Гнездование обыкновенной пустельги Falco tinnunculus в необычном местообитании
Автор: Н.В. Лебедева, Н.Х. Ломадзе
Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis
Статья в выпуске: 2561 т.34, 2025 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140312175
IDR: 140312175
Текст статьи Гнездование обыкновенной пустельги Falco tinnunculus в необычном местообитании
Н.В.Лебедева, Н.Х.Ломадзе
Второе издание. Первая публикация в 201 4*
Обыкновенная пустельга Falco tinnunculus – обычный и самый многочисленный сокол на юге европейской части России – предпочитает открытые ландшафты, сельскохозяйственные угодья, долины рек. За пределами поселений человека гнездится здесь преимущественно в лесополосах, занимая в основном прошлогодние гнёзда грачей Corvus frugi-legus , сорок Pica pica , реже используя гнездовые постройки серых ворон Corvus cornix . Помимо гнёзд врановых, на юго-западе европейской части России гнёзда обыкновенной пустельги изредка можно встретить в нишах, образованных в глинистых и лёссовых обрывах и др.
В середине 1990-х годов обыкновенная пустельга стала осваивать необычные для неё гнездовые стации – тростниковые заросли. Вначале такие случаи были спорадичными, затем стали регулярными. А с 2011 года сформировалась постоянная гнездовая группировка обыкновенной пустельги в новых гнездовых стациях. Мы исследовали некоторые особенности гнездования данного вида в столь необычных стациях на Веселовском водохранилище. Для размножения в тростниковых зарослях у воды пустельга выбирает искусственные гнездовья для уток, размещённые непосредственно на водоёме. Искусственные гнездовые укрытия для уток выполнены из тростника и представляют собой конус с двумя входами непосредственно у зеркала воды. Первые два случая гнездования пустельги в тростнике зарегистрированы в 1991 году (Казаков, Ломадзе 2004) на одном из северных участков Веселовского водохранилища.
Дальнейший ежегодный мониторинг 750-1500 искусственных гнездовий для уток, выставленных в разных частях Веселовского водохранилища, показал, что обыкновенная пустельга начала активно осваивать эту гнездовую стацию лишь в 2000-х годах. Распределение гнездовых пар, сформировавшееся в 2013 году на Веселовском водохранилище в тростниковых зарослях, пока можно рассматривать как одиночное, тяготеющее к колониальному.
Распределение гнёзд идёт по следующему принципу: вначале в местообитании поселяются 1-2 пары пустельг, на следующий год вокруг этого ядра другие несколько пар заселяют подходящие гнездовья. А в 2013 году число такие «ядер» с относительно плотными поселениями пустельги на Веселовском водохранилище увеличилось, и численность в самих «микроколониях» выросла. В 2013 году мы наблюдали повышение плотности гнездящихся пар вокруг ранее сформированных «ядер».
Предыдущий анализ показал, что «тростниковая» группировка обыкновенной пустельги имеет отличия от группировки, размножающейся на деревьях: наблюдаются отличия в сроках размножения, плотности поселений, варьировании таких популяционных параметров, как, например, форма яйца (Лебедева и др. 2011, 2013).
Массовое начало размножения пустельги в тростнике приходится на третью декаду апреля. Величина полной кладки обыкновенной пустельги в тростниковых стациях варьировала от 3 до 6 яиц. Средняя величина кладки в этом биотопе составила 4.9±0.2 яйца ( n = 45).
Некоторые данные о варьировании размеров 125 яиц обыкновенной пустельги «тростниковой» группировки приведены ниже. Так, большой диаметр яйца варьировал от 35 до 43 и составил в среднем 38.2±0.1 мм. Малый диаметр яйца варьировал от 27.1 до 33.8, составляя в среднем 31.4±0.1. Объём яйца варьировал от 13.2 до 23.3 см3. Средний показатель объёма яйца составил 19.2±0.1 см3.
Наши исследования свидетельствуют об экологической пластичности обыкновенной пустельги, освоившей за короткий период новый гнездовой биотоп.
Исследование частично поддержано грантом РФФИ 13-05-00467.