Герои и патриоты в современном кинематографе

Автор: Кошкин Андрей Петрович, Мельков Сергей Анатольевич

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Экспертиза

Статья в выпуске: 1, 2011 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируется проблема развития современного кинематографа, в котором практически постоянно идет поиск современного российского героя. Рассмотрены ценности и интересы власти и общества, которые мог бы реализовать отечественный герой.

Американские герои, комиксы, воин креатива, национальная безопасность, российский киногерой

Короткий адрес: https://sciup.org/170165565

IDR: 170165565

Текст научной статьи Герои и патриоты в современном кинематографе

М ировой кризис детерминировал поиск новой модели управления страной. В Р-оссии национальным брендом стали «модернизация», «консерватизм» и «патриотизм», но их содержательное наполнение вызывает острейшие дискуссии. Р-оссийский кинематограф тоже активно откликается на социальнополитические запросы. В последнее время в отечественный прокат вышли несколько фильмов о войне и ее последствиях («Б-рестская крепость», «Край», «Утомленные солнцем 2»). Идет поиск идей и личностей, способных обеспечить российскую идентичность.

Попробуем понять: какой герой нужен сегодняшней Р-оссии? Можно, скажем, скопировать американские комиксные схемы (Р-эмбо, человек-паук, борец с Терминатором) и механически перенести их в Р-оссию. Однако российская попытка слепого копирования не удалась – мы имеем в виду фильм «Ч-ерная молния» о российском юноше, нашедшем машину с волшебными свойствами и затем спасшем свой родной город. Фильм этот фантастичен, не реален. Не думаем, что такой герой мог стать популярным в Р-оссии, так как он закрыт для окружающих и занят разрешением своих внутренних комплексов.

КОШКИН

Андрей

Петрович – д.полит.н., профессор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

МЕЛЬКОВ Сергей

Может быть, нам нужен обязательно «герой-вояка»? Сложный вопрос. В нашей армии, как и в обществе, сегодня идут сложные процессы, формируется ее новый облик. Но можно ли его сформировать в основном административными методами, не создав новый идеал военнослужащего российской армии? Приходится признать, что наши мальчишки сегодня формируются на действиях крутых парней, которых играют С. Сталлоне, А-. Шварценеггер, Б-. Уиллис и др. Неплохо, что им подражают во всем мире, ведь политический заказ на «жестких мужчин» был сформирован в А-мерике в 1970-х гг. для поднятия популярности военной службы и Пентагона. Следовательно, сегодня в Р-оссии нужен свой национальный воин-герой для подражания, не уступающий по популярности зарубежным кумирам.

Пожалуй, сложно найти в американском кинематографе более популярного выходца из армейской среды, чем Джон Р-эмбо. Первый фильм о Р-эмбо начинается через десять лет после окончания войны во Вьетнаме. Главный герой не смог найти себя в мирных условиях, поскольку он убийца-профессионал, но это умение не востребовано. Р-эмбо восстал против власти, поскольку ее действия расходились с его представлениями о справедливости. «Они начали первые», – многократно повторяет Р-эмбо. В противостоянии власти и отставного военного-одиночки была показана неспособность американского государства социализировать бывших военных. Словом, недоверие между ветеранами войн и властью выплеснулось на экран.

Ненужность подготовленного профессионала-одиночки однозначно вызывает социальное сочувствие. В конце первого фильма герой сдался властям и тем самым подчинился закону, что очень важно для демократического общества.

Объяснений, почему в современной Р-оссии пока нет нового идеального героя, много. От несовершенства российского кинематографа, до отсутствия популярности армии в обществе. Но если считать, что время нового российского героя еще не пришло, то он никогда и не появится. Е-сли будем полагать, что формирование героя/супергероя – это проблема армии, то ошибемся. Это дело власти и общества, именно в такой последовательности.

Попытки сформировать героя в рамках взаимодействия наших и иностранных спецслужб в отечественном кинематографе были. Е-сть удачные примеры создания отечественных героев из числа спецслужб. В фильме «Обратный отсчет» все главные герои могут быть написаны с большой буквы: один ездит на «крутой тачке» и владеет приемами рукопашного боя (А-. Мерзликин), вторая (О. А-киньшина) – гений-хакер, третий (Л. Ярмольник) – слепой минер от бога. Все они находятся в команде (спецподразделении) борцов с терроризмом, но, похоже, на статус главного российского героя пока не тянут. Да и формат этого фильма вполне голливудский. Словом, некий серьезный и брутальный идеал для укрепления своей безопасности Р-оссии нужен, но его еще предстоит найти. Среди общечеловеческих ценностей – «строительного материала» российского супергероя, – на наш взгляд, необходимо выбрать следующие: 1) любовь к Р-одине, 2) любовь к женщине, 3) обостренное чувство справедливости, 4) стремление быть там, где обществу и людям тяжело и опасно. Наш супергерой должен стоять на страже интересов общества, простых граждан, слабых и беззащитных.

В нашей стране сегодня продолжают культивироваться пропагандистские «штампы» патриотических ценностей (периодически выдаваемых за общечеловеческие). Но люди в большинстве своем, полагаем, равнодушны к подобной пропа- ганде, их чаще волнуют цены на продукты, услуги ЖКХ и бензин. На Западе патриотизм зиждется на заботе о гражданах, хороших дорогах, качественном бытовом обслуживании, улучшении условий для стариков и детей. В Р-оссии на фоне ухудшения медицинского обслуживания, поборов в школах и больницах наращивание властью температуры вокруг патриотических ценностей пропагандистскими методами выглядит бессмысленно.

Во все времена у всех народов умные люди – достояние нации. Ученый – герой, т.к. он борется с неизведанным во имя лучшей жизни. У нас это, как правило, нищий исследователь, воюющий с ветряными мельницами, которые вращают чиновники. Создатели телесериала «Побег» своеобразно героизируют представителей науки. Выпускник МГТУ им. Н.Э Б-аумана с красным дипломом, он же успешный бизнесмен, специально садится в тюрьму, чтобы, используя свои знания и опыт строителя, подготовить побег своего брата, незаконно обвиненного и приговоренного к высшей мере наказания.

Наш педагогический опыт убеждает, что российская молодежь в условиях развивающихся рыночных отношений уже давно сделала запрос на героическую интеллектуальную личность. Но какую? Нынешнее поколение, вступающее в активный период созидания, было свидетелем уничтожения основ советской идеологии, морали и нравственных ориентиров, когда стремительное обогащение одних происходило в результате быстрого обнищания других. Молодежь не хочет доживать свой век на мизерную пенсию. Потому идеалы героических поколений советских времен перестали быть для молодых людей привлекательными. В период их становления главным мерилом успеха были деньги, причем зачастую любой ценой. Сегодня методы достижения успеха меняются. Молодежь ради обогащения уже не хочет идти в наемные убийцы, черные рейдеры, на панель, а фильмы «Б-ригада», «Жмурки», «Б-анды» перестали быть руководством к действию. Новые российские патриоты с хорошим образованием желают работать в Газпроме, ЛУКОЙЛе, Счетной палате и судейском сообществе, приобщаться к партийным фондам. Такие ценности и интересы выдвигают нынешнее молодое поколение на ключевые позиции в стране.

Для кинематографа и литературы игно- рировать подобного рода стремления – значит, удаляться от жизни. Героический идеал без связи с правдивыми, реальными ценностями и интересами – это мертворожденный супергерой.

Так как власть – пока единственная эффективная сила в Р-оссии, политэлита может и должна выстроить стратегию по созданию супергероя. Заказ на героя, полагаем, уже существует. Президент Р-Ф и представители политической элиты встречаются с культурной интеллигенцией, где не только обсуждаются проблемы современного искусства, но и продуцируются эталоны общественного поведения в условиях модернизации.

Р-оссийское общество нуждается в положительных героях для своего обновления и адаптации к современным реалиям, в т.ч. к новым условиям комплексной безопасности, когда вызовы и угрозы неизвестны и/или постоянно изменяются. В обществе созревают требования к супергерою, но пока разрозненные требования не сложены в схему и не запущены как механизм.

Востребован ли кинематограф в качестве инкубатора героев в современной Р-оссии? Мы считаем, что да. Нет сомнений в том, что кинематограф будет продолжать героизировать Великую Отечественную войну. Полагаем, в ближайшее время появятся фильмы о замечательных воинских коллективах, в которых служат преданные делу государства и Р-одины воины. Появления героя-одиночки типа Р-эмбо ожидать не стоит: в нашей стране в одиночку с властью не поборешься.

Пока что в современных отечественных военных фильмах герой либо отсутству- ет в принципе, либо имитируется, как в последнем фильме Никиты Михалкова «Утомленные солнцем 2: Предстояние». Комбриг Котов и его дочь заняты выживанием, их ценности и личные убеждения остаются нам неизвестными. Также неудачная, хотя и более творческая попытка формирования современного героя предпринята в фильме «Мы из будущего». Понятен посыл фильма: «Прошлое ближе, чем ты думаешь». Создатели фильма отправляют четверых черных следопытов в 1942 г. Там, в прошлом, все кажется ясным: там – враги, а здесь – свои. Или умри вместе со всеми за Р-одину, либо все равно умри, но как трус и предатель, т.е. вся обстановка способствует героизму. Но фильм заканчивается, главные герои ввозвращаются в наше время, стоят на дороге, и не ясно, что делать, в чем современный героизм, где и как его проявлять?

На наш взгляд, в ближайшее время героями российских фильмов (но не национальными героями) станут военнослужащие, спасающие своих товарищей в критических ситуациях (прикрывающие их собственной грудью, спасающие мирных жителей от террористов и т.д.), либо честные герои мирных ратных будней. Поиск современного героя в российском обществе продолжается. Р-оссийский герой, видимо, должен закрывать те ниши в общественной жизни, которые не могут закрыть ни власть, ни общество. Он должен быть обращен в будущее, в российскую перспективу. Герой должен быть продвинутым, образованным, но он не может быть полностью лояльным и легко управляемым. Такого героя и будем искать.

Статья научная