Гнездование серебристых чаек Larus argentatus на крышах зданий в Санкт-Петербурге

Автор: Лобанов С.Г.

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 152 т.10, 2001 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140149270

IDR: 140149270

Текст статьи Гнездование серебристых чаек Larus argentatus на крышах зданий в Санкт-Петербурге

Гнездование серебристой чайки Larus argentatus в городах на крышах зданий стали регистрировать с конца XIX в., а со второй половины XX в. оно становится всё более обычным явлением в Северной Америке, Фенно-скандии, в западной, центральной и восточной Европе (см.: Юдин, Фирсова 1988, с. 136). В пределах бывшего СССР гнездование серебристых чаек на крышах было известно лишь для Риги, где его отмечали с конца 1970-х (Strazdins et al. 1987). В 1991 там гнездилось около 80 пар (Денисов 1992). В Московской области гнездование серебристых чаек на зданиях первый раз зарегистрировано в 1998 в Ногинске (Зубакин 1998). Четыре пары гнездились на залитой гудроном плоской крыше прядильной фабрики в колонии сизых чаек Larus canus из 150-170 пар. Примечательно, что в этой колонии гнездились также 3 пары черноголовых чаек L. melanocephalus, известных на гнездовании в Московской обл. лишь с 1993 года. В 1999 на крыше фабрики в Ногинске гнездилось уже 15-20 (Калякин 2000, с. 32), в 2000 — 30-35 (возможно, до 40) пар серебристых чаек (Зубакин 2000).

Для Санкт-Петербурга гнездование серебристых чаек на крышах установлено нами впервые.

В середине июня 2000 выводок серебристой чайки из 3 нелетающих птенцов величиной с галку обнаружили на крыше небольшой башни, примыкающей к производственному зданию НИИ Постоянного Тока (ул. Курчатова, д. 12). Плоская крыша площадью в 18 м2 недоступна для людей, собак и кошек, поскольку на неё нет хода. Её поверхность с трёх сторон ограничена бетонно-деревянным поребриком, а с южной стороны вдоль

Вид на башню, где гнездились серебристые чайки.

крыши посажен ряд молодых берёз, создающих благоприятную тень в жаркую солнечную погоду (см. рисунок).

Взрослые чайки совершенно не обращали внимания на людей, идущих по улице. Однако они вели себя очень агрессивно, когда мы наблюдали за ними с крыш соседних зданий. Родители немедленно подлетали к нам и с криками пикировали, привлекая и других чаек, державшихся поблизости.

Пока птенцы росли, они всё время находились на крыше башни. К 8 июля подросшие птенцы спрыгнули на обширную крышу основного корпуса здания, где оставались до подъёма на крыло. Летать молодые начали 12 июля. Во время первых непродолжительных полётов их сопровождали не родители, которые оставались у гнезда, а другие серебристые чайки, не участвовавшие в размножении, но постоянно находившиеся рядом с гнездящейся парой. В разное время мы насчитывали до 6 таких “помощников”. По нашим наблюдениям, они выполняли функции по защите гнезда.

К 17 июля молодые чайки летали уже самостоятельно. С помощью зрительной трубы в разное время суток мы наблюдали за их перемещениями. Взрослые птицы продолжали держаться у гнезда до конца августа.

На следующий, 2001 год пара серебристых чаек вновь загнездилась на крыше башни и успешно вывела 3 птенцов. Птицы появились на башне в конце первой декады марта. 10 марта мы наблюдали элементы токового поведения. Одна из птиц приносила пучки травы и демонстративно предлагала их партнёру. До конца марта обе птицы вечером покидали башню, ночуя, по-видимому, вместе с другими серебристыми чайками на льду Невы. Самое большое скопление ночующих на Неве чаек (более 600) отмечено нами в это время на участке реки между мостами Александра Невского и Финляндским.

К насиживанию наши чайки приступили ориентировочно 21 апреля. Именно с этого времени мы постоянно наблюдали одиночных взрослых птиц, отыскивающих корм на помойках в соседних дворах. 31 мая на боковом поребрике башни мы обнаружили трёх птенцов величиной со скворца.

Необходимо отметить, что с 29 мая на территории института проводились работы по демонтажу высокой металлической конструкции, находившейся во дворе. Первые дни работы птицы сильно беспокоились и постоянно летали с криками вокруг башни. Однако к 9 июня чайки окончательно привыкли к рабочим и спокойно сидели на башне во время проведения работ. Позже сильный ветер опрокинул две вертикальные опоры конструкции, но и это не помешало чайкам успешно завершить гнездование.

Птенцы поднялись на крыло к 4-5 июля. С этого времени мы постоянно наблюдали молодых птиц отдыхающими на крышах соседних зданий, купающимися по утрам у северного берега пруда и летающими в районе гнездовой башни. Беспокойное поведение родителей было особенно характерно для первых дней после слёта молодых.

В 2001 году мы нашли в Санкт-Петербурге ещё четыре башни, на которых гнездились серебристые чайки. Две из них располагаются на Октябрьской набережной и по одной — на Свердловской и Выборгской набережных. Все эти башни являются частью производственных корпусов на территориях промышленных предприятий. Первое появление чаек на башнях Октябрьской набережной отмечено нами 26 февраля. На Выборгской набережной 12 июля два подросших птенца находились на плоской крыше основного здания под башней, а третий птенец сидел со взрослой птицей на крыше соседнего здания. К 16 июля летали уже все три птенца.

Кроме того, характерное для размножения поведение серебристых чаек наблюдалось нами в 2000 и 2001 годах в центре города (ст. метро “Технологический институт”, “Электросила”, “Петроградская”), что указывает на возможность их гнездования и в этих районах Санкт-Петербурга.

Таким образом, результаты наших наблюдений свидетельствуют об успешном гнездовании серебристых чаек на башнях производственных зданий города. Можно предполагать, что число чаек, гнездящихся на крышах зданий в Санкт-Петербурге, в дальнейшем будет увеличиваться.

Автор выражает свою благодарность А.К.Шкоде (НПО “Позитрон”) и И.В.Кочерга (НИИПТ) за помощь в организации наблюдений, а также М.Лобановой и Н. Орлову за помощь в проведении наблюдений и фотографировании птиц.

Статья