Гленн Гульд как исследователь русской музыкальной культуры
Автор: Храмов Валерий Борисович
Журнал: Культура и образование @cult-obraz-mguki
Рубрика: Культурные процессы и явления
Статья в выпуске: 2 (45), 2022 года.
Бесплатный доступ
В статье проанализирована концепция истории русской музыкальной культуры, разработанная канадским музыкантом и мыслителем Гленном Гульдом. Показано, что гульдианская оценка музыкальной жизни в СССР опирается на серьезную теоретическую подготовку автора. Он рассматривает историю русской музыку в разрезе проблем свободы творчества, взаимодействия искусства и власти. Гульд исследовал русскую музыкальную культуру, опираясь на познавательные принципы, которые применял к изучению других художественных феноменов, и оценил ее очень высоко за то, что творчески освоив западные формы, создала оригинальнейшую, обогатившую мировое искусство музыку. Выявлены специфика подхода канадского исследователя к истории русской музыкальной культуры: Гульд анализирует русскую музыку как музыковед, увидевший в ее истории полифонию и контрапункт, выявляет самостоятельные линии развития - экстраверта Мусорского, выражающего душу народа, и интроверта Чайковского, открывающего ее для всего мира, - их контрапунктическое соединение в музыке Скрябина. В заключительном разделе статьи отмечены элементы сходства и различия гульдианской концепции русской истории с учением П. Я. Чаадаева и А. С. Хомякова.
Гленн гульд, история русской музыки, пецифика русской музыкальной культуры
Короткий адрес: https://sciup.org/144162633
IDR: 144162633 | DOI: 10.24412/2310-1679-2022-245-28-38
Список литературы Гленн Гульд как исследователь русской музыкальной культуры
- Бердяев Н. А. Русская идея. Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2008. 318 с.
- Вступительная речь товарища А. А. Жданова на совещании деятелей советской музыки в ЦК ВКП (б) в январе 1948 года. Москва: Госполитиздат, 1952. 32 с.
- Гульд Г. Избранное. В 2-х кн.: перевод с английского. Москва: Классика XXI век, 2006. Кн. 1, 240 с. Кн. 2,. 216 с.
- Гульд Г. О музыке в Советском Союзе // Гульд Г. Избранное: перевод с английского. Москва: Классика XXI век, 2006. Кн.1. С. 169-185.
- Гульд Г. Фортепианные сонаты Скрябина и Прокофьева //Гульд Г. Избранное: перевод с английского. Москва: Классика XXI век, 2006 г. Кн. 1. С. 166-169.
- Лосский Н.О. М ир к ак о существление к расоты. О сновы э стетики. М осква: Прогресс-Традиция. 1998. 416 с.
- Маритен Ж. Ответственность художника // Самосознание европейской культуры: перевод с французского. Москва: Политиздат, 1991. С. 171—178.
- Прокофьев С.С. Дневники: Париж, 2002. Т. I. 800 с.
- Текст речи Уинстона Черчилля в Вестминстерском колледже, г. Фултон, штат Миссури, США, 5 марта 1946 г. [Электронный ресурс]. //https://historyrussia.org/tsekh-istorikov/archives/fultonskaya-rech-uinstona-cherchillya-1946-goda.html/
- Храмов В.Б. Интернет-трансляции фортепианных концертов без публики как феномен современной культуры //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. №5 (970). С. 80-88.
- Храмов В.Б. Учение о культуре и истории П.Я. Чаадаева и «старших славянофилов: диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук: 24.00.01 – Теория и история культуры / Храмов Валерий Борисович. Краснодар, 2003. 366 с.