Гибель больших крохалей Mergus merganser и гоголей Bucephala clangula от обмерзания оперения в сильные морозы на Иртыше в Усть-Каменогорске зимой 2009/10 года
Автор: Березовиков Николай Николаевич
Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis
Статья в выпуске: 966 т.23, 2014 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140154531
IDR: 140154531
Текст статьи Гибель больших крохалей Mergus merganser и гоголей Bucephala clangula от обмерзания оперения в сильные морозы на Иртыше в Усть-Каменогорске зимой 2009/10 года
В течение первого десятилетия ХХI века столетия ниже плотины Усть-Каменогорской ГЭС на протяжении 30 км незамерзающего русла Иртыша сложился устойчивый очаг зимовки водоплавающих птиц, основу которого составляют кряквы Anas platyrhynchos , гоголи Bucephala clangula и большие крохали Mergus merganser . При этом кряквы на отдых и ночёвку стали собираться на островках, покрытых льдом, у места впадения реки Ульбы в Иртыш, образуя скопления до 200-500 особей (рис. 1-2).
Рис. 1. Место отдыха крякв Anas platyrhynchos и гоголей Bucephala clangula на островках Ульбы. Усть-Каменогорск. 1 декабря 2011. Усть-Каменогорск. Фото В.Иконникова.
Крохали и гоголи предпочитают более глубоководные участки русла Иртыша с быстрым течением, где держатся группами по 2-5 штук. В тополево-ивовых рощах по берегам Ульбы и Иртыша в 2005-2010 го- дах стали оставаться на зиму до 3 орланов-белохвостов Haliaeetus albi-cilla (рис. 3), хотя во второй половине ХХ века на Иртыше между Усть -Каменогорском и Семипалатинском их никогда не встречали не только зимой, но и во время миграций.
Рис. 2. Стаи крякв Anas platyrhynchos на Иртыше в устье Ульбы. Усть-Каменогорск. 1 декабря 2011. Фото В.Иконникова.

Рис. 3. Орлан-белохвост Haliaeetus albicilla на иве около стаи крякв. Усть-Каменогорск. 1 декабря 2011. Фото В.Иконникова.
Зима 2009/10 года относится к категории аномально суровых в Казахстане из-за вторжения холодных масс воздуха Сибирского антициклона. Особенно морозной, многоснежной и губительной для птиц и копытных зверей она была на востоке республики в бассейне Верхнего Иртыша. Крайне тяжёлая ситуация в ту зиму сложилась и в местах зимовки водоплавающих птиц (рис. 4). В декабре и январе стояли 30-
40-градусные морозы. Над Иртышом и Ульбой неделями стоял густой туман, деревья и кустарники вдоль рек и в ближайших городских скверах из-за постоянных испарений обильно покрылись изморозью и местами обледенели. Полоса открытой воды по руслу Иртыша сузилась до 20-30 м и была заполнена плывущей снежной «кашей» – шугой. В первой и второй декадах февраля 2010 года в Восточно-Казахстанской области установились 40-градусные морозы, выпали глубокие снега. Связь между населёнными пунктами в сельской местности надолго прерывалась из-за того, что буранами были переметены все дороги. Особенно сложная ситуация сложилась в горных местностях Алтая, Калбы и Тарбагатая, где через 2-3-метровый снег с трудом пробивались дороги от села к селу. Во многих крестьянских хозяйствах из-за невозможности подвоза кормов начался падёж скота. Ещё в более сложном положении оказались оставшиеся на зимовку сибирские косули Capreolus pygargus , которые гибли не только от бескормицы и многоснежья, но от браконьерства, так как охотники истребляли их, преследуя на снегоходах «Буран». Подобные факты регистрировались в Зайсанском, Тарбагатайском, Урджарском и Алакольском районах (Березовиков, Левинский 2010).

Рис. 4. Истощённые большие крохали Mergus merganser на ледяных заберегах Иртыша. Усть-Каменогорск. 11 февраля 2010. Фото А.Мазницина.
В Усть-Каменогорске с 5 по 15 февраля 2010 морозы достигли своего апогея – минус 46°С. Ульба в пределах города замёрзла, лишь по центральной части Иртыша сохранилась узкая полоса воды. Мест для полноценной кормёжки уток, особенно крохалей и гоголей, на реке осталось мало. Среди них стали отмечаться случаи гибели не только от истощения, но и в результате обмерзания оперения, особенно маховых перьев. Среди погибших крохалей наблюдались особи с сильно обледеневшими клювами и крыльями. Часть из них вмерзала в лёд, другие замерзали, выбравшись на края заберег (рис. 5, 6). Кряквы нередко укрывались от ветров среди сугробов, кустарников и тростников по берегам (рис. 7, 8).

Рис. 5. Обледеневший и замёрзший самец большого крохаля Mergus merganser на Иртыше при температуре -46°С. 11 февраля 2010.
Рис. 6. Замёрзший самец гоголя Bucephala clangula на Иртыше в Усть-Каменогорске.
13 февраля 2010. Фото А.Мазницина

Рис. 7. Кряквы Anas platyrhynchos , укрывшиеся среди сугробов. Иртыш в Усть-Каменогорске. 13 февраля 2010. Фото А.Мазницина.
По свидетельству очевидцев на Иртыше по утрам доводилось видеть до десятка замёрзших уток, некоторых из них расклёвывали орланы и серые вороны Corvus cornix. Ослабленных и ещё живых уток нередко забирали домой горожане. Жители Усть-Каменогорска по соб- ственной инициативе подкармливали уток, принося и оставляя на заберегах хлеб, который охотно поедали кряквы. В середине февраля, когда в средствах массовой информации была озвучена проблема гибели уток, к подкормке птиц подключилось Восточно-Казахстанское областное общество охотников и рыболовов, сотрудниками которого выложено по одной тонне зерна и жмыха на водоёмы очистных сооружений и по берегам Иртыша от границы города вниз до села Украинка. Корм выкладывался в местах, где были участки открытой воды и держались скопления уток.

Рис. 8. Селезень кряквы Anas platyrhynchos в тростниках. Иртыш в Усть-Каменогорске. 13 февраля 2010. Фото А.Мазницина.
В ту зиму погибло много уток — по разным оценкам, от 500 до 1000 особей. Спасти удалось немногих. Сложная ситуация для выживших в январе-феврале водоплавающих птиц сохранялась и в течение марта из-за затянувшейся зимы, возвратов холодов и снегопадов. Последующие три зимы были также суровыми, но Иртыш и Ульба даже в сильные морозы не замерзали, поэтому утки успешно перезимовали.
Автор выражает искреннюю признательность А.Мазницину, В.Алексееву, В.Икон-никову и Б.Кучукову (Усть-Каменогорск), предоставившим свои фотографии для этой публикации и уточнившим некоторые детали зимовки уток.