Гиперурикемия и артериальная гипертония: взаимосвязи и риски
Автор: Мирабдуллаев И.А., Усманова У.И., Мусашайхов У.М., Мусашайхова Ш.М.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 2-2 (93), 2022 года.
Бесплатный доступ
По данным Всемирной организации здравоохранения, распространенность артериальной гипертонии (АГ) значительно увеличилась во всем мире, число больных АГ составляет приблизительно 1,13 млрд. Этиология эссенциальной АГ многофакторная и сложная. В ряде исследований была продемонстрирована независимая ассоциация между гиперурикемией и АГ, но вероятность наличия прямой причинной связи всё еще обсуждается. В обзоре освещены современные представления об этиопатогенетическом континууме АГ и гиперурикемии, а также терапевтические подходы к коррекции этих расстройств.
Артериальная гипертония, гиперурикемия, подагра
Короткий адрес: https://sciup.org/140291252
IDR: 140291252
Текст научной статьи Гиперурикемия и артериальная гипертония: взаимосвязи и риски
Department of GP-1 Department of Propaedeutics of Internal Diseases
Andijan State Medical Institute
HYPERURICEMIA AND ARTERIAL HYPERTENSION: INTERRELATIONS AND RISKS
Актуальность. Многие десятилетия повышенный уровень МК в сыворотке крови рассматривался как фактор риска развития подагры и мочекаменной болезни, однако уже в конце XIX века появилась гипотеза о взаимосвязи ГУ с ССЗ, в частности с АГ [5]. В 1879 г. ученые обратили внимание на тот факт, что некоторые пациенты с повышенным АД имели близких родственников, страдающих подагрой, и предположили вовлечение МК в патогенез развития АГ.
По результатам исследования NHANES, которое включало 5707 участников в возрасте от 20 лет и старше, среди лиц с подагрой АГ была диагностирована у 74% пациентов, хроническая болезнь почек (ХБП) — у 71%, ожирение (индекс массы тела >30 кг/м2) — у 53%, сахарный диабет (СД) 2-го типа — у 26%. Эти показатели были выше, чем у лиц с нормальным уровнем МК, среди которых АГ имела место у 47,2%, ХБП - у 70,4%, СД 2-го типа - у 12,2% [2,7]. С повышением уровня МК на-Лечебное дело 1.202111
Рекомендации по ведению больных наблюдалось и постепенное увеличение распространенности сопутствующих заболеваний. Кроме того, в исследовании NHANES III представлены данные о более высоком риске смерти от всех причин и от ССЗ у пациентов с ГУ. При этом указанная связь оставалась статистически значимой и после поправки на демографические факторы и сопутствующие заболевания [3,6].
В настоящее время большое количество данных подтверждает участие ГУ в развитии АГ, и в ряде исследований было продемонстрировано, что МК является независимым прогностическим фактором риска гипертонической болезни. В мета-анализе 18 проспективных исследований (55 607 пациентов) было установлено, что ГУ приводит к возникновению АГ и повышает риск ее развития на 13% при увеличении концентрации МК в сыворотке на каждые 1 мг/дл [1,4]. Однако эта взаимосвязь варьировала в зависимости от возраста и пола и являлась более значимой у молодых лиц и у женщин [5]. В исследовании L. Liu et al. было отмечено влияние ГУ на развитие предгипертонии [6]. Среди 15 143 участников с исходным нормальным офисным уровнем АД лица с повышенным уровнем МК имели на 17% более высокий риск развития предгипертонии по сравнению с лицами с более низким уровнем МК.
Цель исследования. Целью исследования стало изучение проблемы гиперурикемии как фактора риска АГ. Изучить региональные особенности распространенности основных факторов риска и структуры коморбидной патологии у пациентов с ГУ и АГ.
Материалы и методы исследования. В исследование было включено 106 больных ГУ и АГ. Включение проводили при наличии информированного согласия. Критерии исключения: возраст пациента старше 75 лет, острая или хроническая экзогенная интоксикация, отказ пациента от исследования.
Результаты исследования. В нашем исследовании нарушение обмена липопротеидов выявлено у 93 % больных подагрой и 90 % при БГУ, а сочетание гипертриглицеридемии и ГУ у лиц с абдоминальным ожирением при подагре у 45 %, при БГУ у 22 % пациентов.
Полученные в ходе исследования результаты показали существование взаимосвязей ГУ с ожирением, нарушением обмена липопротеидов (увеличением уровня ОХ, ЛПНП, гипертриглицеридемией), а также АГ и поражением органов-мишеней. У больных подагрой и БГУ прогностическое значение АГ становится особенно неблагоприятным в связи с высокой частотой сопутствующих обменных нарушений.
Анализ данных нашего исследования указывает на сочетание гиперурикемии с более выраженным повышением АД. У больных подагрой и БГУ преобладала II ст. (53 и 57 %) и I ст. АГ (37 и 30 %) с преобладанием неблагоприятных характеристик суточного профиля АД по типу недостаточного снижения АД в ночное время и ночная гипертония («нон-дипперы» и «найт-пикеры»). В ряде работ показано, что у больных с ГУ изменения суточного профиля АД характеризовались тенденцией к уменьшению степени ночного снижения ДАД и инверсией суточного ритма ДАД, а также повышением ночной вариабельности АД.
В связи с вышесказанным коррекцию нарушений обмена МК на фоне АГ следует рассматривать в ряду первоочередных мер первичной и вторичной профилактики, включающих, прежде всего, воздействие на особенности образа жизни - ограничение пищевых продуктов, содержащих большое количество пуриновых оснований, отказ от приема алкоголя и назначение адекватной антигиперурикемической и антигипертензивной терапии у больных подагрой, так и с бессимптомной гиперурикемией.
Вывод. Таким образом, снижение уровня МК в сыворотке крови, достигнутое посредством лечения пациентов уратснижающими препаратами, главным образом ингибитором ксантиноксидазы, связано с уменьшением частоты нежелательных сердечно-сосудистых событий и улучшением контроля АД.
Бессимптомную ГУ можно рассматривать как новую мишень терапии с целью снижения риска ССЗ и ССО и рекомендовать применение аллопуринола для ее коррекции у пациентов с АГ, особенно при высоком сердечно-сосудистом риске.
Список литературы Гиперурикемия и артериальная гипертония: взаимосвязи и риски
- Ал-Нувайрах, A.A. Особенности эндотелий зависимой вазодилятации у больных подагрой / A.A. Ал-Нувайрах, В.В. Тыренко, В.А. Качнов, E.H. Цыган // Вестник Российской Военной медицинской академии. - 2011. -Т.34, № 2.-С. 38-39.
- Евдокимова, А.Г. Артериальная гипертензия и высокий риск сердечнососудистых осложнений: фокус на лизиноприл / А.Г. Евдокимова, В.В. Евдокимов, A.B. Сметанин и др. // Трудный пациент. - 2010.- № 11.- С. 4-9.
- EDN: OGBOQD
- Маркелова, Е.И. Значение суточного мониторирования артериального давления в диагностике артериальной гипертонии у больных подагрой / Е.И. Маркелова, В.Г. Барскова, А.Е. Ильина и др. // Научно-практическая ревматология. - 2010.- № 1,- С. 61-66.
- EDN: LADRAN
- Desai M.Y., Santos R.D., Dalal D. Relation of serum uric acid with metabolic risk factors in asymptomatic middle-aged // Am. J.Cardiol. - 2005. - Vol. 95. - P. 865-868.
- Mazzali M. Elevated uric acid increases blood pressure in the rat by a novel crystal- independent mechanism // Hypertension. - 2001. - Vol. 38. - P. 1101-1106.
- Takahashi S., Yamamoto T., Moriwaki Y. Increased concentration of serum Lp(a) lipoprotein patients with primary gout // Ann. Rheum. Dis. - 2005. - Vol. 54. - P. 9-15.
- Zhang W. Clinical Studies Including Therapeutics (ESCISIT) EULAR Standing Committee For International Part II: Management. Report of a task force of the EULAR evidence based recommendations for gout // Ann. Rheum. Dis. - 2006. - Vol. 65. - P. 1312-24.
- EDN: LKDJYH