Глобальное информационное пространство как социокультурная среда формирования российской политической культуры в условиях глобализации
Автор: Мовсесян К.Н.
Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica
Рубрика: Проблемы функционирования политической власти
Статья в выпуске: 1, 2007 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14932585
IDR: 14932585
Текст статьи Глобальное информационное пространство как социокультурная среда формирования российской политической культуры в условиях глобализации
Быстрое развитие и распространение новых информационных и телекоммуникационных технологий оказывает возрастающее влияние на политику, экономику, науку и культуру общества, как в рамках национальных границ, так и в мире в целом.
Одной из характеристик глобализации является становление глобального информационного пространства, которое обеспечивает осуществление любых видов деятельности в реальном масштабе времени и стирает в мировом масштабе пространственно-временные границы. Глобализация объективно способствует активизации тенденций, ведущих к созданию основ глобального информационного общества. Становление единого глобального информационного пространства основано на постоянно развивающейся сети Интернета, телевидения и радио, обеспечивающей доступность информации в реальном масштабе времени и расширяющей контингент ее потребителей во всех регионах планеты.
Процесс формирования и функционирования политической культуры современных государств осуществляется в рамках глобального информационного пространства, которое будучи социокультурной средой оказывает на этот процесс самое непосредственное воздействие.
Российские средства массовой информации, являющиеся по существу составной частью глобального информационного пространства, активно используют технологии, целью которых является привлечение внимания не к программам политических партий, а к политикам, формирование их имиджа, соответствующего представлениям определенных групп и слоев общества. Тем самым снимается главная проблема - конкретный анализ истинных политических задач и целей, преследуемых этими политиками. Технологии, используемые транснациональными медиакорпорациями, функционирующими в глобальном информационном пространстве, направлены на иррационализацию политического сознания и лишение его роли ценностного ядра общественного сознания.
Анализ роли и места Российской Федерации в глобальном информационном пространстве и мировом цивилизационном процессе позволяет сделать некоторые выводы, непосредственно влияющие на процесс формирования политической культуры российского общества.
Глобальное информационное пространство на рубеже XX-XXI столетий становится объективной реальностью, выступающей в роли несущей конструкции информационного или постиндустриального общества являющегося формирующим пространством для выработки политической стратегии всех без исключения государств мирового сообщества. Геополитические, культурологические и технологические координаты Российской Федерации в глобальном информационном пространстве и мировом цивилизационном процессе свидетельствуют о глубокой интегрированности страны в мировое сообщество, в процессы, связанные с глубокой трансформацией современного общества в связи с его переходом в постиндустриальную стадию.
Глобальное информационное пространство, как результат и следствие глобализации, место в нем Российской Федерации создают, таким образом, необходимые предпосылки для активного включения России в мировой общецивилизационный процесс в качестве его ведущего субъекта, обеспечивая ей благоприятные условия для решения задач собственной постиндустриальной модернизации. Традиции российской политической культуры при этом способствуют более активному и целеустремленному включению органов государственной власти в решение многочисленных социально-экономических и политических проблем модернизации. Готовность российского общества к действиям властей, направленным на укрепление государственности, как важнейший фактор постиндустриальной модернизации, позволяет мобилизовать национальные ресурсы в интересах возрождения России. При этом роль Российской Федерации в современном миропорядке, ее влияние на характер протекания общецивилизационных процессов будет в значительной степени определяться тем, насколько ей удастся реализовать указанные преимущества и свести на нет действие негативных факторов.
Как отмечает В.А. Кутырев, для развития Запада характерно проявление рациональности действия в том, что все вопросы решаются с помощью применения множества технологий в виде социо- и психотехники, техники общения, сексуальных и других. Применение конкретных информационных технологий ведет к изменениям сознания. Содержанием такой эволюции является переход от восприятия слов через их осмысление с помощью логического мышления к восприятию целостных образов, что связано с воздействием непосредственно на чувства1.
Информация такого рода рассчитана на чувственно-эмоциональный уровень восприятия, инициирует тип мышления, не способный в принципе к выделению и осмыслению социальных проблем своей среды обитания, экономических и социальных причин общественного неблагополучия. Тем самым снимаются предпосылки для возникновения политического сознания, адекватного состоянию конкретного общества, что ведет к его примитивизации, потере определяющей роли в формировании и развитии общественного сознания в целом.
Таким образом, формирование глобального информационного пространства вносит ряд существенных изменений в характер протекания и содержание социально-экономических, политических и культурных процессов в целом во всем мире и в каждом отдельном государстве. Принципиальное значение приобретают вопросы равноправного участия в нем различных государств мира, содержание циркулирующей информации и характер ее влияния на политическую культуру национально-государственных общностей.
Список литературы Глобальное информационное пространство как социокультурная среда формирования российской политической культуры в условиях глобализации
- Крамаренко Р.А. Воспроизведение ценностей современного общества российским студенчеством: Социально-философский анализ: Автореф. дис. … канд. филос. наук. Новосибирск. 2003. С. 58