Гнездование широкохвостки Cettia cetti в садах города Ушарал (Алакольская котловина)
Автор: Березовиков Н.Н.
Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis
Статья в выпуске: 384 т.16, 2007 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140150720
IDR: 140150720
Текст статьи Гнездование широкохвостки Cettia cetti в садах города Ушарал (Алакольская котловина)
Широкохвостка Cettia cetti – один из характерных и индикаторных видов птиц пойменных тугаёв и приозёрных тростников в южной и юго-восточной частях Казахстана (Шнитников 1949; Корелов 1972). Со второй половины 1980-х годов начался процесс увеличения численности этой камышевки и расселения её на востоке и юго-востоке Казахстана (Березовиков, Левин 2001; Березовиков, Рубинич 2001; Ковшарь, Березовиков 2001). При этом она заселила не только поймы равнинных рек Казахского мелкосопочника, Калбы, Зайсанской котловины, но и горные долины Тянь-Шаня, Джунгарского Алатау, Тарбагатая, Манрака, Саура и Южного Алтая до 1800 м над уровнем моря, став в ряде мест фоновым видом (Березовиков 2002; Березовиков, Винокуров, Белялов 2005; Березовиков, Воробьёв 2001; Березовиков, Жатканбаев 2002; Березовиков, Левин 2002; Березовиков, Самусев 2003; Стариков 2002; Щербаков, Березовиков 2004).
В пустынных и водно-болотных ландшафтах Алакольской котловины широкохвостка гнездится главным образом в двух типах место- обитаний. В пустынной равнине она населяет тополево-ивово-кленовые и ивово-лоховые тугаи речек с густым кустарниковым подлеском из жимолости, шиповника, тёрна, облепихи, боярышника, лоха и тростника, густо перевитыми ежевикой и ломоносом, что делает эти заросли совершенно непроходимыми. Наиболее характерным спутником широкохвостки в этих местах является южный соловей Luscinia mega-rhynchos. По берегам озёр и в дельтах рек широкохвостка населяет обширные тростниковые массивы, обитая совместно с дроздовидной камышевкой Acrocephalus arundinaceus, усатой синицей Panurus biar-micus и тростниковой овсянкой Emberiza schoeniclus. При этом она встречается в тростниковых зарослях как на сухих или временно затапливаемых берегах, так и на тростниковых сплавинах-купаках среди озёр Сасыкколь, Кошкарколь, Уялы, Алаколь и в дельтах Тентека и Урджара. Примечательно, что в первой половине ХХ столетия эта камышевка встречалась в тростниках по берегам рек и озёр, совершенно не заходя в тростники, растущие в воде (Шнитников 1949), хотя в настоящее время это явление стало обычным.
Вдоль оросительных каналов, по берегам которых развиты заросли тростника, лоха, шиповника и чингила, широкохвостка встречается в сельскохозяйственных угодьях. На окраине города Ушарал пение этого вида можно слышать даже в огородах, примыкающих к пойменному лесу Тентека. Аналогичное явление мне приходилось наблюдать в мае 1993 г. в дельте реки Или в огородах посёлка Караозек, которые примыкают к сплошным тростниковым массивам на южном берегу Балхаша (Березовиков, Жатканбаев 2002).
Сведений о гнездовании широкохвостки в населённых пунктах Казахстана в литературе не приводится. В апреле-июле 1999-2006 годов в городе Ушарал, расположенном в западной части Алакольской котловины, мне неоднократно приходилось слышать самцов этой камышевки, громко поющих в старых запущенных садах из клёнов, яблонь, груш, вишни, черешни с густыми зарослями сирени, малины и винограда. Однако фактических данных, подтверждающих гнездование, получить не удавалось. В 2007 году с 5 по 17 июля в центральной усадьбе Алакольского заповедника наблюдался самец широкохвостки, время от времени поющий во фруктовом саду на участке густой поросли молодых клёнов и конопли, примыкающих к живой изгороди из винограда. В этом месте 11 июля на куче валежника, перевитого ежевикой, замечены 2 птенца широкохвостки с недоросшими рулевыми перьями, одного из которых покормила взрослая птица. При попытке приблизиться для фотографирования они исчезли, и затем из зарослей лишь изредка доносились беспокойные голоса взрослых широкохво-сток. Из других птиц поблизости в кустарниках держался выводок южных соловьёв, в яблонях – большая синица Parus major, чёрный дрозд Turdus merula, а в высокоствольных тополях – иволга Oriolus oriolus. Таким образом, широкохвостка, достигнув в последнее десятилетие оптимума своей численности, начала заселять культурный ландшафт – ранее совершенно чуждую для неё среду обитания.