлениям, получившим положительную оценку. Проводилась реинтеграция персонала, не подлежавшего увольнению в связи с ликвидацией организаций, в другие учреждения или возобновлялись исследования в самих университетах.
-
3. Основание высших профессиональных школ (например, в сфере публичного управления для подготовки управленческих кадров).
-
4. Реструктуризация направлений обучения и специальностей. Организация, численность обучающихся и программы обучения были приведены в соответствие с западногерманскими стандартами.
-
5. Реформа структуры персонала. Была введена структура персонала, типичная для высшей школы ФРГ2. В ходе этого процесса была проведена не только политическая, но и профессиональная оценка каждого конкретного преподавателя и сотрудника. В случае отрицательной оценки трудовые договоры расторгались. При получении положительной оценки специалист мог подать на конкурс на создаваемые заново должности. Только в единичных случаях было возможно продолжить работу в составе отдельной исследовательской группы. Многие преподаватели и сотрудники были выведены на досрочную пенсию или потеряли работу.
Подводя итог сказанному выше, можно констатировать, что в период объединения Германии университеты ГДР пережили крайне сложный и связанный с многочисленными конфликтами процесс. Кроме личных трагедий людей, мгновенно терявших работу и практически не имевших шансов продолжить свою профессиональную деятельность, достаточно драматическими были изменения для самих учебных заведений, которым предстояло начинать новую жизнь как с организационной, так и с содержательной точки зрения.
Рыночная экономика выдвигала собственные приоритеты, стимулировала новые направления подготовки и делала абсолютно бесполезными многие ранее востребованные знания и навыки. Демократия, предоставлявшая право выбора (например, политической партии или молодежной организации), требовала формирования нового мировоззрения и самостоятельности мышления, которые в ГДР не просто не поощрялись, но зачастую карались. Академические свободы в обучении и исследованиях ставили преподавателей, исследователей, студентов перед дилеммой, с которой они не сталкивались ранее: необходимостью функционировать автономно и нести ответственность за принятое решение, чего они не делали долгие годы. Потери на этом пути были значительными.
Для западногерманских университетов включение в ландшафт новых учебных заведений означало усиление конкуренции, однако она не была жесткой. Восточные земли только начинали развиваться в направлении демократической политики и социального рыночного хозяйства, что не позволяло им активно заниматься университетами: ресурсы были ограниченными, потребности – огромными. Таким образом, переход не был достаточно сильным побудительным мотивом для модернизации образовательной политики и поиска новых путей развития германской высшей школы.
Список литературы Германские университеты: новое развитие после воссоединения страны
- Пригожин И., Стенгерс И. 1986. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой (пер. с англ.; под общ. ред. В.И. Аршинова, Ю.Л. Климонтовича, Ю.В. Сачкова). М.: Прогресс. 432 с. Доступ: http://yanko.lib.ru/books/betweenall/prigogine-stengers_ru.htm#_Toc1693186 (проверено 03.11.2016)
- Günther O., Schmerbach S. Deutsche Universität im Umbruch -20 Jahre nach der Wende. URL: https://www.uni-potsdam.de/fileadmin01/projects/praesidialbereich/docs/GuentherSchmerbach20JahreMauerfall.pdf (проверено 03.11.2016)
- Hoffman S. Abriss zur Geschichte der Universität in Deutschland. URL: https://tu-dresden.de/gsw/phil/ressourcen/dateien/fak/fsr/antiquarian/dokumente/Geschichte-der-Universitaeten.pdf?lang=en (проверено 03.11.2016)
- Reith K.-H. 2010. Als die Humboldt-Uni für eine Mark verkauft werden sollte. URL: http://www.spiegel.de/lebenundlernen/uni/ost-hochschulen-nach-der-wende-als-die-humboldt-uni-fuer-eine-mark-verkauft-werden-sollte-a-709213.html (проверено 03.11.2016)
- Wiedervereinigung DDR-Hochschulen. Probleme der Wiedervereinigung des akademischen Bildungswesens Deutschland. Denkschrift der Mitteldeutschen Hochschulkommission der Westdeutschen Rektorenkonferenz. -WRK. 1958. 15 September. URL: www.bvmw.de/(проверено 03.11.2016)