Глобализации экономических отношений на страховом рынке
Автор: Кикичева Ю.С.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Статья в выпуске: 4 (17), 2015 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140114295
IDR: 140114295
Текст статьи Глобализации экономических отношений на страховом рынке
Глобализации экономических отношений не означает добровольную интеграцию экономических агентов, поэтому не обеспечивает равноправное развитие национальных рынков и их экономических агентов. Сущность глобализации состоит в расширении и усложнении взаимосвязей и взаимозависимостей экономических агентов разных национальных рынков, что выражается в процессе формирования мировых рынков капитала, товаров, услуг, рабочей силы.
Определяя временные рамки развития глобальной экономики, исследователи по-разному трактуют и датируют главные события в общемировом сближении, отмечая его основные вехи (эпоху Великих географических открытий, появление крупных колониальных империй, первую промышленную революцию), относя начало процесса глобализации к ранним этапам развития, например, к эпохе золотого стандарта (70-е г. XIX в. - 1914 г.) и к периоду доиндустриальной цивилизации (XV-XVIII вв.) [4]. Содержание глобализации представляют явления, разнородные по происхождению, сферам проявления, механизмам и последствиям, что позволяет рассматривать глобализацию как самостоятельную, сложную систему отношений, целостную, но внутренне противоречивую и изменчивую. В работе А. Феррера «История глобализации», опубликованной в 1996 г., прослеживается история формирования глобального рынка товаров, который, по мнению автора, институировался как самостоятельный сегмент планетарной экономики, имеющий свою особую динамику, и окончательно сложился в конце XVIII - первой половине XIX в.[5].
Противоречия экономической теории и практики развития этого процесса автор видит в том, что классическая политэкономия к тому времени уже преодолела меркантилизм, провозгласила принцип свободы торговли и предпринимательства в качестве важнейшего условия развития капитализма, однако, несмотря на доминирование либеральных концепций, последовательно проводила курс «laissez faire» одна Великобритания, модернизировавшей флот и захватила обширные колонии. Мировой рынок к тому времени оказался под контролем именно английского торгового капитала.
Такая противоречивая двойственность в развитие индустриальной цивилизации определила ее характерные черты: интенсивный хозяйственнотехнологический прогресс на уровне формирующихся национальных экономик постоянно испытывал сильное давление со стороны международных рынков, транснациональных интегрированных корпоративных структур, нарастающее по мере вовлечения в мирохозяйственные отношения все большего числа народов и диверсификации системы международного разделения труда.
В XX веке борьба за рынки и ресурсы приобрела новые измерения, что вылилось в две мировые войны и множество региональных и локальных конфликтов. После заключения двустороннего торгового договора с Великобританией (1860 г.) начала снижать внешнеторговые тарифы Франция. В последующие два десятилетия внешнеторговые тарифы были существенно снижены в большинстве других европейских стран (в среднем с 35% до 10-15%).
В эпоху золотого стандарта сохранялся относительно либеральный режим торговли, несмотря на начало повышения тарифов в Германии (после 1879 г.) и некоторых других странах. Временный «отказ от либеральной системы относится к годам Первой мировой войны, а окончательный ее крах произошел после начала «великой депрессии», в частности после резкого увеличения импортных пошлин США до 23% (1930 г.)» [6].
Ряд авторов считает, что глобализация как процесс развития и укрепления связей между локальными культурами и цивилизациями продолжается уже не одно столетие, однако вопрос о конкретных этапах этого процесса является достаточно дискуссионным. Несмотря на отмеченные процессы интеграции производства и капитала, сторонникам этих концепций не следует забывать, что базовыми категориями индустриальной цивилизации (до 70-х гг. ХХ в.) выступали национальный рынок, национальное хозяйство, национальный суверенитет, национальная культура, межгосударственные войны. Таким образом, проявление тенденций территориальной глобализации, выражающихся в укрупнении государственных и надгосударственных образований, строительство и формирование военно-политических союзов, концентрация финансовых, трудовых и прочих ресурсов в ограниченном городском пространстве (урбанизация) не является выражением основных характеристик собственно глобализационных процессов.
На наш взгляд, основной характеристикой глобализации является взаимозависимое развитие двух процессов: глобализации рынков (капитала, трудовых ресурсов, товаров и услуг) и глобализации экономических форм (укрупнение организационных структур экономики, формирование глобальных мегаоператоров). Совокупность этих процессов и является сущностной характеристикой глобализационных тенденций и представляет собой этап экономической глобализации, которая постепенно приобретала современные формы проявления: информационно-коммуникационную и финансовую.
Для выработки комплексной теории глобализации экономических отношений необходимо использовать междисциплинарный подход, так как рассматриваемые в рамках традиционного экономического анализа проблемы, связанные с влиянием глобализационных трендов на развитие экономик национальных государств, требуют использования синергетического подхода.
Актуальность обновления методологии исследования глобализационных тенденций в мировой экономике обусловлена необходимостью учета динамично меняющихся реалий окружающего мира. Вектор изучения глобализации формируется на основе субъект-субъектных отношений, происходит постепенное отрицание материи и системности со стороны подавляющего большинства ученых-экономистов разных специальностей. Изменяются классические линии демаркации между различными сферами науки, происходит их взаимопроникновение, что приводит к возникновению новых теорий научного познания.
В глобальной экономике категориальный аппарат качественно меняется. «Доминирующие сегменты и фирмы, представляющие стратегическую основу любой экономики, тесно связаны с мировым рынком, и их судьба зависит от того, насколько успешно они работают на этом рынке» [2], - пишет Мануэль Кастельс. Ученый отмечает, что динамика внутренних рынков зависит от способности национальных фирм конкурировать в глобальном масштабе. Следует подчеркнуть, что глобализация рынков стала возможной только в конце XX века, благодаря разительным переменам в транспортных и коммуникационных технологиях относительно информации, людей, товаров и услуг.
Основные изменения, вызвавшие появление глобальной экономики, связаны с управлением процессами производства и распределения, а также с производством как таковым. Доминирующие сегменты внутри большинства экономических секторов (будь то производство товаров или услуг) имеют в мировом масштабе собственные операционные процедуры, формируя, «глобальные сети». Процесс производства включает компоненты, произведенные в разных местах многими фирмами и представляющие при определенных условиях или для специфического рынка новую форму производства и коммерциализации: высокопроизводительную, гибкую и отлаженную систему производства.
Глобальная сеть не только по форме соответствует транснациональной корпорации, получающей материалы из разных источников по всему миру. Новая производственная система основана на стратегических альянсах и сотрудничестве по временным проектам между корпорациями, децентрализованными частями крупных компаний, малыми и средними предприятиями, объединенными в сети между собой и с крупными корпорациями. Транснациональные производственные системы существуют как товарные цепочки, ориентированные на производителей, и товарные цепочки, ориентированные на потребителей. Принципиальным фактором является то, что производственная структура такой сети территориально расположена по всему миру, и ее геометрия постоянно меняется как в целом, так и для отдельных составляющих.
Гарантом успеха управленческой стратегии в такой структуре является позиционирование фирмы (или конкретного производственного проекта) внутри сети так, чтобы получить конкурентное преимущество для данной конкретной позиции. Таким образом, структура самовоспроизводится и расширяется по мере того, как развивается конкуренция, в конечном счете, усиливая глобальные характеристики экономики в целом. Для работы в условиях изменчивой геометрии производства и системы распределения фирме необходима очень гибкая форма управления, основанная как на гибкости самой фирмы, так и на доступе к необходимым коммуникациям и производственным технологиям.
Современные процессы глобализации также продолжают менять прежнюю геополитическую структуру мира, причем переход от биполярной модели XX века к монополярной нельзя рассматривать как конечную точку.
Гиперглобалистское направление, получившее доминирующее выражение в научной литературе, связано с абсолютизацией процесса стирания национальных границ и исчезновения культурных различий между странами, свободным движением капитала, товаров и информации в рамках единого глобального рынка. В глобальной экономике «национальный эгоизм» становится бессмысленным. К числу наиболее ярких представителей данного направления относятся К. Омаи, Ф. Фукуяма, и Р. Райх. Одним из первых авторов термина «глобализация» является К. Омаи, посвятивший этой проблематике ряд работ [8]. Ученый в своих исследованиях обнаруживает постмодернистские взгляды, утверждая положения о том, что «традиционные национальные государства превратились в неестественные, даже невозможные с точки зрения бизнеса, единицы в глобальной экономике» [7].
Динамика процессов глобализации мировой экономики определяется развитыми в индустриальном и финансовом отношении странами. Глобализация финансовой сферы заметно усилилась в 1960-е гг., по мере того как возросшие торговля, туризм, миграция и конвертируемость текущего платежного баланса сделали систему контроля за балансом движения капиталов менее эффективным барьером для тех, кто хотел ее обойти.
Глобализацией обычно называют процесс возрастания экономической взаимозависимости стран мира вследствие все более тесной интеграции (сращивания) их национальных рынков товаров, услуг и капиталов. Процесс глобализации начался после второй мировой войны и значительно ускорился, начиная с середины 1980-х гг. Развитию глобализации содействовали две основные группы факторов. С одной стороны, это новые технические достижения, снизившие стоимость международной транспортировки, связи и финансовых расчетов настолько, что для многих фирм стало возможным и даже выгодным размещать свои подразделения в разных странах. С другой стороны - это либерализация рынков, услуг и капиталов многих стран, усиление финансовых взаимосвязей между экономическими агентами.
В современных условиях происходят сложные изменения в мировой экономике, прежде всего, определяемые как доминирование в ней финансовой составляющей развития. Глобализационные процессы в мировой экономике нарушили институциональные механизмы формирования национальных финансовых систем. Вначале правительства в развивающихся странах, а впоследствии и крупные корпорации воспользовались возросшими возможностями заимствований за рубежом и доступа к рынкам капитала для снижения стоимости своего финансирования.
Глобальный экономический кризис способствовал актуализации вопросов, связанных с оценкой преимуществ и недостатков процесса глобализации с точки зрения интересов отдельных стран, а также мировой экономики в целом. В условиях либерализации финансовых отношений страны перешли к так называемой «открытой экономике», означающей тесные взаимосвязи с мировым хозяйством и отмену ограничений в движении финансово-информационных ресурсов. Теория «открытой экономики» выступает как основа для оценки изменений, которые произошли на финансовом рынке в условиях глобализации.
Глобализация явилась одним из важнейших факторов быстрого экономического роста в таких странах Азии, как Гонконг (Китай), Южная Корея и Сингапур. Однако не всем развивающимся странам удалось в одинаковой мере воспользоваться выгодами процесса глобализации. Процесс присоединения развивающихся стран к мировым рынкам происходил медленно, за исключением стран Азии и еще нескольких стран Латинской Америки. Вместе с тем, развивающиеся страны, которым удалось интегрироваться в процесс глобализации мировой экономики, в результате не только получили существенные экономические выгоды, но и столкнулись с новыми проблемами.
Основные преимущества «открытой экономики», минимально связанной государственными ограничениями, международной торговли проистекают из упрощения выхода национальных производителей на мировые рынки товаров, услуг и капиталов. В результате экономические агенты национальных финансовых рынков, с одной стороны, получают определенные выгоды от участия в мировой системе разделения труда, а, с другой стороны, оказываются в условиях более напряженной конкуренции, господствующей на мировых рынках.
Ускоренная интеграция с мировыми рынками грозит сложными рисками, связанными, прежде всего, с попаданием национальных экономических агентов в условия непривычно интенсивной конкуренции. В результате глобализационных процессов наименее конкурентоспособные экономические агенты не выдерживали конкуренции и уходили с рынка.
Страны с «открытой экономикой», участвующие в международной торговле, выигрывают от перелива новейших технологий, институтов, информации, финансовых инструментов из глобального рыночного пространства, например, путем приобщения к новым знаниям. Перелив технологий, копирование институтов и привлечение необходимых ресурсов обеспечил до глобального кризиса странам догоняющего развития увеличение темпов роста экономики.
Развитие системного кризиса показало, что страны финансового центра не заинтересованы в кардинальной перестройке существующего финансового механизма развития глобальной экономики. Глобализация предстает как мирохозяйственный процесс, формирующий новое качество развития экономических агентов национальных рынков, регулируемый извне, их стратегий взаимодействия и финансовых явлений. Непосредственными причинами глобального финансового кризиса был выпуск финансовыми институтами США не обеспеченных, масс, как долларов, так и разнообразных финансовых деривативов.
Финансовый кризис показал, что в условиях глобальной экономики агенты национальных рынков тесно взаимосвязаны. Большинство ученых связывает особенности развития глобализационных процессов с усилением взаимосвязей и взаимозависимости в деятельности экономических агентов [3], отмечая, что глобализация означает не только интернационализацию связей, но и «создание глобальной целостности, когда каждый ее элемент превращается в орган мирового экономического организма» [1].
В связи с глобальным кризисом возникла необходимость изменения в конфигурации мировой экономики, инструментов ее развития для того, чтоб иметь возможность регулировать риски и не опасаться возникновения системных проблем. Мировое экономическое сознание большую часть последнего века формируется неоклассической экономической теорией, которая имеет системные дефекты, искажающие восприятие экономической реальности, что создает риски информационной асимметрии.
Список литературы Глобализации экономических отношений на страховом рынке
- Абалкин Л.И. Влияние процессов глобализации на развитие национальных хозяйственных систем//Экономист. 2005. №4. С.12
- Кастельс М.: Информационная эпоха: экономика, общество и культура/Пер. с англ. ред. о.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. С. 107.
- Коллонтай В.М. Особенности развития глобальной экономики//Философия хозяйства, 2007. №3 С. 29.
- Носова С. Глобализация -угроза любой национальной идее/Альтернативы глобализации: человеческий и научно-технический потенциал России. М., 2002. С.195.
- Ferrer A. Historia de globalizacion/Origenes del orden economico mundial. Buenos Aires, 1996. P. 75.
- Globalization in Historical Perspective//IMF. World Economic Outlook. Wash., 1997. Apr. P. 113.
- Ohmae К. The End of Nation -State./Free Press, 1995. P. 5, 20.
- The Beardless World. -Harper Business, 1990; The End of Nation -State. -Free Press, 1995; Putting Global Logic First. -HBR, 1995.