Гипнотерапия в комплексном лечении патохарактерологического недержания кала
Автор: Салынцев И.В., Зуйкова Н.Л.
Журнал: Академический журнал Западной Сибири @ajws
Рубрика: Психиатрия. Неврология
Статья в выпуске: 5 (60) т.11, 2015 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140221709
IDR: 140221709
Текст статьи Гипнотерапия в комплексном лечении патохарактерологического недержания кала
Это расстройство по своей сути относится к эн-копрезу неорганической природе (F-98.1) и характеризуется повторяющимся произвольным или непроизвольным отхождением кала, обычно нормальной или почти нормальной консистенцией, в местах, которые в данной социокультурной среде являются неадекватными и неприемлемыми для этого [2], как результат патохарактерологической реакции пассивного протеста [1]. При сохранении психотравмирующей ситуации свыше 1-2 месяцев форма реагирования от реакции переходит в невротическое состояние (а этому способствует наличие ММД, черты органической психики: повышенная вязкость аффекта, инертность, тугодумие, медлительность, упрямство, соматическая патология) и может продолжаться несколько лет с формированием нарушения личности [1], если не проводится необходимое лечение.
Клинический случай, приводимый авторами, иллюстрация эффективности гипнотерапии в комплексном лечении данной патологии у ребенка В. 9
лет. Обратился с матерью с жалобами на «калома-зание и обильным выделением кала». Из анамнеза жизни и заболевания, со слов матери известно, что в период беременности на 6-м месяце отец ребенка устраивал часто необоснованные скандалы, основанные на подозрении в измене. Мать ребенка испытывала часто эмоциональное напряжение (отмечался тремор пальцев рук, заикание), когда возникал скандал. Надеялась, что все изменится после рождения ребёнка. Пыталась себя успокоить, т.к. «накладывалась огромная ответственность - появление ребёнка». Ребёнок родился в срок от 1-й беременности, 1 -х нормальных родов, закричал сразу. Вес при рождении 3500 г. Рос и развивался соответственно возрасту. До двух лет отношения между родителями наладились, но затем «на глазах у ребенка стали происходить ужасные ссоры: отец В. мог швырять в мать разные предметы, поднимать руку, унижать и оскорблять». Мальчик боялся отца и, порой, возвращаясь из детского сада даже говорил матери: Мама давай не пойдём домой». Тогда В. и «начал пачкать трусики калом», но мать не придавала этому значения, думала, что «маленький ещё, что пройдёт…». В 2009 г. она приняла решение о разводе, и ушла с ребёнком жить к родителям. После официального развода в 2010 г. казалось, что всё будет хорошо и у В. стали урежаться проявления энкопреза. Ребёнок кроме садика посещал различные кружки, готовился к школе. Но уже с начала посещения школы (новая обстановка и новые дети, строгие правила поведения) энкопрез заметно усилился: «началось обильное неконтролируемое выделение кала». Со слов матери «такие серьёзные перемены в жизни мальчика (учеба в школе) и спровоцировали обострение болезни». Периодически, В.,живя с мамой без отца, «копировал его поведение в отношении матери: грубо оскорблял её («в аналогичном формате»), поднимал руку… Потом сожалел и переживал, что так поступил. И в споре с друзьями или одноклассниками вел себя агрессивно, спор быстро переходит в ссору «с оскорблениями и кулаками». Все попытки матери объяснить, что нельзя сразу драться, а можно разрешить спор словами, - не давали положительного результата. В. молчал и не желал слушать мать. Боится, что мать его бросит, т.к. временно уехала на заработки в Москву. Она строит планы выйти замуж и создать новую семью с любимым человеком и сыном, который проявляет интерес к отчиму, «тянется к нему».
При первичном осмотре в клинической беседе смотрит на врача из под лобья, немногословен, но утвердительно кивает головой на вопрос о необходимости лечения. Полностью ориентирован в месте, времени и пространстве, собственной личности. Интеллект соответствует возрасту и полученным знаниям. Подтверждает «свою упрямость» в характере и «непримеримость» в разрешении конфлик- тов путем компромиссов, переубеждения, словесных споров, а «не кулаков». Соглашается изменять свое поведения : «пытаться договариваться на словах, а не кулаками отстаивать свою правоту или соглашаться с правотой приятелей, признавая свои ошибки». Доступны абстрактно-логические понятия. Эмоционально лабилен. Явления энкопреза подтверждает. Но не всегда способен регулировать каловыделение и контролировать себя при позывах «покакать». Готов выполнять все условия лечения (прием лекарств, функциональные тренировки, сеансы внушения и самовнушения), решительно кивая головой в знак согласия.
Коплексное лечения началось сразу после осмотра с разъяснительной психотерапии и внушения наяву. Основные суггестии наяву, а затем в гипнозе (15 сеансов на курс) были направлены на реализацию правильных стереотипов поведения в конфликтных ситуациях, умению прощать обиды, примеряться с обидчиками, постоянному самоконтролю к позывам на дефекацию, гигиене и выполнению функциональных тренировок (удержанию продолговатого предмета, например, карандаша с гладкими концами, в анусе 5-10 минут ежедневно в течение месяца). Медикаментозное лечение осуществлялось приемом пантогама и раствора неулеприла в малых дозах. Положительная динамика была уже через наделю. В течение 2-х месяцев основная симптоматика редуцировалась.
Катамнез через 1 год: со слов матери, у В. «…энкопрез устранен, улучшилось поведение в школьном коллективе и успеваемость»
Список литературы Гипнотерапия в комплексном лечении патохарактерологического недержания кала
- Буянов М.И. Недержание мочи и кала. -М.: М,1985. -184 с.
- Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10: уч. Пособие. -2-е издание., испр. -М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2008. -408 с.
- Шанько Г.Г. и др. Энкопрез неорганической природы у детей, 2006.